Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме: «Бюджет семьи. Доходы и расходы». УМК «Школа России»
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Братанова Тамара Александровна

    Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.

    Тема урока: "Семейный бюджет».

     Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел «Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет» строится новое знание «семейный бюджет».

    Урок состоит из нескольких частей: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, конкретная работа по теме урока, выполнение проекта  и рефлексия. После повторения составляющих частей государственного бюджета учащиеся самостоятельно определяют тему и цели данного урока. В основной его части обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет" и выясняют составляющие семейного бюджета.

     Для выработки первичных умений планирования своего бюджета учащиеся выполняют проект, который  проходит в виде групповой работы. Учащиеся разбиваются на 4 группы и распределяют бюджет своей семьи из предложенного списка расходов. Учащиеся выясняют  наилучшую формулу распределения расходной и доходной частей бюджета и какие товары или услуги являются обязательными для оплаты. Проверка выполнения проекта  проходит мобильно, затем проходит обсуждение,  на чём можно сэкономить, если в бюджете образовался дефицит. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают продуктивность своей работы.

    Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

    Задачи:

    • Знакомство с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар.
    • Выявление основных источников семейного бюджета
    • Раскрытие содержательной стороны экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
    • Развитие экономической и финансовой грамотности по ведению семейного бюджета;
    • Совершенствование навыка работы в группах по заданиям на выявление признаков экономических понятий «доходы» и «расходы».

     

    Планируемые результаты:

    Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, поиск и выделение из источников необходимой информации.

     Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности.

    Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл semeynyy_byudzhet.docx34.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект урока  окружающего мира 3 класс

    по теме:  «Бюджет семьи. Доходы и расходы».

    УМК «Школа России»

    Номинация:  «Финансовый абсолют».

    Выполнила: учитель начальных классов                                                                                                          

                                                                                                                     первой квалификационной категории

                                                                                                                      Братанова Тамара Александровна

    Пояснительная записка

    Конспект урока по окружающему миру УМК  «Школа России» соответствует ФГОС.

    Тема урока: "Семейный бюджет».

     Урок составлен по учебнику А.А. Плешакова для учащихся 3 класса. Раздел «Чему учит экономика» 12 часов, 10 урок в разделе. Данный урок связан с предыдущими темами, на знании вопроса «государственный бюджет» строится новое знание «семейный бюджет».

    Урок состоит из нескольких частей: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, конкретная работа по теме урока, выполнение проекта  и рефлексия. После повторения составляющих частей государственного бюджета учащиеся самостоятельно определяют тему и цели данного урока. В основной его части обучающиеся знакомятся с понятием "семейный бюджет" и выясняют составляющие семейного бюджета.

     Для выработки первичных умений планирования своего бюджета учащиеся выполняют проект, который  проходит в виде групповой работы. Учащиеся разбиваются на 4 группы и распределяют бюджет своей семьи из предложенного списка расходов. Учащиеся выясняют  наилучшую формулу распределения расходной и доходной частей бюджета и какие товары или услуги являются обязательными для оплаты. Проверка выполнения проекта  проходит мобильно, затем проходит обсуждение,  на чём можно сэкономить, если в бюджете образовался дефицит. В конце урока проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся оценивают продуктивность своей работы.

    Цель урока: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

    Задачи:

    • Знакомство с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар.
    • Выявление основных источников семейного бюджета
    • Раскрытие содержательной стороны экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;
    • Развитие экономической и финансовой грамотности по ведению семейного бюджета;
    • Совершенствование навыка работы в группах по заданиям на выявление признаков экономических понятий «доходы» и «расходы».

    Планируемые результаты:

    Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, поиск и выделение из источников необходимой информации.

     Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и самостоятельная оценка процесса и результатов деятельности.

    Личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

    Тип урока. Урок получения новых знаний.

    Используемые технологии. На уроке использованы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся  (проблемное обучение, проектные технологии).

    Оборудование:

    Интерактивная доска, маршрутные листы, карточки, схемы, учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» для 3 класса, листы самооценки.


    Сценарий урока

    Компоненты урока

    Формирование УУД

                   Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный этап (1 мин.) 

    Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока.

    Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга.

    - Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка. Прочитайте слова немецкого писателя Авербаха Бертольда, которые я выбрала эпиграфом к уроку. “Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства”. Вторая и третья часть этого высказывания красной линией пройдёт через наш урок. О рассудительности и искусстве траты денег мы будем сегодня говорить.

    Дети слушают учителя. Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются на урок.

    II. Этап проверки домашнего задания (3–4 мин.)

    Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы.

    Личностные УУД: учащиеся высказывают мнение, свою позицию; установление личностного смысла знания.

    - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. 
    Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? 

    -Что такое государственный бюджет? 

    -Что такое доход? 

    -Что такое расход? 

    -Зачем, для чего, нужен бюджет? 

    -Откуда государство получает доходы? 

    -Что такое налоги?

    -На что государство расходует денежные средства? 

    Работа с толковым словарём.

    (Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов.

    План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год)

    Деньги, поступающие в бюджет.

    Деньги, которые тратят.

    Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.

    Большую часть из налогов.

    Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.

    Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату заработной платы, пенсий и пособий.

    III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала (1–2 мин.).

    Цель – постановка учебной задачи.

    Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи..

    Почему происходит так: одни люди работают, получают приличный доход, но живут так, что денег порой не хватает до зарплаты.

    А другие люди вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах?

    - Не умеют планировать свой семейный бюджет

    IV. Этап изучения новых знаний (5–6 мин.).

    Цель – самостоятельно добывать информацию с последующим обсуждением в группе; уметь анализировать информацию.

    .

    Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

    - На уроке мы должны заполнить эту таблицу и разобраться из чего состоят доходы в семейном бюджете и расходы.

    - Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

    - Так что такое доход семьи?

    Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.

    Зарплата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.            

     Сумма, заработанная членами семьи за месяц.                                 

    V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся (17–22 мин.). 

    Цель –  учить применять знания,, для решения конкретных задач.

     Игра «Доходы семей»

    VI.

    Гимнастика для глаз.

    Цель – снятие напряжения глаз.

    Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

    Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

    Коммуникативные УУД: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать

    Сегодня мы с вами попробуем рассчитать бюджеты семей героев известных нам мультфильмов. Это семья Барбоскиных и семья свинки Пепе.

    Конверт с листками доходов и расходов .Доходы и расходы семей мы будем считать в колобках.

    Семья Барбоскиных:

    мама- заработная плата 15 колобков;

    папа- заработная плата 25 колобков;

    дедушка-пенсия 10 колобков;

    Генка-ученик , детское пособие  2 колобка.

    Дружок- ученик , детское пособие2 колобка.

    Лиза- ученица , детское пособие 2 колобка.

    Роза- ученица , детское пособие 2 колобка.

    Малыш- дошкольник, детское пособие 2 колобка.

    Итого: 60 колобков

    Семья свинки Пепе:

    мама- заработная плата 14 колобков;

    папа- заработная плата 27 колобков

    дедушка - пенсия 10 колобков;

    бабушка - пенсия 10 колобков;

    свинка Пепе - дошкольник, детское пособие 2 колобка.

    братик Джорж - дошкольник, детское пособие 2 колобка.

    Итого:  65 колобков

    Достаньте из конверта первый лист, на котором указаны составы ваших семей, какие доходы вы имеете. (У каждой группы разное количество членов семьи, разные источники доходов и разные суммы.) Ознакомьтесь с ним.
    Сейчас мы узнаем совокупный доход ваших семей за месяц. Работать мы будем с помощью счётного материала: доходы вы будете выкладывать синим цветом, а расходы – красным. Выложите на счётной линейке ваши доходы. Каким цветом вы воспользуетесь? (синий цвет).

    Вы подсчитали доходы ваших семей за месяц. От каждой группы по 1 представителю идут в БАНК (на столе трёхлитровая банка с деньгами, вокруг лежат “колобки” разного достоинства) за деньгами, а мы поближе познакомимся с колобками. Рассмотрите эту купюру.
    Какого она достоинства?
    - Где рекомендуют хранить деньги?

    - Для чего?
    У нас деньги тоже в БАНКе. Что это? (Игра слов)
    Какая пословица на купюре?
    Какие пословицы о деньгах вы знаете ещё?

    Гимнастика для глаз.


    На купюре написано “Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от вас убегу…” Действительно, деньги как вода, быстро утекают сквозь пальцы. Давайте глазками покажем движение нашего колобка:

    • Колобок катится влево/ вправо.
    • Колобок скачет вверх/ вниз.
    • Напишите “глазками” слово КОЛОБОК.

    (На время зрительной гимнастики объектив проектора закрыть.)
    - Проверим, правильно ли набрали необходимые суммы ребята. (Если всё верно – семья получает премию – 5 колобков. Если ошибка при подсчёте – штраф 5 колобков.)

    - Давайте проведём такой опыт. Представьте, что вы должны распределить свои расходы. Достаньте из конвертов списки расходов. На экране эти же товары. Обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги в первую очередь.

    -  Давайте проверим, что вы выбрали

    -  В чём едины все семьи?

    -  Что же делать с такими большими покупками как сотовый телефон, телевизор, поездка к морю и т.д. Откуда брать деньги на них?

    -  У кого синий цвет видно из-под красного? Что это значит?

    -  У кого синего цвета не видно из-под красного? Что это значит?

    - Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?


    Составление диаграммы для анализа доходов и расходов семьи

    -  В банке.

    - Чтобы они приносили прибыль

    Ответы детей

    Работа в группах. Дети обсуждают, на что семье необходимо потратить деньги в первую очередь. На бланке расходов дети ставят галочки в 3 колонке. Четвёртая колонка детям не видна: она загнута

    Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения

    Расходы превышают доходы

    Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги на безделушки …

    Рациональное планирование расходов семьи.

    VII. Этап контроля и самоконтроля (5–6 мин.).

    Цель – контроль знаний по теме, самоконтроль.

    Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Давайте составим список советов  по экономии семейного бюджета.

    Совет №1

    Планируй семейный бюджет исходя

    из доходов.

    Совет №2

    Бережно относитесь к своим вещам.

    Совет№3

    Напоминайте родителям об

     оплате налогов во время.

    Совет №4

    Уходя из дома, выключайте свет

    VIII. Этап рефлексии (3 мин.).

    Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы.

    Личностные – оценка собственных знаний

    Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет кроссворд. Закончите предложения:

    • Мама, папа, я – наша дружная …Семья
    • Дети получают детское …Пособие
    • Родители получают на работе …Зарплата
    • То, что тратит семья …Расходы
    • Её получают бабушки и дедушки…Пенсия
    • Бывает государственный, семейный…Бюджет
    • Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы

    Какое слово спряталось? Правильно, спасибо за внимание, за хорошую работу.

     IX . Этап информации о домашнем задании (1 мин.).

    Цель – закрепление изученного материала.

    Составить с родителями бюджет своей семьи

     Записывают домашнее задание


    Использованная литература

    1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.- 944стр.

    2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А.А.Плешаков.-3-е изд.- М.: Просвещение, 2013.-175 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

    Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

    Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга. Будь природе другом" А.А. Плешаков Школа России

    Урок проводится во 2 классе. Приложен конспект и презентация...

    Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"

    Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Родной край-часть большой страны.Курский край." УМК "Школа России"

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, УМК "Школа России". Автор  А.А.Плешаков....

    Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему: "Почему мы любим кошек и собак? " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

    Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Почему мы любим кошек и собак?  " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

    Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу" (УМК "Школа России", 2 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование умения определения сторон горизонта; формирование логического мышления, включение развивающих заданий.Планируемые результаты:Предметные:- знать:  что ...