Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."
классный час (2 класс) по теме

Рудак Ирина Владимировна

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок гражданственности по теме:

Россия – родина моя. Я – гражданин России. (2класс)

Задачи:

§ систематизировать знания обучающихся о Государственных символах России;

§ развивать интерес к истории своей страны;

§ воспитывать патриотические чувства

Ход занятия

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Учитель:

- Ребята, поздравляю вас с замечательным праздником, Днём знаний! Хочу пригласить вас в этот особенный день  в путешествие по нашей стране…(России). Вы готовы? Путешествовать мы будем на кораблях – летучих голландцах, так как наша страна так велика, что за урок не обойдёшь и не объедешь. Для этого предлагаю каждому построить свои кораблики.

- Что возьмём с собой в дорогу? /старание, внимание, знания/.

2. Работа с бумагой. Изготовление кораблика в технике оригами.

- У нас получилась замечательная флотилия.

- Кто знает, что такое флотилия? (Военная эскадра)

- Отправляемся в неведомый поход! Верим, что сегодня повезёт!
Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)

Сложите базовую форму Блинчик. переверните изделие.

Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)

Углы согните к центру изделия.

Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)

Снова переверните.

Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)Углы верхний и нижний поднимите и совместите, боковые углы вытяните в стороны, сгибая изделие пополам.

Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)Кораблик готов.

Остановка I. «Гражданская»

- Ребята! Как вы думаете, кем мы с вами являемся? (Детьми, учениками, людьми, гражданами.) - А какой страны? (Россия) - Чем для нас является Россия? (Родина, Отчизна, Отечество) Учитель: Мы граждане страны России. Мы россияне. А кто же такой гражданин? (Отвечают дети) Гражданин–житель страны, который признаёт её законы (правила поведения). Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой.
Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.
Учитель:

- Главный город России? (Пермь, Москва, Строитель, Белгород– на карточке) Россия – большая Родина. Строитель – малая родина.?

- У граждан любой страны есть свои права и обязанности. (На доске – опора.) ГРАЖДАНИН ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ

- Что бы вы поставили на 1 место? (Обязанности.)

- Верно, обязанности. А что это такое? (Ответы детей )

- А какие обязанности есть у вас перед мамой, школой, обществом.

- А можно ли не выполнять свои обязанности? Почему? (Ответы детей.)

- А какие обязанности у ваших родителей? (В т.ч. платить налоги.)

- А что такое права? (Ответы детей )

- А какие права есть у нас с вами? (Вывешиваю на доску список прав.) (Право на жизнь, на обучение, на медицинское обслуживание.)

- Есть документ, который подтверждает, что мы имеем право на бесплатное медицинское обслуживание. Называется он – «медицинский полис». (Показываю.)

- Что мы с вами поняли? Что есть у каждого гражданина РФ? (Права и обязанности.)

- Кто является главой нашего государства?

- Какими качествами должен обладать президент государства? Отметьте эти качества. (Работа у доски)

справедливость

честность

жестокость

интеллигентность

хитрость

дисциплинированность

 Физминутка. (2мин.)

А теперь, ребята, встали.

 Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели. Вновь – за дело!

Остановка II. « Символы»

Учитель: - Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория. Единый язык, законы. А так же в каждой стране есть государственные символы.

Учитель: – Родина начинается с символов страны. Что такое символы? : "Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А, люди знают , что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами  выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё отечество. Гражданин гордится родиной, значит, готов помогать ей, защищать её.

 - Что относится к символам? (Флаг, герб, гимн)

Рассматривают рисунки.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особенных случаях, во время национальных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

- что должны делать люди во время исполнения Государственного гимна?

- Каждое утро в России начинается с государственного гимна, который звучит по радио 1 минуту 9 секунд. Перед вами текст гимна России. О новые слова были написаны С. Михалковым в 2000г. , композитор – А. Александров ( 1038г.)

А теперь прочитайте гимн и найдите слова, которые отражают любовь к родине – России, красоту её природы, гордость её истории, надежды на будущее.http://nsc.1september.ru/2007/12/2.gif

Государственный  герб

- Перед вами государственный герб. Опишите его.

НАШ ГЕРБ

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимают в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье.

Где львов от века не бывало,
С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы!

Учитель. 

Вглядитесь внимательно в российский герб: разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами – перьями? От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей – славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами. С течением времени стали забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Кто знает, как зовут этого всадника?

Д.Святой Георгий Победоносец.

Учитель.-  Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.

Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Государственный флаг.

- А как выглядит Государственный флаг? Выберите правильный ответ. (Работа на доске)

ž Белый цвет - символизирует мир, чистоту совести, благородство, совершенство, невинность.

ž Синий – небо, верность,  веру, правду.

ž Алый (красный) – символизирует отвагу, героизм, огонь, любовь.

- Где можно увидеть эти символы?

- Давайте украсим наши корабли Российскими знамёнами. ( Работа  карандашами)

Остановка 3 Пословицы  о Родине.( складывание пословиц из частей)

Учитель:

- С давних времён наши предки посвящали своей отчизне много тёплых слов. Некоторыми в виде пословиц и поговорок пользуемся мы и в наше время.

Родина - мать, умей за нее постоять.

У чужой еды и вкус чужой.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Дома и стены помогают.

Человек без родины - соловей без песни.

Своя земля и в горсти мила.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – всем матерям мать.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

На чужой стороне и весна не красна.

Рефлексия

О каких государственных символах говорили сегодня?

Каждый гражданин должен знать символы своей страны, должен уважать и любить свою родину!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности и патриотизма. Тема: Кубань – моя, степная дочь России.

Цель: расширить знания учащихся  об истории Краснодарского края, познакомить с историческими вехами Кубани; воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма, чувства гордос...

урок окружающего мира тема:"Россия - Родина моя"

Путешествие на ковре самолёте по России. Разговор о том, с чего начинается Родина, о малой Родине - Ставрополье. История с. Бурлацкого...

Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»

Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:·          Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...