Главные вкладки

    Классный час (2 класс) по теме:
    Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

    Рудак Ирина Владимировна

    Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок гражданственности по теме:

    Россия – родина моя. Я – гражданин России. (2класс)

    Задачи:

    § систематизировать знания обучающихся о Государственных символах России;

    § развивать интерес к истории своей страны;

    § воспитывать патриотические чувства

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

    Учитель:

    - Ребята, поздравляю вас с замечательным праздником, Днём знаний! Хочу пригласить вас в этот особенный день  в путешествие по нашей стране…(России). Вы готовы? Путешествовать мы будем на кораблях – летучих голландцах, так как наша страна так велика, что за урок не обойдёшь и не объедешь. Для этого предлагаю каждому построить свои кораблики.

    - Что возьмём с собой в дорогу? /старание, внимание, знания/.

    2. Работа с бумагой. Изготовление кораблика в технике оригами.

    - У нас получилась замечательная флотилия.

    - Кто знает, что такое флотилия? (Военная эскадра)

    - Отправляемся в неведомый поход! Верим, что сегодня повезёт!
    Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)

    Сложите базовую форму Блинчик. переверните изделие.

    Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)

    Углы согните к центру изделия.

    Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)

    Снова переверните.

    Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)Углы верхний и нижний поднимите и совместите, боковые углы вытяните в стороны, сгибая изделие пополам.

    Схемы оригами - Транспорт (Кораблик)Кораблик готов.

    Остановка I. «Гражданская»

    - Ребята! Как вы думаете, кем мы с вами являемся? (Детьми, учениками, людьми, гражданами.) - А какой страны? (Россия) - Чем для нас является Россия? (Родина, Отчизна, Отечество) Учитель: Мы граждане страны России. Мы россияне. А кто же такой гражданин? (Отвечают дети) Гражданин–житель страны, который признаёт её законы (правила поведения). Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой.
    Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.
    Учитель:

    - Главный город России? (Пермь, Москва, Строитель, Белгород– на карточке) Россия – большая Родина. Строитель – малая родина.?

    - У граждан любой страны есть свои права и обязанности. (На доске – опора.) ГРАЖДАНИН ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ

    - Что бы вы поставили на 1 место? (Обязанности.)

    - Верно, обязанности. А что это такое? (Ответы детей )

    - А какие обязанности есть у вас перед мамой, школой, обществом.

    - А можно ли не выполнять свои обязанности? Почему? (Ответы детей.)

    - А какие обязанности у ваших родителей? (В т.ч. платить налоги.)

    - А что такое права? (Ответы детей )

    - А какие права есть у нас с вами? (Вывешиваю на доску список прав.) (Право на жизнь, на обучение, на медицинское обслуживание.)

    - Есть документ, который подтверждает, что мы имеем право на бесплатное медицинское обслуживание. Называется он – «медицинский полис». (Показываю.)

    - Что мы с вами поняли? Что есть у каждого гражданина РФ? (Права и обязанности.)

    - Кто является главой нашего государства?

    - Какими качествами должен обладать президент государства? Отметьте эти качества. (Работа у доски)

    справедливость

    честность

    жестокость

    интеллигентность

    хитрость

    дисциплинированность

     Физминутка. (2мин.)

    А теперь, ребята, встали.

     Быстро руки вверх подняли,

    В стороны, вперёд, назад.

    Повернулись вправо, влево.

    Тихо сели. Вновь – за дело!

    Остановка II. « Символы»

    Учитель: - Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория. Единый язык, законы. А так же в каждой стране есть государственные символы.

    Учитель: – Родина начинается с символов страны. Что такое символы? : "Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А, люди знают , что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами  выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё отечество. Гражданин гордится родиной, значит, готов помогать ей, защищать её.

     - Что относится к символам? (Флаг, герб, гимн)

    Рассматривают рисунки.

    Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особенных случаях, во время национальных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

    - что должны делать люди во время исполнения Государственного гимна?

    - Каждое утро в России начинается с государственного гимна, который звучит по радио 1 минуту 9 секунд. Перед вами текст гимна России. О новые слова были написаны С. Михалковым в 2000г. , композитор – А. Александров ( 1038г.)

    А теперь прочитайте гимн и найдите слова, которые отражают любовь к родине – России, красоту её природы, гордость её истории, надежды на будущее.http://nsc.1september.ru/2007/12/2.gif

    Государственный  герб

    - Перед вами государственный герб. Опишите его.

    НАШ ГЕРБ

    Различным образом державы
    Свои украсили гербы.
    Вот леопард, орел двуглавый
    И лев, встающий на дыбы.

    Таков обычай был старинный,
    Чтоб с государственных гербов
    Грозил соседям лик звериный
    Оскалом всех своих зубов.

    То хищный зверь, то птица злая,
    Подобье потеряв свое,
    Сжимают в лапах, угрожая,
    Разящий меч или копье.

    Где львов от века не бывало,
    С гербов свирепо смотрят львы
    Или орлы, которым мало
    Одной орлиной головы!

    Учитель. 

    Вглядитесь внимательно в российский герб: разве не напоминает золотой орел на красном фоне солнце, сияющее своими лучами – перьями? От солнца многое зависело в крестьянской жизни, поэтому предки русских людей – славяне стали представлять себе солнце могущественным царем. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами. С течением времени стали забываться смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

    На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Кто знает, как зовут этого всадника?

    Д.Святой Георгий Победоносец.

    Учитель.-  Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.

    Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    Государственный флаг.

    - А как выглядит Государственный флаг? Выберите правильный ответ. (Работа на доске)

    ž Белый цвет - символизирует мир, чистоту совести, благородство, совершенство, невинность.

    ž Синий – небо, верность,  веру, правду.

    ž Алый (красный) – символизирует отвагу, героизм, огонь, любовь.

    - Где можно увидеть эти символы?

    - Давайте украсим наши корабли Российскими знамёнами. ( Работа  карандашами)

    Остановка 3 Пословицы  о Родине.( складывание пословиц из частей)

    Учитель:

    - С давних времён наши предки посвящали своей отчизне много тёплых слов. Некоторыми в виде пословиц и поговорок пользуемся мы и в наше время.

    Родина - мать, умей за нее постоять.

    У чужой еды и вкус чужой.

    Каждый кулик свое болото хвалит.

    Дома и стены помогают.

    Человек без родины - соловей без песни.

    Своя земля и в горсти мила.

    Родной край – сердцу рай.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Одна у человека мать, одна у него и родина.

    Родина – всем матерям мать.

    И пылинка родной земли – золото.

    Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

    На чужой стороне и весна не красна.

    Рефлексия

    О каких государственных символах говорили сегодня?

    Каждый гражданин должен знать символы своей страны, должен уважать и любить свою родину!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

    Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

    Урок гражданственности и патриотизма. Тема: Кубань – моя, степная дочь России.

    Цель: расширить знания учащихся  об истории Краснодарского края, познакомить с историческими вехами Кубани; воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма, чувства гордос...

    Презентация к уроку по теме "Россия - Родина моя"

    Данная презентация отражает основные моменты урока, является наглядным материалом, направленным на развитие познавательных способностей и словесной речи учащихся с нарушенным слухом, реализуя принцип ...

    План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Россия - Родина моя!"

    урок построен по принципу путешествия по климатической карте: начинаем с Севера и дальше на юг....

    Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Россия - Родина моя"

    Разработка урока о символах Российского государства...