урок окружающего мира тема:"Россия - Родина моя"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Панфилова Елена Алексеевна
Путешествие на ковре самолёте по России. Разговор о том, с чего начинается Родина, о малой Родине - Ставрополье. История с. Бурлацкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

              УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                   ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

           

     

               

                         

                                                               подготовила

                                                                               учитель начальных

                                                                               классов

                                                                               Панфилова Е.А.

                        МОУ «СОШ№ 10»

                         с. Бурлацкое

                                 2011г.

Тема: Россия – Родина моя.

Цель: Формировать представление о России её местоположении на планете Земля, её официальных неофициальных символах; развивать интерес к истории России, умение рассуждать и анализировать; воспитывать чувство гордости за свою

страну.

       

                                   Ход урока.

1. Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

                        (В. Степанов)

- Ребята, надеюсь вы догадались о чем сегодня пойдет речь нас уроке?

!  Сегодня  мы  собрались  с  вами  для  того,  чтобы    поговорить  о  самой  красивой  стране -  России.

На планете Земля, на самом большом континенте – Евразия находится самая большая страна мира и имя этой стране – Россия. История нашей страны насчитывает сотни лет, за это время наша страна выросла из маленького Московского княжества до огромной по площади страны (17,1 кв.км )

 2. - А с чего, по-вашему, начинается Родина?

Родина - это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома

- Давайте заглянем в старый бабушкин сундук. Ой, здесь лежит старый ковёр. Развесим его на верёвке. Какой ковёр интересный! На нём вышиты поля, леса, реки. Теперь таких не делают. Прислушаемся, он что-то говорит:

   - Я не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр-самолёт. Слышали о таком?

  - Давай, ковёр-самолёт полетаем. Мы покажем тебе наше Ставрополье. Мы здесь родились и выросли. Это наша Родина.

  - Я согласен. Сначала полюбуемся на нашу малую Родину. Садитесь поудобнее. Ковёр набирает высоту.

 3.     село Бурлацкое

 На этом месте в 1830 году образовались хутора пятигорских купцов, взявших в аренду казённую землю для занятия скотоводством.вскоре рядом появились хутора других скотопромышленников и крестьян переселенцев из Воронежкой и Харьковской губерний. В 1838 году они образовали село. Название его происходит от находившегося рядом яра «Бурлацкий» - потому что в нём скрывались «бурлаки» - беглые крестьяне, спасавшиеся от воинской повинности и помещиков.

В наше время Бурлацкое полностью газифицировано, здесь проведён водопровод. Имеются средняя школа, филиал школы искусств, магазины, два детских сада, больница, почта, сберкасса. В 1998 г. В селе заново построена церковь Св.Митрофания

 4.- А вот и наш район. Старейшее территориальное образование Ставропольского края –Благодарненский район. Земля района – холмистая равнина, на которой кое-где поднимаются высоты до 300 метров над уровнем моря.

Районный центр – город Благодарный. Там, где сегодня раскинулся город Благодарный, вблизи Мокрой Буйволы, в 1782 году возникло село Солдатское. 9 сентября 1971 года село Благодарное преобразовали в город Благодарный.

                 Село, что когда-то Солдатским звалось

                     Живущие люди зовут Благодарным.

 5.Поднимаемся всё выше. Вот с высоты видно всё Ставрополье. Ставропольский край раскинулся на юге умеренного континентального пояса. Здесь пролегает граница между Европой и Азией. С востока к нашему краю вплотную подошли пустыни, в которых летом нестерпимо жарко, а зимой – очень холодно. Мы живём на юге России, и солнце высоко поднимается над горизонтом. У нас солнечных дней почти столько же сколько в Крыму.

По своим географическим признакам Ставропольский край делится на северную, степную часть и южную, охватывающую предгорные и горные районы.

Его называют «жемчужиной Юга», «уникальной здравницей», «национальным достоянием». Бескрайние, пропахшие горьковатым запахом чабреца и полыни степи; величественные горы, седые вершины которых никогда не покидают снега; лесные дебри; бирюзовые озера и живописные водопады; руины и памятники далекого прошлого. Все это — Ставрополье, край удивительных контрастов.

6- А теперь я вам покажу великую Россию.

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

      (М. Исаковский)

6. Государственные символы

 - Вы, как граждане России, должны знать государственные символы страны.

Символы это условные знаки. Они отражают историю государства и его народа. Какие государственные символы вы знаете. ( выйти к доске выбрать мальчики – герб, девочки – флаг)

 - К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб,  Государственный Флаг Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление  государства, его народа, его истории и культуры.

Поднимите руки те, кто может описать государственные символы.

 «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой  лапе орла - скипетр, в левой - держава.   На груди орла на красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона; государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого цвета, средней - синего, а нижней - красного цвета». Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного Флага Российской Федерации. На протяжении  нескольких веков белый цвет символизировал свободу и независимость государства, это цвет мира и доброй воли; синий (лазоревый) - веру и верность, правду и постоянство, это цвет заступницы земли Русской - Пресвятой Богородицы; красный - державность, силу, мужество и кровь, пролитую за Отечество.

А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.  Учащиеся слушают Государственный гимн России. 

- Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость.

7.- А теперь курс на Москву. Кто знает что это за город?

   А.С.Пушкин писал:

            Москва…как много в этом звуке                                                                                                          

            Для сердца русского слилось!

            Как много в нём отозвалось.

8.- Летим над Россией. Обзорное знакомство с территорией России. ( Слайды пейзажей России: восточно-европейская равнина, река Волга, Урал, Сибирь, Дальний восток)

- Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая!

...Люблю тебя, моя Россия,

 За ясный свет твоих очей,

 За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

 Люблю твои луга и нивы,

 Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

 С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь» .

9. - И везде живут люди. Как вы думает, а много и народа населяет нашу страну?

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.  А как всех их можно назвать, одним словом?

Ответы учащихся. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения - Москва и Санкт- Петербург. Все они объединились в одно большое государство - Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Так по-разному звучат на просторах нашей страны русская «Калинка», зажигательная «Лезгинка» и казацкая плясовая.

10.Пока летим обратно, поговорим о неофициальных символах России.

- Ребята, мы теперь знаем что является официальными символами страны, давайте вспомним их….- А знаете ли вы что является неофициальными символами нашей страны, т.е., с чем ассоциируется наша страна у других народов?

 (матрешка, балалайка, шапка-ушанка, медведь, зима, валенки, скоморохи, березы)

БЕРЁЗА — символ Родины. Ни водной стране нет столько берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошла в нашу жизнь берёза. Мила она русскому человеку. Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках.

    А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки! Река Березина, Березово, Березники. Любит наш народ свою зелёную красавицу за её красоту и за пользу, которую она приносит.

     Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Хорошо бродить по берёзовой роще в летние дни.

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую.

Она всегда с подружками

Под ветром низко клониться

И гнётся – но не ломиться.

                  А.Прокофьев

Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.             Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п. За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу. Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губернии и с. Полхов-Майдан.

 Русская зима с её снегами и морозами.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

                           А.С.Пушкин

Валенки - Однако первое упоминание о «войлочных сапогах» мы находим в древнейшем произведении русской литературы «Слове о полку Игореве». Валенки – исконно русская обувь, впервые они появились в Сибири. Это была низкая обувь, голенища которой валяли отдельно, то есть, со швом. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Кстати, всего в двух городах России – Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы.

11. Итог урока

 - Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Вот и степи наши, а вот и наша школа.

Попробуйте ответить  на мои вопросы:

  Как называется наша страна?

Как называются люди, живущие в нашей стране?

Какой город является столицей России?

Какие символы государства вы знаете?

Ответы учащихся. 

- Молодцы! Хотелось бы закончить  наш разговор на поэтической ноте.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Россия и её близкие и дальние соседи. Финляндия и Дания.» УМК "Школа 21 века".

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  Тема: «Россия и её близкие и дальние соседи. Финляндия и Дания.»...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".

Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...

Видео-консультация по окружающему миру Тема "Наша Родина - Россия". 1 класс, УМК "ПНШ"

https://yadi.sk/d/ySSOcaUhFAosBg  ссылка  на папку ЯндексДиска, которая содержит видеоролик учителя Митенковой Е.В. (креаведческий фоторяд - воспитательная направляющая, любовь к малой родин...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...