Познавательная игра " Я гражданин России"
план-конспект занятия (4 класс)

Дементьева Мария Алексеевна

Дать первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «права и

обязанности граждан»;

- расширить кругозор учащихся;

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnaya_igra_ya_grazhdanin_rossii.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра «Я гражданин России»

Цели занятия:

- дать первичные представления о понятиях «гражданин», «Конституция», «права и

обязанности граждан»;

- расширить кругозор учащихся;

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Оборудование: символы государства: герб, гимн, флаг; «Нет милее и краше, чем

Родина наша», компьютер, проектор, презентация (Приложение 1).

Эпиграф занятия: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

(Н.А.Некрасов)

Ход занятия

- Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня

здесь пойдет разговор о самом главном и важном для каждого из нас - о Родине, о России.

Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над

нашим домом.

- Почему мы её так называем РОДИНА? Подберите однокоренные слова.

(Родина, родной, родители, родимый, родиться, родня, родовитый)

- Что объединяет все эти слова? (Корень -род-. Родиной мы зовём её потому, что в ней

мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.)

Со словом «родина» тесно связаны слова «отчизна», «отечество». Это самое

драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Наша Родина – это Россия.

- Почему Россию мы называем Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что

в ней жили отцы и деды наши.)

- Великий педагог К. Д. Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких

хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

- Как ещё мы часто называет нашу Родину? ( Матерью – потому, что она вскормила нас

своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и

бережёт нас от всех врагов.)

Откуда начинается Россия?

Виктор Фёдорович Боков

Откуда начинается Россия?

доброте.

С Курил? С Камчатки? Или с

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Командор?

Она горит и светит в темноте.

О чём грустят глаза её степные

Отсюда все дела её большие,

Над камышами всех её озёр?

Её неповторимая судьба.

Россия начинается с пристрастья

И если ты причастен к ней – Россия

К труду, к терпенью, к правде, к

Не с гор берёт начало, а с тебя.

- О чём это стихотворение?

- Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но

гражданином быть обязан»?

- Тема нашего занятия «Я – гражданин России». Мы должны понять, что значит быть

гражданином? Предлагаю вам немножко поиграть и посоревноваться. Бороться с

трудностями будут две команды – «Калинка» и «Малинка». Вам предстоит сегодня доказать,

что вы являетесь достойными гражданами своей страны. Оценивать конкурсы будет

уважаемое жюри в составе…

Разминка.

Отношение народа к Родине выражено в пословицах.

- Я начинаю, а вы продолжайте…

Нет милее и краше, чем ... (Родина наша).

Для Родины своей…( жизни не жалей).

Человек без Родины, … (что соловей без

На чужой стороне и…(весна не красна).

песни).

Жить - …(Родине служить).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).

Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

- Какими качествами должен обладать каждый гражданин своей страны? (Быть

ответственным, правдивым, чувствовать свою принадлежность к государству.)

- Какие символы государства вы знаете? (Герб, гимн, флаг.)

- При исполнении гимна России прошу всех встать. (Звучит гимн России)

- Что же такое гимн?

Ученик. Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в

особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях. Тем самым

выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в

других случаях: в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время

парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.

- Государственная символика является частью истории и культуры страны. И сейчас мы

проверим, как вы усвоили эти понятия.

1 конкурс «Символы России»

Конкурс состоит из трёх этапов.

- Догадайтесь, о каком символе идёт речь. Это эмблема государства, города, сословия,

рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных

документах. (Герб)

I этап. Ученик. Герб – это отличительный знак. Который есть у всякого государства. В

поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют

единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла –

скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными

камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то

служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам

о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На

груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на

российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает

копьём чёрного змия – символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.

- А теперь о каком символе страны идёт речь? Это прикреплённое к древку или шнуру

полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)

II этап. - Сколько на нём горизонтальных полос?

- Какого они цвета?

Ученик. Эти цвета появились неслучайно. Белый цвет означает мир, чистоту. Синий

цвет – небо, верность и правду. Красный – храбрость. Под флагом солдаты идут в бой, чтобы

защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований и в случае

победы спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжеств и праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет!

III этап. Дети разгадывают кроссворд «Государственная символика России».

Приложение 2

По горизонтали:

3 Имя воина, изображённого на гербе России.

7 Как называют воина, который сражается на коне.

9 Столица нашей Родины.

10 Главный символ (эмблема) любого государства.

11 Какого цвета щит на гербе России?

По вертикали:

1 Золотой шар с крестом наверху.

2 Птица, изображённая на Российском гербе.

4 Как иначе называется флаг?

5 Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России?

6 Жезл – символ власти – это…

8 Сколько голов у орла на гербе России?

10 Торжественная песня – символ государства.

- «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова

К.Паустовского. И сердцем нашей большой Родины является самый красивый город на

свете, и имя ему, о том знает каждый россиянин, - Москва.

- Как ещё называют Москву? (Столица государства Российского)

- Что значит «столица»?

Столица – главный город государства, как правило, место пребывания правительства.

- Скажите, столица есть только у России?

Стихотворение о Москве

А. Барто

Деревья в три обхвата,

Но все дороги русские

Дремучие леса.

Сходились у Кремля.

Среди лесов когда-то

Стоял велик и чуден

Город поднялся.

Московский древний град.

Здесь шли тропинки узкие,

Он дорог русским людям,

Овраги и поля,

Он славою богат.

- «Я – гражданин России». Когда человек произносит эти слова, его переполняет

чувство гордости за свою страну. А как вы понимаете слово «гражданин»? Определим

значение этого слова.

2 конкурс «Определи значение слова»

Командам предлагается 3 варианта слова «гражданин». Они должны выбрать одно -

наиболее полное и верное.

1 Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного

государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

2 Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и

обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.

3 Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и

поступающее по своему усмотрению.

- Так вы являетесь гражданами нашей страны?

- Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он

называется, вам сейчас предстоит вспомнить, собрав из рассыпавшихся букв его название.

3 конкурс «Слово рассыпалось»

Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного

и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.

.

- Какие же права и обязанности есть у граждан – у вас? Их много, и некоторые из них

вы уже знаете. На экране вы видите некоторые статьи Конституции РФ :

Статья 20 Каждый имеет право на жизнь.

Статья 22 Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 27 Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и

жительства.

Статья 40 Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен

жилища.

Статья 41 Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

4 конкурс «Викторина «Право»

- В каких сказках нарушены права героев? (На экране даются варианты ответов.)

Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»

А.Н.Толстой «Золотой ключик»

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

Ш.Перро «Золушка»

Ш.Перро «Красная Шапочка»

«Заячья избушка» русская народная сказка

Вопросы:

1В какой сказке нарушено право на жизнь?

2В какой сказке нарушено право на жилище?

3В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

4В каком произведении нарушено право работающего на справедливое

вознаграждение?

5В какой сказке нарушено право на свободу и личную неприкосновенность?

- Но каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу

высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи,

унижающие другого человека. Это ваша обязанность.

- Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома,

общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.

5 конкурс. Обязанности

- Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.

1 Прилежно учиться.

2 Выполнять требования учителя, дежурных.

3 Соблюдать технику безопасности.

4 Беречь школьное имущество.

5 Выполнять распорядок дня.

6 Придерживаться правил культурного поведения.

7 Уважать права других.

- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без

обязанностей, а обязанностей без прав.)

- Пройдёт немного времени и у вас появится ещё одно гражданское право. Когда вам

исполнится 18 лет, вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти.

Может быть, среди вас сидит будущий президент.

- Кто такой президент? ( Президент РФ является главой государства. Избирается сроком

на 4 года гражданами России тайным голосованием.)

6 конкурс. Президент

В 1991 году наша страна взяла курс на демократическое развитие. Кто был первым

президентом России? Кто является действующим президентом России?

а) М.С.Горбачёв

б) Б.Н.Ельцин

в) В.В.Путин

г) Д.А.Медведев

. Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и

богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов

знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше занятие словами великого русского поэта

Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что

все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами

есть чем.

Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Нет России другой,

Берегите ее,

Берегите ее тишину и покой,

Чтобы вечно ей быть

Это небо и солнце,

Нашей правдой и силой,

Этот хлеб на столе

Всею нашей судьбой.

И родное оконце

Берегите Россию-

В позабытом селе…

Нет России другой.

Берегите Россию,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра-викторина Символы России

Герб, Гимн, Флаг России. Как они изменялись в истории России. В игру включены не только вопросы, но и много дополнительного материала о государсвенных символах России....

Сценарий познавательной игры "Моя Родина-Россия".

Данный сценарий можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, уроках истории....

Познавательная игра "Я гражданин России"

На занятии дети говорят о символах нашего государста, получают первичные представления о понятиях "гражданин", "Конституция", "права и обязанност...

«Я имею право» Интеллектуально – познавательная игра. Тема: «Права гражданина»

      На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Блиц-игра «Я – гражданин России».

Методическая разработка внеклассного мероприятияБлиц-игра «Я – гражданин России»....

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...