Главные вкладки

    "Имею право на права!"
    методическая разработка по теме

    Швидкая Ирина Александровна

     

    Цель классного часа:

    Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Otkrytyy_klassnyy_chas.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый классный час: «Имею право на права»

    1, 4 классы , учитель Швидкая И.А.

    Цель классного часа:

    Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

    Задачи классного часа:

    1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах  

        ребенка, научить применять их в жизни.

    2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

    4. Воспитывать уважение к другим людям.

    Оборудование:

    Мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, выставка детских рисунков о добре и зле, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, глобус.

    Ход классного часа

    I. Вступительное слово учителя

    Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен

                   важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.

                   Давайте прочитаем, как он называется (доска) «Права и обязанности ребёнка»  

    Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

    II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

    Учитель:  Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

                     (Земля).

    Учитель: А что является моделью планеты Земля?

                    (Глобус).

    Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как

                    называется страна, в которой мы живем?

                    (Россия).

    Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

                    (Россияне).

    Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу

                    нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство.

                    А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

                    Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имею

                    разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они  исповедуют разную религию. А помогают им жить

                   мирно правила, которые  люди придумали для себя сами.

    Учитель: Какие правила вы знаете?

                               

    (Ответы детей)

    Учитель:  Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и

                свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но

                все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек

               должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники

               документов. Сегодня ребята 4 класса продолжат знакомство с данными документами, а ребята 1

               класса только начнут изучение прав.

    1 ученик:

    Первый документ, о котором я расскажу – это «Декларация прав человека».

    Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

    2 ученик:

    Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

                            (Мультимедийная доска) Ученики зачитывают права детей:

    -каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

    -дети имеют право жить с родителями;

    -дети имеют право на медицинскую помощь;

    -дети имеют право на обучение;

    -дети имеют право на отдых;

    -дети имеют право на охрану и защиту.

    1 ученик:

    Права ребенку надо знать.

    Не только знать, но соблюдать.

    2 ученик:

    Тогда легко нам будет жить,

    Играть, дружить и не тужить.

    III. Игра «Разрешается – запрещается»

    Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

    Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.

    Посмотри на этот знак:

    Человек поднял флаг.

    Слушать мнение ребенка (разрешается).

    Вот в углу стоит мальчонка,

    Плачет, надрывается.

    Бить, наказывать ребенка

    Строго (запрещается)

    Эта грань обозначает:

    Мать с ребенком разлучают.

    Это (запрещается).

    С мамой дети должны жить,

    Ей цветы всегда дарить –

    Это (разрешается).

    Рисовать и петь учиться,

    Если заболел – лечиться,

    Это – (разрешается).

    Этот трудится ребенок,

    Мало у него силенок,

    Ноги подгибаются.

    В детстве тяжкая работа (запрещается).

    Вместе дружно в мире жить,

    с разными детьми дружить –

    Это (разрешается).

    Этот слабый горбит спину,

    Перед сильным преклоняется.

    Быть рабом у господина

    Строго (запрещается).

    Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы

                    сегодня говорили.

    Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть

                     стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному

                    отношению».  Ребята, кто-нибудь из вас сталкивался с такой проблемой? …

    IV Работа с пословицами:

    Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». 

                   

                    А как вы представляете себе доброго человека?

                   Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Как он себя ведет?

    Задание: Давайте мы сейчас нарисуем доброго или злого человека на бумаге (по усмотрению уч-ся)

                    А ребята пусть угадают, какого человека вы нарисовали.

    Учитель: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит». 

    (Ответы детей)

    Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

    Ответы детей.

    Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко.

                    Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде.

                    Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому

                    давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

    V. Обязанности

    Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях.

                   А обязанности у вас есть?

                                                                 (Ответы детей)

    Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». 

                    Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы

                    сейчас запишите на бумаге.

    (Работа в группах).

    Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

    Обязанности:

                            Соблюдать законы.

                            Охранять природу.

                            Защищать отечество.

                            Заботиться о родителях.

                            Получить образование.

    Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

    В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

    Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

    Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

    Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

    Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

    Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

    Мама: Помой посуду, сынок.

    Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

    Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

    Сын: Это проявление жестокости. Папа!

    VI. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение)

    Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

    VII. Обобщение

    Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

    Дети: Право на образование.

    Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка.

                    А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы,

                    в том числе о том, как защитить свои права.

    Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти ребят на сцену.

    1 ученик

    Как хорошо, что есть права!

    Закон нас строго защищает.

    И в нем важны нам все права,

    Они великой силой обладают.

    2 ученик

    Чтоб нас никто не мог побить,

    Украсть, унизить и обидеть.

    3 ученик

    Не отнимешь у ребенка

    Права вечного на отдых,

    Есть в Конвенции об этом

    Специальная статья.

    4 ученик

    Папа, мама, ты и я –

    Называется «Семья».

    И для нас Семейный Кодекс

    Выпускается, друзья!

    Песня «Мир ребенка»

    Приложение № 1: Презентация «Имею право на права» (13 слайдов, объем 3,4 МБ)

    Приложение № 2: Проверочные задания «Занимательное правоведение» (19 слайдов, объем 0,4 МБ)

    Использован материал из интернета. Авторы:

    Лариса Юрисовна Хусаинова, учитель начальных классов поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности – 1 год.

    Евгения Михайловна Тютрюмова, учитель начальных классов 1 квалификационной категории поселка Калья, города Североуральска Свердловской области, стаж работы по специальности – 23 года.

    Об авторах: Классный час «Имею право на права» мы проводили в рамках городского конкурса, где заняли призовое место. В нашей школе активно используется ИКТ во всех видах деятельности, что очень нравится ученикам и учителям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Имею право на права»

    презентация к классному часу...

    Классный час для 1 класса: «Имею право на права»

    Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...

    Классный час с презентацией "Имею право на права"

    Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах....

    Классный час: «Имею право на права»

    Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...

    Классный час "Имею право на права"

    Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...

    «Имею право на права»

    В рамках месячника по правам и обязанностям учащихся был проведен единый классный час...