Классный час "Урок толерантности"
классный час (4 класс)

Федотова Яна Александровна

Целью данного классного часа является формирование у учащихся представления о толерантности, способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx95.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час 

Тема: 

Единые уроки толерантности

(доброжелательное отношение к людям разных конфессий)

Цель:

формирование у учащихся представления о толерантности, способствовать воспитанию доброты и отзывчивости, учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.

создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

Задачи:

– развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий;

воспитывать чувство уважения друг к другу;

– показать роль общения и взаимосвязи людей как основы формирования человечества;

– помочь выработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

– способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.

- создать соответствующие условия, позволяющие школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Оборудование и наглядность:

- Презентация к классному часу

- Мультипликационный фильм, «Гадкий утенок».

- Песня «Улыбка», «Если добрый ты», «Дорогою добра».

- шаблоны человечков.

Ход урока

Учитель: с какой  песни мы начали наш классный час? («Улыбка»).(1)

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

Давайте и мы наш классный час начнем с улыбки посмотрите др. на др. и улыбнитесь.

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

Тема кл часа: « Урок толерантности» (на доске)

Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость, уважение, доброта…(2)

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).(3)

Учитель: Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).

-Как называется наша страна? ( Россия).

- А какой народ живет в России? (Русские, осетины,армяне и тд.).

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен? ( Люди).(4)

- Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, русские и нет, с разным цветом кожи ).

- Мешают ли эти характеристики общаться людям друг с другом? На какие качества других людей надо обращать внимание? Эти качества можно назвать внутренней красотой. (доброта, уважение, дружелюбие …)

Вывод.

- Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты, но мы вместе.

Учитель: Ребята, сегодня особо мне хотелось поговорить с вами о терпимом, гуманном отношении к людям разных религий.

– А как вы считаете, все люди в нашем мире верят в одного Бога или в разных?
– Конечно, вы правы. В нашем мире люди верят в разных богов, и каждый человек имеет право на свою веру. 

Какие вы знаете религии?(христианство(православие), ислам, буддизм)(5)

Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет.  У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга.

2. Просмотр мультфильма. 

А теперь давайте посмотрим мультфильм.(Просмотр отрывка "Сцена птичьего двора" из мультфильма "Гадкий утёнок")

-Почему не любили гадкого утёнка?

Вывод.

Гадкого утёнка не любили за то, что он не был похож на остальных, за то что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое подчас бывает и в жизни, когда человек, ребёнок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все.

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

-Каково было гадкому утёнку? Что он чувствовал?

- А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)

- Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

- Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

- Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).

-Умение принимать и понимать человека таким, какой он есть, бережно относиться друг к другу и называется ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ.

Физкультминутка. Упражнение - физминутка «Чем мы похожи»

Встаньте все те, кто...

- у кого тёмный цвет волос; - у кого светлый цвет волос; - кто радуется хорошей погоде; - родился зимой, родился весной, родился летом; - кто любит бегать; - кто любит сладости и т.д.

Вывод: Какие вы все внимательные! Молодцы, ребята. Вот видите, несмотря на то, что мы разные, и в этом наша ценность, у нас есть и есть много общего. 

Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (слайд 22)

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

- Как можно избежать драки?

  Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Проблемные ситуации «Размышляйка»

Давайте поучимся проявлять себя в разных ситуациях. Вам нужно поразмышлять и постараться найти правильный выход из ситуации.

1 ситуация.

В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы вы поступили на месте мачехи?

а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;

б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;

в) взял бы с собой, потому  что все люди равны.

2 ситуация.

Обитатели птичьего двора из сказки Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как

поступил бы ты?

а) Правильно; я поступил бы так же;

б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;

в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы

3 ситуация.

Однажды утром, когда начинался 1 урок, дверь открылась, и в класс вошла учительница с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, приехали из Африки, и теперь будут ходить к вам в класс. Как бы вы поступили на месте детей?

а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!";

б) пригласил девочек присесть, а затем познакомил их со всем классом, ну и что они совсем не похожи на нас;

в) отвернулся бы, как будто никто не пришел.

Похвала детей.

Какие вы молодцы у меня, настоящие маленькие люди, которые знают и умеют уважать друг друга, правильно относиться к друг другу. Умнички!

Все мы разные, что-то разъединят нас, а что-то обязательно объединяет.

(вывод):

  • Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.
  • Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
  • Важно не то, что мы говорили и во что играли, а то, что мы из него вынесем в реальную жизнь, как изменим отношения с людьми, с которыми встречаемся.

Учитель: Итак, давайте сделаем вывод: как стать толерантным человеком?

  • Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей.
  • Умейте чувствовать рядом с собой человека.
  • Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право.
  • Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

- Я бы хотела, чтобы мы добавили ещё одно правило:

  • Нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и недостатки.

Учитель: Вы скажете – это сложно. Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку. Если проявляем толерантность по отношению к самому себе, то мы становимся толерантными по отношению к другим и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть. Конечно, мы не можем в одночасье сделать толерантным свое поведение, поведение других людей, но важно, что вы задумаетесь об этом.

V. Проектная работа.

У вас на партах лежат фигурки человечков. Нарисуйте лица человечкам, подпишите своё имя и приклейте фигурку в общий хоровод.

Посмотрите, какой большой хоровод получился.

Как можно сказать о нашем хороводе? (Все разные – но все вместе. Я, ты, он, она – вместе дружная семья)

VI. Итог урока

Как называется качество человека, умеющего принимать другого человека таким, какой он есть? (Толерантность)

Какие выводы вы для себя сделали? Важна ли внешняя красота или важна внутренняя?

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=08ef2f07b374a5728dc9561d05ae7822&n=33&h=215&w=159C:\Users\александр\Desktop\Kontur-chelovechka_91352.jpg

http://weclipart.com/gimg/6B1944FDC01ADFE9/earth-clipart-clipart-panda-free-clipart-images-0fCCXZ-clipart.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Презентация к классному часу"Толерантность" 2 класс

Самоанализ открытого классного часа Классный руководитель: Эгго А.Л. Тема « Что такое толерантность?» Форма проведения: « круглый стол» с сюжетно - ролевыми задачами, проблемными вопросами. Класс 2 «А...

Классный час "Толерантность – путь к миру".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...

классный час "Толерантность - путь к миру"

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.  Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Разработка классного часа в 4 классе...