классный час "Толерантность - путь к миру"
классный час (3 класс) по теме

Вуек Наталия Вячеславовна

 

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час.

Педагог Вуек Н.В.

3а класс

МОУ «СОШ № 94» г.Саратова

Тема: "Толерантность – путь к миру".

Цель : знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности, развитие устной речи учащихся.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Сказочка о счастье 

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Вопросы для учащихся к сказке о счастье:

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
  4. Чему нас учит эта сказка?

Примерные ответы детей: Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Какая тема сегодняшнего классного часа?

Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Тема: Талерантность – путь к миру.

Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

 Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.

 Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

На столах есть маленькие белые карточки, на написано что обозначает слово талерантнось на других  разных языках.

II. Дети читают. Учитель вывешивает на доске ( и на слайдах) определения толерантности на различных языках

 «толерантность» - В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

«толерантность» - Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

«толерантность» - в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

«толерантность» - В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

«толерантность» - В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

«толерантность» - В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Вопросы к учащимся для полного понимания понятия «толерантность»: (можно работать в группах)

  1. Какое из определений вам импонирует более всего?
  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  3. А что же объединяет эти определения?
  4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

Физминутка. 

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все “Ура”!
А теперь и сесть пора!

Нарисуйте на своих листах лицо толерантного человека и напишите одно слово которое его характерезует.

Вывешиваем рисунки и обсуждаем , делаем вывод, каким должен быть толерантный человек.

Толерантный человек

Интолерантный человек

Уважает мнение других

Доброжелательный

Понимающий

Чуткий

Любознательный

Снисходительный

Доверие вызывает

Гуманный

Непонимающий

Эгоист

Пренебрежительный

Раздражительный

Равнодушный

Агрессивный

Невоспитанный

Завистливый

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

 Поддержать в трудную минуту?

 Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

 Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

 - Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

 - Как можно избежать драки?

  Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

                          Памятка.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Другая ситуация.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

 Как вы поступите в этой ситуации?

5. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

 - Что вы чувствовали в тот момент?

 - А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

 - Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

 - Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

 - Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

 - Какое наставление правило нам помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

 - Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

- И всё это вам поможет жить в мире.

V. Рефлексия: Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такое толерантность? Кто после этого урока станет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? Каково ваше отношение к понятию «толерантность»?

«толерантность» - В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

«толерантность» - Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

«толерантность» - в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

«толерантность» - В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

«толерантность» - В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

«толерантность» - В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

«толерантность» - В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

«толерантность» - Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

«толерантность» - в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

«толерантность» - В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

«толерантность» - В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

«толерантность» - В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс

Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....

Классный час по теме: "Толерантность-путь к миру!"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ РАЗДЕЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ...