Классный час по теме: "Толерантность-путь к миру!"
классный час на тему

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ РАЗДЕЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_kl.chas_.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: воспитательная работа

Класс:2

Учитель: Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Тема: «Толерантность – путь к миру!»

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

 Задачи:

  1. Дать преставление о том, что такое толерантность и какими качествами должен обладать толерантный человек.
  2. Развитие коммуникативных навыков.
  3. Сформулировать правила толерантного отношения при помощи упражнений.
  4. Воспитывать чувство уважения друг к другу, обычаям, традициям и культуре разных народов.

Оборудование: мультфильм, презентация, раздаточный материал

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Орг.момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на занятие.

II.Просмотр мультфильма.  

-О чем этот мультфильм?(1 мин.)

-О том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты.

Л -1

П-4

III.Постановка учебной задачи.   Выявление проблемы  (работа в группах).

-Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.

т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь

41-40

15-13

33-30

20-16

17-12

12-6

3+4

2+6

7+2

5+5

5+6

8+4

10+3

-Прочитайте, какое слово получилось?

- О чём мы будем говорить на занятии? Что бы вы хотели узнать?

Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №2), люди разных рас и национальностей (слайды № 3): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне.… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. 
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на занятии.
(слайд №4)

Толерантность.

-Что означает слово толерантность. Что значит быть толерантным человеком.

К-4

Р-2

IV.Знакомство с понятием «толерантность»

- Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность?

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.(слайд №5)

Может, кто узнал, что оно означает в других языках?

  1.  английском – готовность быть терпимым;
  2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  3. в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
  4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

Подберите ближайшие синонимы  к этому слову.

Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.

Согласны ли вы, что проявлять толерантность- это..
 
(Слайд №6) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Верно ли утверждение, что быть толерантным – это…

 ( Слайд №7) Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Ответы детей.

Запись слов - синонимов на  карточках-листочках.

П-6

V.Творческая работа.

   Заселение земного шара человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров.

- Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье, и  сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к земному шару.

Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод.

Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?

В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках, и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

 Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов.  
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
         Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как 
(слайд № 8) Александр Сергеевич Пушкин- поэт, писатель, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

(слайд №9) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; 
 - Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

      - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.

Можете те ли вы назвать события, угрожающие миру? 
  - Множество людей, после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

         - Почему происходят войны?
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. 

   - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
 - Мы должны проявлять милосердие!

Как вы понимаете смысл этого слова?

 Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. 

Дети делают человечков и заселяют земной шар.

Ответы детей.

Рассказывают дети.

  

- Война , теракты ….

(версии детей) (Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой…),

- Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение.

К-5

П-7

VII.Тестирование.

-А хотите ли вы, определить,  насколько вы толерантны. Проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

  1. Ты его прощаешь
  2. Ты бьешь его.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

  1.  Ты идешь с ними гулять.
  2.  Ты устраиваешь истерику.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1. Ты стремишься лучше узнать его.
  2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1. Ты просто разговариваешь с ним.
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

У тебя 7 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

Дети выкладывают из конвертов кружочки.

Р-4

VIII. Работа по представлению «Давайте пофантазируем…»

   -  Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

1.   Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2.  Хорошо или плохо, что мы все разные?

3.  Как жить в мире, где столько разных людей?

ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Для этого существует правило «Трех П» (слайд№10)

Высказывания детей.

IX.Обобщение.

X.Тренинг. /Стоя за партой /

Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно сделать, мы узнаем из китайской притчи «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Какой ответ вы нашли в притчи?

- Как вы поняли эту притчу?


Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

 

Наша страна – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю  Толерантности.

XI.Рефлексия.

Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.

Давайте вернёмся к теме классного часа .
-  Что мы хотели выяснить?

-  Какой же ответ  вы можете  дать?

А теперь прикрепим листочки к дереву толерантности, чтобы наша школа стала пространством толерантности. (слайд №11)

- Толерантность –путь к миру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс

Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....

Классный час на тему Толерантность путь к миру

Цель проекта: развитие установок толерантности и культуры мира у учащегося  начальной школы. ...

Классный час на тему: «Толерантность – путь к миру».

Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма. Поэтому необход...

классный час на тему "Толерантность - путь к миру"

разработка классного часа для учеников 3 класса на тему "Толерантность - путь к миру"...


 

Комментарии

Дуйсенгазина Алмагуль Ширажаденовна

Цель занятия: формирование уважительного отношения к людям других национальностей, признание различий и индивидуальности каждого.

Елена Николаевна Каменева

А это очень актуальная работа! Я учу детей- иностранцев, мне очень пригодится в работе