Конспект классного часа "Урок здоровья"
классный час (2, 3, 4 класс)

Анна Викторовна Четырина

Обычно люди говорят это хорошее доброе слово при встрече, желая друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. А без движения, без правильного питания не может быть здоровья. Значение питательных веществ для роста и развития организма трудно переоценить. И в этом большую роль играет каша. Трудно описать значение каши. Каша – самое древнее сельскохозяйственное блюдо. В Древней Руси кашей называли все, что варилось из измельченных продуктов. Люди научились варить кашу раньше, чем печь хлеб. Каша – это блюдо, которое сопровождает человека от рождения до смерти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок здоровья_классный час.458.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

Каша – сила наша

(урок здоровья)

                                                   

                                                                     Четырина Анна Викторовна

                                                                         учитель начальных классов

                                                            МАОУ СОШ №11
                                                                      города  Тамбова

Тамбов


Цели:

  • познакомить детей с историей каши, всевозможными рецептами каш;
  • развивать мотивацию здорового образа жизни;
  • формировать нормы правильного питания;
  • закрепить представления детей о значимости каши в рационе питания, ее пользе для здоровья.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход мероприятия:

 Учитель: Здравствуйте! Обычно люди говорят это хорошее доброе слово при встрече, желая друг другу здоровья. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. А без движения, без правильного питания не может быть здоровья. Значение питательных веществ для роста и развития организма трудно переоценить. И в этом большую роль играет каша. Трудно описать значение каши. Каша – самое древнее сельскохозяйственное блюдо. В Древней Руси кашей называли все, что варилось из измельченных продуктов. Люди научились варить кашу раньше, чем печь хлеб. Каша – это блюдо, которое сопровождает человека от рождения до смерти.

     Сегодняшний урок – здоровья мы посвятим каше. Мы узнаем, кто из нас знает и любит кашу.

Частушки про кашу.

  1. Посвятим частушки наши

Мы сегодня славной каше:

Пшенной, манной, овсяной

Крупяной и овощной.

  1. Нам тихонько подпевает

Тот, кто каши обожает.

Кто не любит, пусть сидит,

Смотрит только и молчит.

  1. На Руси поесть любили

И особо каши чтили:

Пшенные, овсяные,

Гречневые, манные…

  1. Мама заставляет Сашу

Ежедневно кушать кашу.

Саша кушать не желает,

Над тарелкой он рыдает.

  1. Лучше каши блюда нет –

Ешь на завтрак и обед,

Такой будет наш совет!

Учитель: Самыми распространенными в России крупами для каш всегда были просо, ячмень, овес, гречиха и рис.

Задание.  Отгадай и напиши, из каких растений и круп можно сварить манную, пшенную, гречневую, овсяную и пшеничную каши.

Рисунок

Растения

Крупа

Каша

foxtail-millet.jpg

Просо

Пшено

photos0-800x600.jpeg

Пшеница

Манная / пшеничная крупа

Kaura.jpg

Овес

Овсяные хлопья

upload_file_28.jpg

Гречиха

Гречка

503311_2.jpg

Кукуруза

Кукурузная крупа

 

Ученик (послушайте сказку): У одного царя родилась дочь. Красоты неописуемой – лицо белое, рот алый, волосы черные. Царь все думал, как бы назвать, какое имя лучше выбрать – это не нравилось, то не подходило. Тогда он решил выйти на дорогу и у первой встречной женщины спросить: «Как твое имя?». И этим именем назвать свою дочь. Сказано – сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой. И царская дочь получила имя Крупеничка.

Когда она выросла, на страну напали враги. Царя убили, а красавицу–царевну увезли в плен. На чужой стороне истосковалась Крупеничка по родному краю, обернулась зернышко и  вернулась домой. Подружки закопали Крупеничку в родную землю. С тех пор, что ни год, на этом месте вырастал белый цветок на красном стебле, рождал зернышки, темные, как волосы девушки. В память о красавице – царевне назвали это растение …

Внимание, вопрос: Как называется это растение? (гречиха)

Ученики: 1. Витаминами полна,

                    Гречневая каша – матушка наша,

                    Если скушаешь её,

                    То захочется еще.

                    Витаминов в ней навалом,

                    Я их перечислю:

                   Фосфор, кальций и железо и особенно белки.

                    Все полезны и важны,

                             Для здоровья нам нужны.

                        2. Богатырь на свете жил,

                            Гречку кушать он любил.

                             Целый чугунок съедал,

                             Хлебом черным заедал.

Ученик 3(раздает всем детям рецепт на листочках):

Пирог из гречки с тыквой

- гречневая крупа – 200 гр.

- вода – 1,5 стакана

- тыква – 200 гр.

- зелень петрушки – 1 пучок.

- ржаная мука – 100 гр.

- размолотый арахис – 100гр.

- соль и специи по вкусу.

Гречку сварить и перемешать с натертой на терке тыквой, мелко нарезанной петрушкой, орехами, мукой и специями. Выложить полученную массу для пирога на противень, смазанный растительным маслом, и выпекать 15 минут на медленном огне.

Учитель: Каша – исконно русское блюдо. «Праматерью хлеба» величают ее в народе. Специальные каши варились на свадебные пиры, на рождение ребенка, на похороны.

Задание:  Её выращивают очень давно. Сейчас её посевы занимают почти половину мировой пашни. Её сеют буквально повсюду. Но вот цвет зерен её различен. Зерно нашей русской – золотистого оттенка. Она бывает яровая и озимая. Яровую высеивают весной, озимую – зимой.

Внимание, вопрос: Как называется это растение? (пшеница).

Из зерен этого растения варят вкусные, сытные и полезные каши. Назовите эти каши (манная, пшеничная).

Ученики: 3. В каше сила,

                 В каше смелость,

                 В каше русская душа!

                 Каша молодость и честность!

                 Каша очень хороша!

              4. Любят взрослые и дети

                  Каши вкусные поверьте.

                  Если скушаешь ты кашу,

                  Станешь ты добрей и краше.

Учитель: Манная каша – самый калорийный продукт, ее следует есть перед контрольной, соревнованиями или работой. Её делают из молодых зерен пшеницы.

Задание: Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением.

Начало пословиц и поговорок

Продолжение пословиц и поговорок

1. Щи да каша

А) не испортишь

2. Хороша кашка

Б) здоровым будешь

3. Кашу маслом

В) сам и расхлебывай

4. Если про кашу не забудешь,

Г) пища наша

5. Сам кашу заварил,

Д) не сваришь

6. С ним каши

Е) да мала чашка

Ученик: Давайте относиться к каше с уважением. Пусть она и не большой вроде деликатес, но нас ею вскормили. Потому мы выросли такими большими и умными, что хорошую кушали кашу – ложку за маму, ложку за папу. А если мало каши ели, наверстать это вовсе не поздно!

Ученик: Люди давно заметили, как полезна и вкусна каша из овса. Особенно дробленой и расплющенной, - она называется 2Геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам. Она придает силу. Вот почему овсяная каша входила в ежедневный рацион гладиаторов.

Ученики: 5. Чтобы были люди сильны,

                    Были счастьем полны,

                    Будем кашей повышать

                    Мы здоровье все страны!

 6. Думаешь, просо вырастить просто?

                             Нужно приготовить пашню,

               Вырвать с корнем сорняки,

               Ведь они на поле нашем

               Просу – злейшие враги.

            7. Нужно время не терять,

                Землю в поле удобрять,

                Чтобы просо поднялось,

                Закустилось, налилось.

                Чтобы нам дало оно

                Золотистое зерно.

Ученик: Из очищенных зерен проса получается золотисто-

желтая крупа. Из нее варят пшенную кашу. Особенно вкусной получается каша, сваренная из смеси риса и пшена. Такую кашу называет «королевской».

Игра «Золушка»:

Выбираются 3 – 4 девочки. Для каждой участницы заготавливается: 4 вида крупы, вперемешку, 4 емкости. Девочкам, по команде, нужно перебрать крупу. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

Ученик: 8. Рис спелый,

                  Словно жемчуг белый.

                  Ровный и красивый,

                  Нам поле подарило.

Учитель: «Сарациново пшено» - как когда-то называли рис. История возделывания риса началась более 6 тысяч лет назад, свидетельство этому – остатки глиняной посуды со следами риса. В 15 веке рисовую кашу стали варить из риса, выращенного в Астраханской и Саратовской областях.

Отгадайте. В России это растение стали сеять по указу Николая I. Но прижилось оно только на Кубани, да и там лишь на небольших площадях. Из зерен этого растения делают крупу, муку, крахмал.

Как называется это растение? (кукуруза)

Учитель: Из кукурузной крупы варят вкусную питательную кашу.

При переходе через Альпы к полководцу подошел повар и пожаловался: «Гороха мало, на кашу не хватит, перловка тоже на исходе, да и пшена не густо. Как накормить солдат?» Полководец моментально решил эту задачу: «Сыпь все в один котел!». С тех пор такую кашу называют в честь его фамилии.

Внимание, вопрос: Назовите фамилию известного полководца (Суворов).

Учитель: Каша, названная в честь полководца, так и называется – суворовская каша.

Ученики: 9. Чтобы быть всегда здоровым,

                    Бодрым, стройным и веселым,

                   Дать совет мы вам готовы,

                    Как прожить без докторов.

               10. Надо кушать помидоры,

                    Фрукты, овощи, лимоны.

                    Кашу утром, суп – в обед,

                    А на ужин – винегрет.

               11. Надо спортом заниматься,

                    Умываться, закаляться,

                    И почаще улыбаться,

                   Лыжным бегом увлекаться.

Сценка «Как сделать кашу вкусной?» (участники 5 человек:   бабушка. Мама, папа, 2 дочки).

 

1 дочка: А почему о некоторых людях говорят: «Он каши мало ел»?

Бабушка: Так обычно говорят о слабых. А каша – самая полезная еда на завтрак, она помогает ребят вырасти здоровыми и сильными.

Папа: Кашу полезно есть и взрослым, и детям.

2 дочка: Но ведь каждый день есть кашу не вкусно!

Мама: А мы сейчас попробуем сделать кашу вкусной, и у всех она будет разной.

Папа: Я в свою кашу положу кусочки яблока и орешки.

2 дочка: Я тоже хочу орешки, но свареньем1

Бабушка: Могу предложить вам банан и киви. А себе я положу ложечку меда.

1 дочка: Я хочу кашу с киви и медом!

Мама: Я возьму пару ягод чернослива и кураги.

Папа: Не забудьте положить кусочек масла.

2 дочка: Я слышала, говорят: «Кашу маслом не испортишь»?

Бабушка: Если положить очень много масла, каша будет очень жирной. Это не полезно.

Все: Приятного аппетита!

Учитель: Вот мы и заканчиваем разговор о каше. Хочу пожелать вам здоровья. А чтобы вырасти крепкими и здоровыми, ешьте разнообразную кашу и помните народную мудрость: «Вся сила в каше»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа "Здоровый образ жизни и его составляющие"

Цели: 1.Дать представление об основах здорового образа жизни.            2.Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни....

Конспект классного часа "Здоровым быть модно!" 2 класс

                                                      ...

Конспект классного часа " Здоровье- бесценное богатство"

Классный час проведён в игровой форме, с использованием игр "Ромашка" , "Доскажи словечко", использован приём "Мозговой штурм"....

Конспект классного часа«Здоровые дети в здоровой семье» 1 класс

Конспект классного часа«Здоровые дети в здоровой семье» 1 класс...