Работа с конфликтными родителями
материал

Земфира Талгатовна Мусина

 

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.

Задачи:

1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- родитель».

2. Дать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций.

3. Научить педагогов практическим приёмам разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_konfliktnymi_roditelyami.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Работа с конфликтными родителями»

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.

Задачи:

1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- родитель».

2. Дать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций.

3. Научить педагогов практическим приёмам разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.

(Перед началом семинара каждый участник выбирает себе животное, которое больше подходит ему по духу или больше нравится).

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим.

Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт, а конкретно рассмотрим вопрос «Конфликты с родителями», как его избежать, а если уж не удается его избежать, то как выйти из конфликтной ситуации с наименьшими потерями для обеих конфликтующих сторон.

Из-за широкой информационной доступности каждый родитель знает порой больше нас, что и как должен делать учитель, но сами не обращают внимание на свои обязанности по воспитанию ребёнка. По признанию педагогов, в повседневной практике общения с родителями

часто возникают ситуации, из которых трудно, а порой и невозможно найти выход, не избежав конфликта.

.

Но для начала, давайте с вами немного пофантазируем. У всех имеется листок и ручка?

Упражнение "Яблоко и червячок".

Ведущий.

Сядьте по - удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Примеры ответов.

Конкуренция«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание«Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление«Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество«Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, они тоже вкусные!»

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

(Пробегитесь глазками по слайду)

1. Возникновение конфликта (появление противоречия)

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта.

Игровое упражнение «Приз».

Цель: внести оживление в работу группы, обсудить причины возникновения конфликтов.

Содержание. Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это маленькая игрушка). Требование к призу одно: он не

должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Учитель заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д).

Учитель включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.

Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его.

Обсуждение. После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, учитель задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? 

Напримерконфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз и участником, сидящими рядом. Можно было бы обвинить ведущую в том, что она имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовала это в моменты включения и выключения музыки и т. д).

- Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов(Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д).

 -Давайте, сейчас подумай какие конфликты могут возникнуть между учителем и родителями.

-Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются .

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

• плохо следят за ребенком 

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает учителя.

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей.

У учителей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• могут отчитать на повышенных «тонах» при ребенке;

• приводят детей в школу  совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания)

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;

• предъявляют необоснованные претензии ,придираются к мелочам.

Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и пр.

- Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев. Один поэт в своем стихотворении очень точно описал человека, которым управляет гнев:

«Гнев отнимает разум у людей,

Во гневе добрый человек – злодей.

А тот, кто праведнее всех,

Во власти злобы совершает тяжкий грех»

Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное? Делятся на две команды.

Одна команда перечисляет деструктивные стороны конфликта, другая – конструктивные.

Деструктивные стороны конфликта:

• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

• Представление о победителях или побежденных как о врагах.

• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Конструктивные стороны конфликта:

• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие взаимоотношений.

• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним «врагом».

Давайте подведем итоги:

Негативных последствия конфликта - это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, помогает прояснить отношения.

Самое главное, уметь правильно разрешать их.

.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Правила построения эффективного общения.

Ведущий.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того, чтобы расположить к себе благополучно собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самое универсальное – это улыбка, имя собеседника, комплимент.

1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Нам нужно увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышав при этом свое имя.

3. Лучший комплимент для родителей – похвала успехов их ребенка.

Любой конфликт разрешаем, но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

Теперь, когда мы с Вами уже знаем, как можно решить большинство конфликтных ситуаций, предлагаем Вам попробовать решить несколько проблемных ситуаций, с которыми в повседневной практике мы очень часто встречаемся.

Самая частая и, к счастью, не самая тяжелая причина конфликтов — это отметки. Некоторые родители очень болезненно реагируют на цифру, нарисованную в дневнике. Вообще-то страдания по этому поводу были оправданны, лишь, когда значение имел балл в аттестате. Другое дело, если вы считаете отметку показателем уровня знаний.

СИТУАЦИЯ   

После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.

Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать. Да?! Я не знала.

Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.

Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель. О чем вы хотите поговорить?

Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница… Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: «Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «4» и «3». Вот за что сегодня «3» по математике?

Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо ещё дома потренироваться.

Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам ещё дома доучивать приходится?

Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочёты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.

Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?

Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель. Но я пока не могу посадить её ближе, Оля высокая девочка.

Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.

-Как бы вы поступили в данной ситуации? (мнения учителей)

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:

  •  учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
  •  учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);
  •  учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
  •  учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
  •  учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
  •  учитель делится накопленным педагогическим опытом.

  Учитель и родители должны быть союзниками и только в этом случае они будут «на стороне» ребенка. А вот родителю найти союзника в учителе, а учителю в родителе - совсем нелегко. Этому не учат ни педагогов, ни родителей.

Рекомендации:

  1. На собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с ребенком, целесообразнее обсудить в индивидуальной беседе с родителем. Однако лучше для такой беседы выбрать специальное время, так как после собрания полноценного разговора может не получиться, какие-то нюансы останутся невыясненными.

  1. Не стоит избегать конфликтов. Неразрешенный своевременный конфликт, так же как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления». Инициатива в урегулировании конфликта должна принадлежать педагогу, как более профессионально подготовленному.

  1. Желательно после уроков наедине побеседовать с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.

  1. Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

Сейчас мы снова прибегнем к силе воображения, потому что воображение является наибольшей силой в плане изменения человека.

Упражнение «Музей обидных воспоминаний»

Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида- это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Попробуйте сейчас написать хотя бы одну строчку, что –то что для вас очень обидно на листок, внимательно посмотрите на эту обиду и скажите ей (обиде):

«Обида, ты прости меня, но я отправляю тебя в музей обидных воспоминаний. Ты остаешься в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощай!»

И порвите этот лист. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.

 

Подведение итогов. Экспресс диагностика «Устойчивость к конфликтам». В начале нашего выступления каждый из Вас выбрал себе животное, наиболее подходящее по духу. Эти животные классифицируются по типам конфликтогенности личности. Например, 1 тип – черепаха….

Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения

Тип II. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Тип III. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе

стороны. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и

взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Упражнение «Солнышко». Психолог пускает по кругу лист с изображенным на нем солнышком с лучами, каждый участник должен написать на луче пожелание или отзыв о семинаре.

Используйте полученный опыт, рассматривая его через призму конкретной ситуации и собственного характера, работайте над собой и достигайте успеха

К сожалению, многие из учителей считают нормой «негативные высказывания». Учителям легче критиковать всё и вся, жаловаться, чем хвалить, поощрять и говорить о позитивном. Попробуйте хоть один день прожить в добре и оптимизме. Включите в свою речь как можно больше приятных слов, сопровождая их улыбкой, и вы увидите множество светящихся глаз, людей, желающих выполнить любое ваше поручение.

Справедливость выше правды, но выше справедливости милосердие

 Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа логопеда с родителями

предлагаю опыт работы логопеда с родителями, так как родители-основные помощники логопеда в коррекционнойй работе...

Совместная работа школы и родителей по патриотическому воспитанию

В условиях становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В связи с этим особую роль приобр...

План работы клуба "РиД"(родители и дети),заседание клуба - "Весёлые старты"

Вовлечь родителей в воспитательную работу ,сделать жизнь обучающихся более насыщенной поможет клуб "РИД".Расширить представления  обучающихся класса о том,что здоровье человека в его руках....

Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников

В данной работе рассказывается о необходимости взаимодействия учителя и родителя, о роли этого взаимодействия. Автор также говорит об этапах работы с родителями и формулирует основные правила общения ...

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Семья и школа — это берег и море. На берег ребенок делает свои первые шаги, получаем первые уроки жизни, а потом перед ними открывается необозримое море знаний, и курс: этом море прокладывает школа. Э...

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями/

способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями.Задачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- ...