Классный час «Средства массовой информации в нашей жизни»
классный час (4 класс)

Конобрицкая Ирина Михайловна

Классный час  «Средства массовой информации в нашей жизни» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_smi_v_nashey_zhizni.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Средства массовой информации в нашей жизни»

4 класс

 Цель:

 способствовать формированию информационной грамотности;

критического отношения к СМИ

Парты расставлены для работы в пяти группах. Дети наугад берут карточку с числом и занимают место  за столом с соответствующим номером.

1.Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята!

Упражнение «Сломанный телефон» или «Почта»

-Поделитесь своими впечатлениями. Всегда ли до вас доходила верная информация? Почему так происходило? Играя, мы шутили и смеялись. Важна ли в  жизни информация и её  достоверность? Приведите примеры.

Откройте конверт№1 и отгадайте, о каком предмете идёт речь.

1группа

 Периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, в котором публикуются материалы о текущих политических, общественных и др. событиях. (Газета)

 2 группа

Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации. (Журнал)

 3  группа

Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн. (Радио)

 4 группа

Система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью радиоволн или по кабелю. (Телевидение)

 5 группа

 Всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес ресурсам и электронной почте. (Интернет)

Каждая группа получает карточку с отгадкой. Это  слово и будет названием группы.

2. Формулировка темы и целей.

 - Что объединяет эти слова? (источники, средства информации)

 - Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (средства информации)

- Сегодня мы поговорим осредствах массовой информации в нашей жизни.

- Что вы хотели бы узнать?

- Будет ли полезной для вас эта информация? Почему вы так думаете?

3. Работа в группах.

- Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет – средства массовой информации.

-Как вы понимаете словосочетание «массовой информации»?

  Верно, мы говорим «массовой», так как эти средства направлены на воздействие не на одного, а на многих людей, массу.

 - Средства массовой информации сокращённо называют СМИ. Обратите внимание на первые буквы слов. Слайд 1.

- Следуя поговорке «Одна голова –хорошо, а две – лучше», я предлагаю вам поработать в группах. Вспомним, правила работы в группах.  Слайд 2.

Откройте конверт №2, внимательно  прочитайте  информацию. У вас будет 5 минут, чтобы подготовить  рассказ о том, что вы узнали.

1группа

Газета. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты – gazzetta (итал. гасета). Почему именно от названия этой монеты? Потому что именно такова была стоимость газеты в XVI веке, в Венеции.

 Газеты содержали сообщения о придворной жизни, торговых новостях, сообщения о происшествиях в других городах.

Название же самой монете дала сорока (итал. – gazza, изображённая на ней.

 Кстати, для тех, кто не умел читать (а не все могли похвастаться в те времена такими умениями) – новости читались вслух на специальных собраниях, и вход на них тоже был платный – и тоже одну «газетку».

Именно поэтому итальянское слово “gazzetta” вошло в обиход в своем современном значении и вышло далеко за пределы Италии. Слайд 3.

 2 группа

Журнал. Честь создания первого в истории журнала принадлежит Франции. «JournaldesSavants» «является прообразом всех изданий данного вида».

 Периодичность выхода «JournaldesSavants» особенно волновала его издателя. Вот как он описывает свои размышления: «Я долго размышлял, должен ли я издавать мой журнал 1 раз в год, ежемесячно или еженедельно… Наконец, я остановился на еженедельной периодичности, поскольку факты устаревают слишком быстро, чтобы говорить о них в ежегодном издании».

 Уже с января 1666 года в «JournaldesSavants» появляются первые иллюстрации: карты, схемы, гравюры, рисунки. Одной из первых и наиболее любопытных иллюстраций стал рисунок вши, размером 50 см.

Слайд 4 - 7.

3 группа

Радио. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн считается итальянский инженер Гульельмо Маркони. Однако работы Маркони были встречены без энтузиазма.

 В России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А. С. Попова.

А. С. Попов работал в Кронштадте, где занимался оснащением кораблей российского флота средствами беспроводной связи. Под руководством учёного в начале 1900 г. была сооружена радиостанция на острове Гогланд в Финском заливе. Первый же обмен радиограммами с этой станцией позволил спасти большую группу рыбаков, унесённых на льдине в открытое море. Другой операцией, выполненной благодаря изобретению Попова и получившей широкую известность, стало оказание помощи броненосцу «Генерал-адмирал Апраксин», севшему на камни.Слайд 8.

4 группа

Телевидение. Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз.

В начале XX века было предпринято множество попыток передачи изображения на расстояние. Этой проблемой занималось огромное множество ученых всего мира.

На сегодняшний день мы используем электронное телевидение. Это стало возможным благодаря профессору Петербургского технологического университета Борису Розингу. Он запатентовал электрическую передачу изображения и успешно реализовал свою идею на практике 9 мая 1911 года. Правда, изображение в то время было еще неподвижным.

 Прорывом в этом направлении телевидения стало изобретение «иконоскопа» Владимиром Зворыкиным в 1923 году. Это изобретение представляет собой электронную передающую телевизионную трубку. Она позволила производить телевизионные приемники массово. Трубка была запатентована ученым Семеном Катаевым в 1931 году, при этом построить первый реально работающий прибор в Советском Союзе удалось в 1934 году. Сам изобретатель «Иконоскопа» сумел этого добиться на год раньше.

 Дата 26 июля 1928 года стала знаковой в мировой истории развития телевидения – впервые была произведена передача на расстояние движущегося изображения с помощью электро-лучевой трубки. Изобретатели Борис Грабовский и И. Ф. Белянский смогли изобрести устройство под названием «Телефот». Запатентовали «Телефот» ученые Грабовский, Пискунов и Попов. Слайд 9.

  5 группа

Интернет

 Это глобальная всемирная телекоммуникационная сеть, обеспечивающая связь для пересылки сообщений электронной почты, передачи файлов, соединения с другими компьютерами и получения доступа к информации, существующей в самых различных формах.

 В 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Так была разработана компьютерная сеть.

В 1969 году, 29 октября в 9 вечера, между первыми узлами данной сети, находящимися друг от друга на расстоянии в 640 километров – в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и в Стэндфордском исследовательском институте – провели первый сеанс связи. Оператор Чарли Клайн пытался выполнить удалённое подключение к компьютеру, находящемуся в Стэнфорде. Успешную передачу каждого введённого символа его коллега Билл Дювалль подтверждал по телефону. Вначале удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала работать. Символы «LOG» должны были быть словом LOGON (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к половине одиннадцатого вечера и следующая попытка оказалась успешной. Эту дату и принято считать днём появления сети Интернет.

Сегодня Интернет представляет собой широко распространенную информационную инфраструктуру, исходный прототип которой часто назывался National (или Global, или Galactic) InformationInfrastructure.Слайд 10.

Выступление представителей групп.

 - Предлагаю обсудить в группах, какое значение имеют СМИ для человека и заполнить таблицу.

Средство массовой информации:        ………………………………………….

Положительное влияние

Негативное влияние

+Источник информации

 Средство общения

 Средство организации досуга

 Образование

-Недостоверность информации

 Замена живого общения

 Вред здоровью

 Пропаганда жестокости

Выступление представителей групп.

 - Посмотрите, ребята, оказывается, СМИ могут оказывать не только положительное влияние на человека, но и отрицательное. Какие ответы повторяются?

- Зачем из общего потока информации делать выбор? Почему нельзя использовать любую информацию? (Это может быть опасно, вредно.) Но как же среди большого количества информации, которое предлагают нам TV, газеты, журналы, Интернет, найти именно такую безопасную информацию?

 - Как же мы можем оградить себя от негативного влияния СМИ?

- Без сомнения, каждый из нас, выходя на улицу, вспоминает правила дорожного движения, чтобы перейти дорогу. Летом, при купании в речке, не забывает правила безопасного поведения на воде. Дома, разогревая чайник, включая телевизор, также пользуется правилами безопасного обращения с электроприборами.

 Так и при использовании СМИ, мы должны соблюдать определённые правила безопасности, чтобы защитить себя от негативного (плохого) влияния информации и средств информации.

 - Давайте попробуем сформулировать эти правила для каждого СМИ.

Работа в группах. Защита группами сформулированных правил.

(Ограниченное использование TV и Интернет, гимнастика для глаз при чтении и просмотре телепередач и видео, посещение проверенных сайтов, просмотр рекомендованных TV-программ (10 +, информация должна быть интересной и полезной, и т. п.)

Слайд 11.

«Детское телевидение» Слайд 12

«Детская пресса» Слайд 13

«Интернет-ресурсы для детей» Слайд 14

4. Вывод:

 - Перечисленные нами правила можно коротко записать в трёх словах, используя уже знакомые нам буквы.

Сомневайся (сомневайся, информация достоверная или нет, полезная или вредная)

Мысли(подходи к любой информации с умом; подумай, нужно ли её использовать)

Интересуйся (интересуйся полезными, проверенными источниками информации)

5. Рефлексия:

Вспомните тему занятия. Какие цели вы перед собой ставили? Достигли ли вы их? Какая информация вас заинтересовала? Была ли она полезной для вас?

Как вы можете оценить работу вашей группы? Чьи ответы вы бы отметили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Электричество в нашей жизни".

Классный час для начальной школы....

Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...

Одна из проблем нашего времени – плотно работающие с сознанием ребенка средств массовой информации

Одна из проблем нашего времени – плотно работающие с сознанием ребенка средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM – радио) и видео-аудио-компьютерная индустрия. Мы роди...

Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников.

Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников...

Свидетельство о регистрации средства массовой информации

Свидетельство о регистрации средства массовой информации "Социальная сеть работников образования "nsportal.ru"...

Статьи о профессиональной деятельности педагога в средствах массовой информации

В данной папке содержатся статьи из публикаций о профессиональной деятельности педагога в средствах массовой информации ....

"Средства массовой информации и связи"

Час общения по медиобезопасности в 1 классе....