Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.
статья на тему

Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является отражением глобальной тенденции, которой отмечен период второй половины ХХ – начала XXI веков, а именно тенденции перехода от традиционных моделей  социального устройства к информационному обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryshkina.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рышкина Е.С.

Влияние средств  массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Рышкина Е.С.

Е.С.Рышкина, Ульяновск, Россия, МОУ СОШ №85,

учитель начальных классов.

Аннотация: Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является отражением глобальной тенденции, которой отмечен период второй половины ХХ – начала XXI веков, а именно тенденции перехода от традиционных моделей  социального устройства к информационному обществу.

Ключевые слова : средства массовой информации, эстетическое сознание, сознание, коммуникации, взаимодействие.

Влияние средств  массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Развитие информационного пространства и интенсификация информационных потоков не могут не влиять на формирование сознания. Сознание, в свою очередь, оказывает активное воздействие на поведение человека. Соответственно претерпевают изменения процесс его социализации и образ жизни. Изменения происходят и на уровне информационно-коммуникативного взаимодействия различных социальных групп и, как следствие, отражаются на социальной динамике российского общества в целом. Активнейшим субъектом и одновременно объектом этих процессов выступают средства массовой информации, которые являются важным фактором социального управления[2;c.12]

Социально-психологические проблемы воздействия сми на сознание актуальная и разноплановая тема. Так, проблема информационной угрозы освещается в работах В. Прокофьева, Г. Почепцова, П. Вирильо. О механизмах воздействия массмедиа на сознание, о методах противодействия ему писали С. Московичи, С. Кара-Мурза, А. Моль, Г Шиллер, Н. Хомский, Б.Ф. Поршнев, Д. Рашкофф, П. Бурдье, Л. Саффхил, А. Белянин, вопросы социально-психологической безопасности поднимали в своих работах Р. Манофф, С. Некляев и другие.

Современные исследователи и педагоги-практики, рассуждая о роли телевидения в жизни школьников, все чаще приходят к выводу о том, что эта бурно развивающаяся область коммуникации, как правило, отрицательно влияет на развитие школьников. Бессистемное и длительное восприятие телепрограмм приводит к информационным и эмоциональным перегрузкам, занимает большое количество времени школьника, отвлекая его от самостоятельной творческой деятельности, реального общения со сверстниками, от посещения культурных и спортивных мероприятий, от занятий в сфере дополнительного образования и спорта.

 Вместе с тем, принимая во внимание все те негативные последствия, которые являются результатом стихийного и несбалансированного восприятия телепрограмм школьниками, было бы неверным полностью отрицать роль телевидения в жизни современного ученика, так как эта область коммуникации является одним из основных направлений рожденной в ХХ веке медиасферы, развитие которой является объективной реальностью, отражающей достижения человечества.

Необходимо признать, что функции и возможности применения аудиовизуальных технологий телевещания в школе и дома весьма разнообразны. Это и воспитательная, и информативная, и познавательная, и развлекательная функции, которые реализуются через сеть телевизионных каналов, выполняющих эти общественно полезные функции. Вместе с тем, процентное соотношение решаемых задач зависит исключительно от запланированной политики, которую проводит каждая телевещательная компания в погоне за «своим зрителем».[5;c.25]

Изучение СМИ современной России является актуальной задачей в силу ряда обстоятельств: усложняется сама динамика развития СМИ, они стали частью повседневной жизни миллионов учащихся, определяя их взгляды и мнения; СМИ утрачивают однородность в смысле производства единого, общего для всех знания.

Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать мнением собственным.[9;c.172]

 Таким образом, средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения. Выявленные аспекты на основе опыта работы массовых школ позволили сформулировать противоречие. С одной стороны, для удовлетворения потребности в информации, младшие школьники обращаются к массмедиа, а с другой – в современном обществе доминирует низкий уровень доверия к ним. Для устранения этого противоречия решающее значение имеет выявление механизмов взаимодействия СМИ и эстетического сознания.

Научная новизна исследования состоит: в теоретическом обосновании понятия "эстетическое сознание", его сущности и содержания компонентов; в научной обоснованности влияния средств массовой информации  на формирование  эстетического сознания младших школьников; в расширении представления о формировании эстетического сознания  младших школьников современными средствами массовой информации.

Литература

  1. Башмаков М.И., Поздняков Н., Резник Н.А. Понятие информационной среды процесса обучения // Школьные технологии. - 2000. - № 2.
  2. Богомолов А.Н. Средства массовой комуникации: культурологический и дидактический аспекты: Автореф. дис. ... канд. культурол. наук: (Рус. яз. как иностр.)/ МГУ им. М.В. Ломоносова. - 1997. - 24 с.
  3. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2002. - № 1. - 96-104.
  4. Извозчиков В.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационного пространства // Наука и школа. - 2000. -№4.
  5. Кругликова Л.С., Зазнобина Л.С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: реальный опыт // Завуч. - 2000. - № 6. - 24-30.
  6. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы науки и практики. - Ярославль: изд. ДИА-пресс, 2001. - 275 с.
  7. Селевко А.Г. Воспитательное влияние телевизионного вещания на моло дое поколение // Вестник социальной работы. - 2001. - № 3-4. - Ярославль: ГАЦ. - 45-49.

  1. Селевко А.Г. Молодежная школьная субкультура // Вестник социальной работы. - 2002. - № 3. - Ярославль: ГАЦ. - 22-32.

  1. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. - М.: Народное образование, 2002. - 74-120, 168-173.

Рышкина Елена  Сергеевна

МОУ СОШ № 85

Учитель начальных классов

Город Ульяновск, улица Пушкарёва дом 8 а, кв 68

E-mail olalena111@rambler.ru

89041987067

Влияние средств  массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Шифр конференции: НС-13

13

5

1

Сумма и дата оплаты

Город Ульяновск , улица Пушкарёва дом 8 а, кв 68 индекс 432005

Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн — среде»

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспит...

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной ш...

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....

Формирование экологического сознания младших школьников

В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....

Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников.

Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников...