Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы
рабочая программа (3 класс) на тему

Максимова Виктория Викторовна

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».

Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной школы, ведь именно начальные классы являются ответственным звеном в системе подготовки учащихся-читателей. База литературного развития должна закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия, чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом. Именно «на начальном этапе скрыты немалые неиспользованные возможности литературного развития, которые трудно восполнить в средних и старших классах» (Н.Н. Светловская).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

 

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».

Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной школы, ведь именно начальные классы являются ответственным звеном в системе подготовки учащихся-читателей. База литературного развития должна закладываться с первого класса, чтобы использовать те особенности мышления, восприятия, чувств, которые изменяются, исчезают с возрастом. Именно «на начальном этапе скрыты немалые неиспользованные возможности литературного развития, которые трудно восполнить в средних и старших классах» (Н.Н. Светловская).

Как помогают курсы литературного направления, изучаемые в начальных классах средних общеобразовательных школ? Это отражено в авторских программах Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, З.И. Романовской, М.В. Головановой, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой, В.А. Левина, Л.Е. Стрельцовой и Н.Д. Тамарченко, Г.Г. Гранник и О.В. Соболевой и других.

Курс «Чтение - литература» разработали Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева. Авторами предложены учебники «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света». Цель в начальной школе является «научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя». Грамотный читатель в понимании авторов - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира.

Одной из задач данного курса является приобщение ребенка к литературе как искусству слова, выработка в ребенке потребности в чтении, а также воспитание личности со свободным и независимым мышлением. Поэтому авторы в построении учебников используют тематический принцип группировки материала, принцип жанрового разнообразия, принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг «взрослой» литературы монографический принцип. Все это связывается внутренней логикой системы чтения.

С точки зрения Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой это произойдет с помощью эвристической беседы. Учитель на уроках показывает особенности авторского употребления слов, красоту и яркость слова в художественном тексте. Идет работа над языком художественных произведений, над образом литературного героя через обращение к сюжету произведения. Вместе с тем, не всегда выбор произведений соответствует критерию формирования требовательного эстетического вкуса на классических образцах произведения слова.

Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская разработали курс «Литература как предмет эстетического цикла». Основная цель данного курса - воспитание эстетически развитого читателя, приобщение ребенка к способам и средствам работы с художественным текстом, к «секретам» авторского мастерства, «тайнам» внутреннего мира героев и радостям постижения этих «тайн». И писатель, и культурно развитый читатель, с одной стороны, вживаются в мир художественного произведения, а с другой стороны - ощущают себя за рамками этого вымышленного, условного мира, сохраняя позицию вне этого произведения.

Исходным для курса «Литература как предмет эстетического цикла» можно считать отношение «автор - художественный текст - читатель». Оно соответствует концепции М.М. Бахтина о «заочном» диалоге между читателем и писателем. Это отношение и осваивается в процессе практической литературной деятельности самих школьников, которые работают то в авторской, то в читательской позиции. Однако, не всегда предложенные технологии учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста, основанных на наглядно-образном мышлении, что затрудняет восприятие литературного произведения через теоретизирование.

Основной задачей курса З.И. Романовской «Чтение» по учебникам «Живое слово» является развитие культуры чтения, приобщение детей к художественной литературе как виду искусства, как к искусству слова. До этого данная задача в программах начальной школы не ставилась. Она вытекает из общих задач развития чтения в системе Л.В. Занкова, которые направлены на достижение общего развития младших школьников, понимаемого как развитие их ума, воли и чувств, духовных потребностей. Интерес к чтению как отмечает автор, прежде всего, связан с отбором материала. Детям младшего школьного возраста свойственно жизнерадостное познание и восприятие мира, удивление его открытию. Поэтому в 1-3 классах для чтения предлагается много текстов, содержащих юмор и вызывающих у детей целую гамму чувств - от улыбки до бурного смеха, от грусти и жалости, до слез.

В основе отбора материала учебника положен идейно-эстетический принцип, заложенный в органической связи с воспитательной ценностью произведений.

Курс «Литературное чтение», авторами которого являются М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, направлен на пробуждение у детей интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на эстетическую природу художественного произведения, на авторское отношение к окружающему, на ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя. В основе лежат художественно - эстетический и литературоведческий принципы, которые реализуются при анализе художественного текста; при этом на первый план выдвигается художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Однако не достаточно учтены возможности раскрытия и реализации личности ребенка, а так же его эстетических пристрастий в процессе изучения литературных произведений.

Кроме того, идеи традиционного литературного чтения развивает О.В. Джежелей в курсе «Чтение и литература», в котором сделан акцент на выработку навыков чтения: литературного чтения, чтения-рассматривания, творческого чтения; в курсе «Литературное чтение. Родное слово» (авторы Г.М. Грехнева, К. Е. Корепова), направленно на совершенствование работы с художественным текстом. Надо отметить, что в данных курсах не прослеживается роль ученика как активного, воспринимающего элемента, благодаря которому и реализуется художественный образ. Следовательно, не заложена систематическая работа по выработке эстетического суждения, оценки (эстетического вкуса) учащихся.

Активизацию эстетического восприятия литературного произведения заложил В.А. Левин в курс «Начальное литературное образование» (НЛО) через игровую деятельность, что позволяет воспринимать искусство через эмоционально-целостное проникновение в художественное произведение, формирует коммуникативное отношение к искусству и обеспечивает художественное развитие школьников по определенным ступеням приобщения к нему.

Курс Л. Е. Стрельцовой и Н. Д. Тамарченко «Азбука словесного искусства» предлагает учить в первую очередь пониманию фактов словесного искусства, анализу произведения и формированию у младшего школьника культуры восприятия художественного произведения с двух сторон: как «с внутренней, так и с внешней», то есть воспитание квалифицированного читателя. Итак, рассматриваемые нами курсы, рассчитанные на уровень восприятия детей младшего школьного возраста, предполагают развитие грамотного и эстетически воспитанного читателя. Задачи учебных курсов едины в том, что у ребенка на конец периода обучения в начальной школе должна быть выработана потребность в чтении книг, дети должны уметь откликаться на прочитанное. Пути достижения поставленных целей литературных курсов различны: Р. Н. Бунеев и Е.В. Бунеева делают упор на воспитание грамотного читателя и в процессе формирования читательского интереса идут от сюжета к образу; М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова - на интенсивное развитие навыков чтения, при задействовании большого количества прочитанных книг; Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская - на воспитание культурно-развитого читателя; З.И. Романовская - на эмоциональное восприятие художественных произведений на основе художественного образа. Целью всех курсов является формирование интереса к чтению, при этом на основе развитого эстетического вкуса.

Лично меня заинтересовали учебники З.И. Романовской «Живое слово», в которые вошли произведения, составляющие «золотой фонд» литературы. Меня интересует, прежде всего, подбор художественных произведений с позиции формирования эстетического вкуса на примере творчества К.Г. Паустовского.

Итак, анализируя учебники по чтению для начальной школы с позиции возможности формирования эстетического вкуса на примере творчества К.Г. Паустовского, стоит отметить, что наиболее обширным по количеству, разнообразным по тематике и интересным по художественным достоинствам, является подбор художественных произведений заложен именно в учебниках З.И. Романовской с целью формирования эстетического вкуса младших школьников.

Как отмечает автор, в художественном разделе «Живое слово» существует система чтения «по писателям», именно так располагаются произведения К.Г. Паустовского. Первое знакомство с рассказами К. Паустовского начинается в 1 классе, затем восприятие усиливается во втором классе, а в третьем классе в учебниках детям предлагаются 8 рассказов Паустовского, причем 6 из них помещены последовательно друг за другом, что позволяет учащимся глубоко погрузиться в творчество писателя. Всего в начальных классах учащимся предстоит познакомиться с творчеством К.Г. Паустовского в 13 рассказах. Идет постепенное нарастание трудности художественного смысла произведений с соблюдением принципа приближения их восприятия к опыту детей.

В основу проведенного эксперимента положен отбор произведений, предложенных З.И. Романовской, вместе с тем для более глубокого понимания творчества К. Г. Паустовского дополнительно будут взяты рассказы «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», что позволит организовать работу по восприятию художественного образа с опорой на эмоционально-чувственный мир учащихся.

Расположение литературного материала на близкие темы в классе спиралевидное - ученики к чтению произведений на близкую тему обращаются не один раз в году, как при традиционной, строго тематической группировке, а много раз, что соответствует воспитательной задаче чтения. Осмысленное чтение не возможно без глубокого проникновения в изобразительные средства языка, которые так же предлагались учащимся в динамике: в 1 классе знакомства со сравнением, его выразительной ролью; во 2 - с эпитетом, в котором отражаются яркость, емкость, точность художественного слова, с метафорой как скрытым сравнением, риторическим вопросом, его художественной ролью; в 3 классе - закрепляют знакомство с рифмой, строфой, риторическим вопросом, метафорой и олицетворением и его ролью в художественном произведении. Итак, использование учебников З.И. Романовской позволяют выйти на высокий уровень формирования эстетического вкуса младших школьников.

От класса к классу резко падает заинтересованность детей в чтении сказок в 12 раз, в чтении рассказов о животном мире в 2,5 раза. Одновременно с этим повышается читательский интерес младших школьников в выборе книг или рассказов о вампирах, об ужасах. Особой популярностью в этом возрасте пользуются детские детективы. Учащиеся отмечают, что им нравится об этом читать, потому что «становится страшно». Так в 1 ых классах количество таких детей составило - 12%, во 2-х -19%, в 3-х - 47%.

Таким образом, исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что каждый второй ученик в третьих классах попал под влияние средств теле-видео-разрушающих программ. Цифра угрожающая, если вникнуть в суть того, что за этим кроется. Всего же из общего количества детей почти каждый четвертый ребенок младшего школьного возраста (24%) выбирает для чтения книги, которые не могут обогатить душу ребенка, которые не учат его сопереживать, понимать других, отрицательно влияют на формирование целостной картины мира и тем самым не приносят положительных моментов в формировании эстетического наслаждения при общении с книгой, не позволяют ребенку проникнуться в мир искусства.

Значит, нужна такая целенаправленная работа, которая позволит создать определенные педагогические условия. Они помогут сформировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, что будет способствовать воспитанию культуры личности каждого младшего школьника, будет определять сформированность его эстетического вкуса и готовность учащихся к восприятию окружающего мира через художественный образ.

Дети младшего школьного возраста любят читать. Анализируя результаты привития любви к чтению, отмечаем, что в 1 классе дети любят читать. Особое место в выборе книг учащиеся первых классов отводят рассказам о природе. Вот выдержки анкет первоклассников, которые обосновывают свой ответ на вопрос: «Почему тебе нравится читать о природе?»: «В них много интересного и загадочного», «мне интересно узнать что-нибудь новое о природе», «я люблю природу», «мне нравится мир вокруг нас», «в них рассказывается о животных, а у меня дома их много», «потому что природа красивая». Вместе с тем, в анкетах были и такие ответы: «не нравится читать о природе, потому что это нудно», «они очень не интересные и скучные».

Таким образом, увлеченность чтением катастрофически падает от первого класса к третьему, и поэтому возможно предположение, что эта тенденция падения читательского интереса будет продолжаться и дальше от класса к классу. Именно данное анкетирование явилось стартовой площадкой в размышлении над нашим исследованием в вопросе формирования эстетического вкуса младших школьников. Значит, одной из наших задач является сохранение уже имеющегося интереса маленького читателя и формирование его эстетического вкуса через образ природы, как в реальной жизни, так и в художественной литературе. Произведения искусства, помогая увидеть прекрасное в природе, вызывают у нас восхищение не только отражением действительности, но и мастерством автора.

Итак, существует внутренняя потребность младшего школьника, направленная на выбор таких художественных произведений, в которых раскрывается образ природы. На основе общения с ней в реальной жизни, приобщения к ней через художественные произведения и постоянной воспитательной работы, в детях постепенно начинает вырабатываться и прививаться любовь к природе, своему краю и родине, пробуждаться чувство красоты и добра.

Таким образом, ознакомление с природой в начальных классах может и должно служить эмоциональному и интеллектуальному развитию учащихся, так как непосредственное воздействие природы на ребенка усиливается в сочетании с художественной литературой о природе.

 

"Формирование эстетического вкуса младших школьников (на примере изучения творчества К.Г. Паустовского)".

Целью данного исследования является выявление, теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетического вкуса младших школьников.

Объектом исследования является процесс формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы .

Предметом исследования выступают педагогические условия формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы.

Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования. Процесс формирования эстетического вкуса младшего школьника (показатель эстетического развития его личности, который проявляется в выработке ценностных ориентиров, обеспечивающих внутреннюю потребность ребенка в духовном обогащении), будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

- если процесс формирования эстетического вкуса ориентирован на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений и строится с опорой на социальный опыт ребенка;

- если в образовательный процесс включена система творческих задач, организующих эстетическую деятельность школьников с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы (как возможность реализации эстетической реакции в единстве эмоционального и рационального начал);

- если ребенок будет целенаправленно вовлекаться в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: "ученик-читатель - художественное произведение - жизнь";

- если будет сформирована речевая среда как возможность самовыражения эстетического суждения младшими школьниками, которая обеспечит полноценное взаимодействие учебно-познавательной и творческой деятельности;

- если будет обеспечено эмоционально-комфортное состояние ребенка средствами педагогической поддержки;

- если процесс формирования эстетического вкуса у младших школьников будет строиться с учетом региональных особенностей при разностороннем взаимодействии с социумом.

Поставленная цель и сформулированная гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. На основе анализа состояния проблемы формирования эстетического вкуса выявить специфические характеристики эстетического вкуса, определить его значение в эстетическом развитии личности.

2. Определить "эстетический вкус младших школьников" как педагогическое понятие, уточнить критерии и показатели его проявления.

3.Показать возможности художественной литературы как системообразующего компонента образовательного процесса при формировании эстетического вкуса младших школьников.

4.Выявить психолого-педагогические особенности формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы.

  1. Опре делить педагогические условия процесса эффективного формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе.
  2. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогических условий формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составили:

системный подход, с позиции которого эстетическое воспитание рассматривается как сфера формирования эстетических вкусов в отношении "система - подсистема" (А.И.Буров, Ю.Б.Борев, И.А.Масеев, Ш.М. Герман, В.К. Скатерщиков, А.В. Запорожец и др.);

понимание специфики формирования эстетического вкуса как процесса отражения действительности во всем многообразии свойств и признаков, (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн и др.);

положение о том, что формирование эстетического вкуса младших школьников напрямую соотносится с их духовным развитием и определяет степень развития эстетического сознания (Ю.Б. Борев, И.И. Джидарьян, А.Т. Калиткин, О.В. Лармин и др.); теоретическое положение об активности эстетического вкуса в формировании творческого потенциала личности в учебной деятельности (Л.В. Занков, Е.П. Крупник, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Н.Д. Молдавская, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.); психологические теории динамики взаимосвязи деятельности и общения ребенка в разные периоды - Л.И. Божович; на основе построения структуры и развития личности в деятельности - А.Н. Леонтьев; на основе исследования структуры самой личности - К.К. Платонов; на основе всестороннего развития личности в учебном процессе - В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.

Методы исследования. Теоретические методы: систематизация, классификация, сравнительный анализ, позволившие определить подходы к процессу формирования эстетического вкуса; теоретическое моделирование педагогических условий формирования эстетического вкуса с последующим применением в опытно-экспериментальной работе педагога. Эмпирические методы: методы социологического опроса (анкетирование учащихся, родителей и педагогов, интервьюирование, беседы с учащимися, анализ детских творческих работ); методы педагогического прогнозирования и наблюдения за детьми во время прочтения текстов на уроке, во время различных экскурсий на природу, в музеи, на выставки; опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся  3»Б» класса 25 человек,  их родители и учитель средней общеобразовательной школы.

Основной метод исследования - педагогический эксперимент, который проходит поэтапно. 

Первый этап: - подготовительный (2014-2015гг.) включает библиографическую работу по проблеме исследования; конкретизацию основных теоретических положений работы. 

На втором этапе (2014-2015гг.) - поиск путей, форм организации и проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап формирующий эксперимент (2015-2016 гг.), который осуществлялся по двум условно выделенным направлениям: первое - апробация педагогических условий, второе - отслеживание динамики в формировании эстетического вкуса младших школьников. 

Четвертый этап - контрольный (2015-2016 гг.) включает проверку и анализ полученных результатов исследования

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается исходной методологической основой, применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования, личным участием  учителя; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных, сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем в результате сравнительно-сопоставительного анализа концептуальных положений, категорий и понятий философии, эстетики, психологии, педагогики: выявлены психолого-педагогические особенности формирования эстетического вкуса младших школьников средствами образовательного процесса в современной общеобразовательной школе; уточнено содержание, структурные компоненты педагогического понятия "эстетический вкус младшего школьника", разработаны критерии и показатели выявления динамики его формирования, доступные педагогам-практикам;иобоснованы возможности художественной литературы как системообразующего компонента образовательного процесса (включающего обучение, воспитание, дополнительное образование школьников) при формировании эстетического вкуса младших школьников на примере изучения творчества К.Г. Паустовского; определены педагогические условия эффективного процесса формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе современной общеобразовательной школы;

Результаты исследования вносят вклад в разработку проблемы эстетического развития личности школьника в условиях образовательного процесса современной общеобразовательной школы; они расширяют представления об эффективных средствах личностного ориентированного обучения в начальной школе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том,  что материалы исследования могут быть использованы для организации эстетической деятельности, как в условиях общеобразовательных школ, так и во внешкольной работе.

1. Эстетический вкус младшего школьника является показателем эстетического развития личности ребенка, выраженного в единстве чувственного и эмоционально-интеллектуального осмысления действительности во всем её многообразии и проявляется в создании ценностных ориентиров с учетом социального опыта, обеспечивая внутреннюю потребность ребенка в духовном обогащении. Эстетический вкус может эффективно формироваться у младших школьников, если процесс его формирования строится на следующих принципах: целенаправленности, систематичности, долговременности, интенсивности, вовлеченности школьников в активную эстетическую деятельность с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

2. Эффективность формирования эстетического вкуса младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы обеспечивается следующими условиями:

- ориентацией процесса формирования эстетического вкуса на выработку личностных эстетических оценок действительности и литературных произведений с опорой на социальный опыт ребенка;

- включением в образовательный процесс систем творческих задач, организующих эстетическую деятельность школьников с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей (как возможность реализации эстетической реакции в единстве эмоционального и рационального начал);

- целенаправленным вовлечением ребенка в решение коммуникативных задач, направленных на выработку созидательной позиции: "ученик-читатель - художественное произведение - жизнь";

- обеспечением полноценного взаимодействия учебно-познавательной и творческой деятельности при создании речевой среды как возможности самовыражения эстетического суждения младшими школьниками;

- оказанием педагогической поддержки развитию индивидуальности ребенка через создание эмоционально-комфортной атмосферы на уроках;

- привлечением для достижения цели формирования эстетического вкуса младших школьников разностороннего взаимодействия с социумом с учетом региональных особенностей.

  • На первом этапе мы с учащимися знакомимся с библиографической стороной произведений Паустовского.    

           Разрабатывали план работы по темам.

Мы взяли первый рассказ  Паустовского.  После рассказа этих стихов, мы с ребятами  рассматривали варианты  как  стихи Паустовского влияют на человека с эстетической стороны. Т как первое знакомство с Произведениями начались не с первого класса, работа будет более трудоемкая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн — среде»

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспит...

Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...

Формирование эстетического вкуса у младших школьников в процессе семейного воспитания

Младший школьный возраст, как отмечают Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие, представляет большие возможности для формирования эстет...

«Природный материал в формировании эстетической культуры младших школьников с ОВЗ (ЗПР)»

Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное и народное искусство.Работа с природным материалом рассматривается как предмет, призванны...

«Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»

Статья на тему «Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКИХ И ТУВИНСКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ РУССКИХ И ТУВИНСКИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ...

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, что все произведения декоративно-прикладного творчества созда...