«Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»
статья (2 класс)

Михайлова Ирина Эдуардовна

Статья на тему «Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_dlya_vystupleniya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие читательского интереса младших школьников при изучении сказок на уроках литературного чтения»

Согласно ФГОС НОО одной из важнейших задач обучения литературному чтению в начальной школе является: «воспитание интереса к чтению и книге» (ФГОС НОО, 2011). СЛАЙД

В примерной программе по литературному чтению отмечается необходимость  развития интереса к процессу чтения и личной потребности в чтении книг у младших школьников. Это определяет успехи освоения младшим школьником не только литературного чтения, но и других предметов начальной ступени образования Поскольку младший школьник приобретает общеучебное умение осознанного чтения текстов, получает возможность работать с различного вида информацией, а также интерпретировать, анализировать и перерабатывать информацию соответственно целее и задачам работы.СЛАЙД

В национальной программе поддержки и развития чтения приводят результаты статистического исследования, говорит о недостаточном уровне читательских интересов младших школьников. Так, всего 24% учащихся читают много, из этого числа 13% не могут жить без чтения и 76% учащихся не интересуются чтением и не читают совсем. В опросе участвовали более 1000 российских школьников СЛАЙД

Также можно отметить, что по мнению Наталии Николаевны Светловской, Елены Евгеньевны Гончаровой,  Марии Павловны Воюшиной и др. сегодня актуальной проблемой является наличие «кризиса чтения», которое развилось на основе компьютеризации и повсеместного участия СМИ в жизни общества.

Таким образом, одну из важных задач современного начального образования мы видим в развитии  читательского интереса младших школьников. Важно обучать чтению таким образом, что дети полюбили этот увлекательный процесс, а книги, прочитанные ими в детстве, отложились в памяти как ценные знания, способствующие их духовному и интеллектуальном развитию.

Нам представляется, что одним из возможных способов решения данной задачи может стать использование специальных приёмов изучения сказок на уроках литературного чтения. Именно сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение, является любимым литературным жанром учащихся младшего школьного возраста и привлекает их занимательным сюжетом, яркостью образов, выразительностью характеров персонажей. И важно подобрать такие приёмы изучения сказок, которые позволят развивать читательский интерес.

Объектом исследования является: процесс развития читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения. СЛАЙД

Предметом исследования является: использование специальных приёмов работы со сказкой на уроках литературного чтения, влияющие на развитие читательского интереса младших школьников. СЛАЙД

Гипотеза: мы предполагаем, что процесс развития читательского интереса младших школьников будет протекать успешнее, если на уроках литературного чтения будут использованы специальные приёмы работы со сказкой, основанные на внимании к читательским вкусам учащихся, учитывающие их возрастные особенности, направленные на развитие творческих способностей младшего школьника, содействующие воспитанию нравственных качеств и эстетических чувств.

Цель исследования: подобрать комплекс таких приёмов изучения сказок на уроках литературного чтения, направленный на развитие читательского интереса младших школьников. СЛАЙД

Нами были поставлены следующие задачи. СЛАЙД

Исследование проводилось на базе ГБОУ школа № 543  г. Санкт - Петербурга

Апробация осуществлялась на научных конференциях НовГУ имени Ярослава Мудрого в 2016 -2018 годах  СЛАЙД

Практическая значимость: возможность использования разработанного проекта «Древо познания», основанный на специальных приёмах работы со сказкой и направленный на развитие читательского интереса младших школьников в процессе изучения курса литерутурного чтения по УМК «Школа России» в 1 классе.    СЛАЙД

Для подтверждения нашего предположения, о том, что уровень читательского интереса возрастёт , если применять специальные приёмы работы со сказкой на уроках литературного чтения, мы провели экспериментальную диагностику. Для этого нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа с родителями, анкетирование, опрос, творческое сочинение «Моя домашняя библиотека». По каждому методу исследования были получены данные, которые более подробно описаны в параграфе 2.1.

Совокупный анализ диагностики показал, что в эспериментальной группе читательский интерес был развит на высоком уровне у 33% учащихся, который характерен тем, что у учащегося развита в высокой степени личная заинтересованность чтением, понимает необходимость книги в жизни человека, проявляет положительное отношение к чтению, получает удовольствие от него, проявляет эмоциональную реакцию по отношению к прочитанному, посещает библиотеки, имеет широкий читательский кругозор, к выбору книг подходит осознанно и на низком 26% учащихся, который характеризуется тем, что ученик не получает удовольствия от чтения, не любит и не хочет читать, не посещает библиотеку, имеет узкий читательский кругозор.

Полученные данные,позволили сделать вывод о том, что наше исследование является не только актуальным, но и имеет необходимость создать проект по улучшению данных показателей.

         Мы создали наш проект «Древо познания» направленный на развитие читательского интереса младших школьников с использованием специальных приёмов изучения сказок на уроках литературного чтения  в рамках УМК «Школа России» .Проект рассчитан 10 академических часов, из которых 6 уроков литературного чтения и 4 классных часа в 1 классе. «Древо познания» состоит из подготовительного этапа, где мы отобрали приёмы работы со сказкой, основанные на разработках Л. А. Милановой и Т.В. Большевой («Лукошко», «Отправим смс-сообщение», «Что было бы, если бы…», «Действия героя», «Ложная альтернатива», «Реклама», «Цветопись», «Любимое блюдо героя», «Сказочные кляксы»), а так же подобрали  литературный материал, сказки: «Курочка ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Петух и собака», «Гуси - Лебеди». Все отобранные приёмы оформлены в рабочую тетрадь «Сундучок с премудростями» и прописали тематическое планирование. В этом заключался подготовительный этап нашего проекта.

 На основном этапе проекта «Древо познания», провели вводные занятие «Книга - лучший друг!»,«Как рождается Древо?». На уроках литературного чтения мы отрабатывали приёмы работы со сказкой, создавали и оформляли «Древо познания». Параллельно с началом изучения сказок, ученикам объявилось о создании «Древа познания». Древо, создаётся с помощью зеленых листьев, на которых ученики пишут названия прочитанных произведений и действующих персонажей.

Так например, на первом уроке мы работали со сказкой «Курочка ряба», где ученики работали с приёмами : «Отправим смс-сообщение», «Что было бы если бы …».  При работе с первым приёмом, ученики писали сообщения герою сказки, а со вторым, ученики подключали воображение и фантазию, и делали предположения, дополнив высказывание. Младшим школьникам особенно понравилось работать с данными приёмами, вызвало у них положительную реакцию. Более подробное содержание уроков описано в параграфе 2.2.

На заключительном этапе исследования мы провели классный час на тему «Книга - лучший друг!», на который отведено 2 академических часа. На этом этапе по нашему замыслу учащиеся вместе с учителем в ходе беседы подвели итоги проекта «Древо познания» обсудив с ними, чему был посвящён проект, каких результатов достигли школьники и как проделанная работа, повлияла на их читательский интерес. Хотелось бы, чтобы в ходе обсуждения, ученики вспомнили изученные сказки, отработанные приёмы, прочитанные ими произведения.

Так же этом классном часу, учитель организовывает выставку прочитанных книг. Учащиеся с помощью наклеек или стикеров голосуют за книжку, которая им больше всего понравилась.

На выставке книг мы предлагаем использовать игру «Обними книжку», которая вызывает у учащихся эмоциональную привязку к книге, что в свою очередь будет положительно сказываться на развитии читательского интереса младших школьников.

В качестве творческого задания, в завершении классного часа, учитель предлагает выразить своё отношение к проделанной работе и проекту «Древо познания» в форме отзыва.

Итак, в ходе реализации проекта «Древо познания», будет создано общее древо, которое будет отражать развитие читательского интереса всего класса, после применения специальных приёмов работы со сказкой на уроках литературного чтения.

Выходя за рамки нашего исследования, мы апробировали разработанный проект на базе ГБОУ школа № 543 Московского района г. Санкт –Петербурга в 2018 – 2019 учебном году в 1 «Б» классе. Ученики работали с приёмами на уроках литературного чтения в рабочей тетради «Сундучок с премудростями» и создавали «Древо познания». Завершился проект итоговым мероприятием «Книга- друг человека!», где была организована выставка книг, проведено голосование за лучшую книжку, и награждены все участники проекта.

По итогам реализации проекта мы можем говорить о том, что разработанный нами проект «Древо Познания» положительно сказывается на развитии читательского интереса, т.к. ученики стали охотнее читать классную библиотеку приносить книжки в класс, интересоваться школьной библиотекой и в целом ученики стали проявлять положительное отношение к чтению и книгам.

Перспективу нашего исследования видим в том, чтобы продолжить работу по поиску приёмов обучения, которые будут способствовать развитию читательского интереса младших школьников, не только на материале сказок, но и других жанров литературы, так как дети растут и их литературные вкусы меняются.

Благодарю вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.

Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

Научно- исследовательская работа "Развитие эстетических представлений младших школьников средствами программы по технологии Н.М. Конышевой"

Научно-исследовательская работа на тему  "Развитие эстетических представлений  младших школьников  средствами программы  по технологии Н.М. Конышевой", будет полезна для учителей н...

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...

«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».

Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...

Формирование эстетического вкуса младших школьников с помощью литературы

«Эстетический вкус определяется эстетическим воспитанием».Мы будем рассматривать процесс формирования эстетического вкуса с младшего школьного возраста в образовательном процессе общеобразовательной ш...

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся ...