Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников
статья по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

В статье рассматривается традиции декоративно-прикладного искусства в развитии эстетического отношения воспитания младших школьников. Отмечается, что каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий и создает свои художественные эстетические традиции в развитии декоративно-прикладного творчества.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иманмурзаева Аида Умаровна, учитель

изобразительного искусства

ГБОУ СОШ №630  Приморского района

 Санкт-Петербурга

Традиции декоративно-прикладного искусства как средство развития эстетического отношения младших школьников

Традиции имеются в истории в культуре каждого народа, нации и государство. В истоках традиций лежат как географические условия, историческая преемственность, так и влияние социально-экономического уклада общества.

Во все времена общество нуждалось не только в преобразовании, но и в условии и поддержании существенных традиций, которые являются основным фондом, культуры, результатом новаторской деятельности предшествующих поколений. Национально-художественные традиции находятся в постоянном движении: изменения общественной жизни влияют на их развитие и обогащение.

Предметный мир, окружающего человека всегда в разных формах несет на себе следы его трудовой преобразующей художественно-творческой эстетической деятельности. Человек не только использует окружающую среду и предметы этой среды, а также изменяет ее в соответствии со своими интересами и потребностями, эстетическими отношениями в числе которых важными являются эстетические, художественные, творческие потребности. Каждый народ под влиянием исторически сложившихся социальных, экономических, географических условий создает свои художественные эстетические традиции в развитии декоративно-прикладного творчества. Культурные и художественные эстетические традиции народа — та основная база, освоив и использовав которую, созидатель, творец может сотворить нечто новое, необыкновенное, которое может достичь еще одной вершины в развитии эстетического отношения к окружающему миру. Накопленный народом художественный опыт — результат творческих усилий, находок целого ряда поколений людей. Он же, в свою очередь, служит основой дальнейших достижений в художественном, декоративно-прикладном творчестве. Преобразующая творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства широка и многогранна. Она охватывает разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы.

Само название декоративно-прикладное искусство особо подчеркивает его главное практическое назначение. Это прежде всего деятельность прикладная, то есть направленная на улучшение художественного, эстетического качества отношения к окружающему миру.

 В этом и заключается ее утилитарный эстетический творческий характер в создании изделий, предметов окружающего мира. Особенностью декоративно-прикладной деятельности является то, что она всегда стремится к художественно-образному воплощению предмета. Утилитарное и художественное и всегда взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными красивыми способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием эстетического отношения прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство, как правило, вызывает духовно-нравственное, эстетическое, художественно-эстетическое удовлетворение, радость творчества. Эстетическое отношение человека к окружающему миру, предмету проявляется в различных формах и, в частности в декоративно-прикладной деятельности, которой присущ художественно-творческий характер труда. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует развитию эстетического отношения художественного вкуса, формированию эмоциональных, чувственных качеств личности.

 «… Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творим свой мир Красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливость, — развивается по только ему присущим законом. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [1, с. 343]. Изделие декоративно-прикладного творчества вносит большую чувственную, выразительную неповторимость в ее художественный образ, формирует эстетическое отношение и потому располагает мощными ресурсами освоения предметов окружающего мира, его образного осмысления, настроения. Истоками декоративно-прикладного искусства являет народное художественное творчество, где основополагающим выступает единство этического и эстетического, чего не хватает сегодня в процесс формирования эстетического отношения к миру. Все произведения декоративно-прикладного творчества создаются и используются с целью художественной обогащения окружающей среды, приданию ей больше декоративности и выразительности. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного творчества позволяет привлекать к участию в работе учащихся школ практически всех возрастных групп с различной художественно подготовленностью. Занятия декоративным искусством, наряду с удовлетворением художественных потребностей, формируют эстетическое отношение к окружающему миру, развивают эстетический вкус, приобщают учащихся к труду, прикладному творчеству. «Практика подтвердила, что влияние народного искусства на детей выразилось в их повышенной творческой активности и самостоятельности, в усилении художественной выразительности созданных ими декоративных работ» [2, с. 134]. В образовательно-воспитательной деятельности, в частности, в процессе обучения изобразительному искусству, декоративно-прикладное творчество следует рассматривать как часть общей материальной и духовной культуры, формирующего эстетического отношения младших школьников. Правильное его понимание и умелое использование позволяет определить главную цель педагогического процесса — развить творческую активность личности, эстетическое отношение учащихся стимулировать особые качества индивида, его одаренность, учитывая при этом исторический опыт народа. Поэтому, знакомя учащихся с образцами народного декоративно-прикладного искусства или рассказывая о них, необходимо добиться, чтобы они органически поняли приемы практической художественной деятельности, усвоили принцип традиционного, коллективного создания образов, изобразительных сюжетов, декоративных мотивов народного творчества, основных принципов (повторы, вариации, импровизации).

Сегодня в учебно-воспитательном процессе школы преподаватели изобразительного искусства должны понимать, что для учащихся декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связано с повседневным бытом, это одна из важнейших констант организации оптимальной среды обитания, своеобразная «художественная летопись» в национальной культуре, поскольку основные характерные для данного региона объемные формы и декоративные мотивы базируются на многовековом отборе, «рыночном» спросе народов, потребителя изделий мастерства и определенной художественно-ремесленной школы.

Испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принципы, формы и методы, отшлифованные тысячелетиями которые способствуют формированию эстетического отношения младших школьников. В настоящее время очень важно учитывать их в педагогической практике художественном образовании. Когда педагог предлагает детям для рассмотрения и анализа с критической его оценкой образец народного декоративно-прикладного искусства, он ставит задачу не только дать оценку, но и активизировать познавательный эстетический потенциал, которые способствует развитию эстетического отношения младших школьников. Произведения декоративно-прикладного искусства привлекают особое внимание учащегося, они живо и непосредственно реагируют на объем и форму окружающих предметов, их линейное очертание, цвет и цветовые сочетания. Это относится прежде всего к произведениям декоративного искусства, поскольку они в силу своего прикладного характера, окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта способствуют формированию эстетического отношения младших школьников.

К сожалению, в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для развития эстетического отношения учащихся используется недостаточно. Это отчасти объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре. Поэтому наиболее верным направлением эстетического образования и развития эстетического отношения учащихся школ является использование народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе с учетом гармонического сочетания регионально-национальных традиций и общепедагогических требований преподавания этого предмета в школе.

Литература:

  1. Некрасова М. А., народное искусства как часть культуры// М.: Изобразительное искусство, 1983. 343с.
  2. Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям. — В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство — детям. — М., 1976
  3.  Радажбов И. М.,Ю. В. Печерский. Декоративно-прикладное искусство как средство ра развития творческой активности школьников. — 1. — 2004: Даггоспедуниверситет, 2004. — 95 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.

Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

«Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн — среде»

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспит...

Научно- исследовательская работа "Развитие эстетических представлений младших школьников средствами программы по технологии Н.М. Конышевой"

Научно-исследовательская работа на тему  "Развитие эстетических представлений  младших школьников  средствами программы  по технологии Н.М. Конышевой", будет полезна для учителей н...

Использование ролевых игр как средства оптимизации межличностных отношений младших школьников

Работа посвящена рассмотренюв возможности ролевых игр в оптимизации межличностных отношений....

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Декоративно-прикладное творчество (лекажур)- как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности...

«Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»

Статья на тему «Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»...

Декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников

В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как условие формирования эстетического отношения младших школьников. Отмечается, что все произведения декоративно-прикладного творчества созда...