Гендерная идентичность детей в игре.
консультация

Белоногова Екатерина Николаевна

 

Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. Сейчас большое внимание уделяется становлению гендерной идентичности детей в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – ДВА МИРА, ДВА ПОЛЮСА
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИГРЕ

Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть. Сейчас большое внимание уделяется становлению гендерной идентичности детей в игре.

Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков с младенческого возраста, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек – нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков – активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому полу.

Помимо этого, на формирование гендерной идентичности ребенка оказывает влияние пол родителя, наличие старших братьев или сестер. Важно также, совпадает ли пол ребенка с родительскими ожиданиями. Если нет, то существует риск подавления присущих полу поведенческих проявлений.

Сознательно или неосознанно поощряя одни формы поведения и порицая другие, можно регулировать процесс создания у ребенка той или иной гендерной идентичности. На протяжении первых 6–7 лет жизни у детей на основании тех моделей поведения, которые предъявляются ребенку, формируется «гендерная схема». Ребенок усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем осознает себя в качестве мальчика или девочки и начинает регулировать свое поведение в зависимости от доминирующих представлений женственности и мужественности.

В играх детей закрепляются гендерные различия, в них формируются взгляды будущих женщин и мужчин на мир и на должное поведение друг друга. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли. Как считает А. А. Чекалина, «у ребенка, не играющего в соответствующие полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола»**.

Возникает вопрос, нужно ли позволять детям играть в игры не по половому признаку или все же пресекать их. Приведем некоторые мнения, высказанные воспитателями детских садов. Большинство высказываний сводилось к тому, что не следует запрещать ребенку играть в «чужие» игры:

– детей нужно знакомить с разнообразными играми, вызывать у них интерес, возможно, в будущем такой мальчик будет двигаться в гуманитарном направлении (педагог, врач), а девочка станет спортсменкой, юристом;

–         пусть мальчик играет в «дочки-матери», ведь в игре он учится играть роль отца, проявляющего доброту, внимание, чуткость, заботливое отношение к ребенку (кукле); игра – средство изучения индивидуальности ребенка; формирования его умений и навыков; важно учить детей играть различные положительные роли;

–         в игре важно сделать акцент на то, что мальчик – это будущий папа, а девочка – мама; да и девочкам также нравятся часто подвижные игры, и нет ничего плохого, что они вместе с мальчиками играют в «казаков-разбойников»; другое дело, если мальчики вообще не играют в «мальчишечьи» игры, а девочка ведет себя как «пацанка» – с ними нужна особая работа педагога или психолога.

В игре ребенок познает окружающий мир, общается со сверстниками, получает опыт – и не важно, игра эта в «дочки-матери» или в «казаков-разбойников», главное, чтобы ребенок получал в ней удовольствие: пресекать такие игры не следует, поскольку мальчик учится быть хорошим семьянином, ухаживать за детьми, а девочка – постоять за себя, проявлять активность.

Нет ничего плохого в том, что мальчик играет с девочками в куклы, в дальнейшей жизни он, скорее всего, будет заботливым отцом, ведь в игре он подражает взрослому, а значит, дома так делает его папа; в своем детстве я часто играла с мальчишками в «войну», иногда меня не брали, но я настаивала, и мы находили «золотую середину» – я была «медсестрой».

Но есть и другое мнение, что необходимо в мягкой форме пресекать такие игры, так как с раннего детства закладываются привычки, стереотипы поведения, что может привести к неправильной ориентации. Ношение женщинами брюк уже привело к тому, что мы взяли на себя много мужских обязанностей, таких как зарабатывание денег, карьера. А мужчины, напротив, не умеют работать физически, ветрены, безответственны, теряют то плечо, на которое хочется опереться.

Представляется, что в каждом из этих высказываний есть разумное зерно, и в каждом конкретном случае необходимо анализировать причины, которые побуждают того или иного ребенка играть в игры.

В своих исследованиях известный психолог В. С. Мухина пришла к выводу, что «шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был так или иначе причастен. Собственно, благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения. В течение дошкольного детства в игре развивается эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности ребенка»***. В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности: подвижные и соревновательные игры найдут свое отражение в спорте; ролевая и режиссерская игра – в художественно-эстети-ческой деятельности и т. д.

Если взрослого спросить, что дарить девочке, то в большинстве случаев ответ будет: «Куклу». Срабатывает стереотип. Воспитывая мальчика или девочку, родители обычно опираются на собственные представления о том, какими должны быть мужчина и женщина. В нашей культуре женскими чертами считаются заботливость, нежность и мягкость, а к типично мужским относят силу, умение постоять за себя и целеустремленность. При этом, внушая с пеленок мальчишке, что в куклы играют только девчонки, и запрещая девочке лазить по деревьям, взрослые забывают, что их задача – вырастить не футболиста или водителя, няню или маму, а, прежде всего, человека.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, то нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки. Потому как программу «все девочки обязательно должны быть тихими и заботиться о детях» или «мальчик должен настаивать на своем и всегда выигрывать» в голову вложить можно и насильно. Вопрос в том, скажет ли за это «спасибо» повзрослевший ребенок, раздираемый внутренними противоречиями.

Часто родители считают, что мальчик, играя в «девчачьи» игры, станет слишком женственным и приобретет нетрадиционную сексуальную ориентацию в будущем. А девочке запрещают играть с мальчишками в казаков-разбойников или фехтовать и чуть ли не насильно тычут куклы из опасения, что из нее выйдет плохая мать. Опасения родителей обычно совершенно неоправданны. Ребенок не сразу осознает, мальчик он или девочка, и действительно, задача окружающих – помочь с правильной половой идентификацией. Вот только для этого вполне достаточно одевать ребенка в соответствии с полом, в какие-то моменты объяснять, что мальчики отличаются от девочек, и давать возможность распознавать поведение родителей как мужское или женское. В остальном же лучше просто не мешать.

Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу или высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это опять же проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов, и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша – это, в первую очередь, защитник, товарищ или отражение собственного Я, к тому же через игру иногда преодолеваются детские страхи.

5. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1.

Мальчик внимательно изучает девочку и наконец задает вопрос:

– Он у тебя оторвался?

– Нет, не оторвался.

– Тебе делали операцию?

– Нет, у меня вообще не было…

– Интересное у тебя устройство… Тут входит воспитатель. (На лице смятение.)

Вопросы:

1. Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?

2. В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?

Ситуация 2. Ситуация в семье.

Мать. Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать. Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец. А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну). Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец. А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Какова роль образовательной организации в этом процессе?

Ситуация 3. Мать с ребенком встречаются с воспитателем.

Воспитатель (обращаясь к ребенку). Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

– Нет, я их сейчас расстреляю!

Воспитатель. За что же ты их хочешь расстрелять?

– А просто так, потому что я – разбойник!

Мама. А ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

– А вы, видимо, поощряете его в этом? – заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

– Да, конечно, он требует, приходится покупать. Он же мальчик!

– А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

– А зачем? Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы:

1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

 Копилка дидактических и подвижных игр по гендерному воспитанию.

Игра «Волшебный цветок» (с детьми второй младшей группы).

1-й вариант. «За что нам нравятся мальчики (девочки)?».

Цели: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками; формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

2-й вариант. «Как я дома помогаю?».

Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: дети поочередно отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислят обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

3-й вариант. «Кто я в семье?».

Цели: формировать представления о родственных связях; учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.).

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: с помощью наводящих вопросов взрослого дети должны дать ответ, кем они являются для своей мамы (своему папе, своей бабушке) и т. д.

Игра «Дом добрых дел» (с детьми средней группы).

Цели: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; воспитывать желание оказывать помощь в семье и другим людям.

Материал: конструктор.

Ход игры: дети берут детали конструктора и строят большой дом, проговаривая при этом добрые поступки и дела, которые они совершают, помогая своим родным и близким. В конце рассматривают, какой большой дом мы построили. Сколько добрых дел мы можем сделать!

Игра «Пожелания» (с детьми второй младшей группы).

Цели: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола; закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка).

Ход игры: дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе…».

Игра «Благородные поступки» (с детьми средней группы).

Цели: воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик.

Ход игры: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например, благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела  и  поступки  и  т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Проблема гендерного воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения...

Гендерная идентичность и факторы влияющие на ее формирование у детей младшего школьного возраста.

дается определение по­ня­тия «гендер»,  признакам гендерной идентификации....

Гендерные отличия детей, определяющие эффективность работы в классах начальной школы по программе «Бальная хореография»

Данная статья призвана помочь учителям ритмики и хореографии в работе с классами начальной школы по программам "Баьная хореография"...

Рекомендации родителям. Гендерное воспитание детей .

​   Как мы воспитаем наших детей и  какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей. Всё это напрямую зависит, какими женщинами и м...

Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"

Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого пов...