Гендерная идентичность и факторы влияющие на ее формирование у детей младшего школьного возраста.
статья по теме

дается определение по­ня­тия «гендер»,  признакам гендерной идентификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_a.v_1.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева А.В. магистр кафедры педагогики и предметных технологий, АГУ.

Гендерная  идентичность  и факторы влияющие на ее формирование у детей младшего школьного возраста.

Ребенок – развивающиеся существо, и каждое явления в нем наблюдаемое, находится в процессе становления. Оно не раз и навсегда, одно или другое, но оно может стать как одним, так и другим и фактически на наших глазах входе, воспитательной работы, становиться то одним то другим: в зависимости от чего это происходит? В зависимости от того, как складывается воспитательная работа с ребенком.

                                                                                                                                        С.Л. Рубинштейн

В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении.

  Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов. Диапазон трактовки термина «гендер» в современной научной литературе достаточно широк. Гендер рассматривается как процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого взаимодействия .

Усвоение социального опыта происходит через взаимодействие ребенок-взрослый, в котором каждый оказывает влияние и модифицирует поведение другого. Ребенок постоянно наблюдает, имитирует и моделирует отношения, поведения и деятельность окружающих его взрослых.

К основным признакам гендерной идентификации  относят выбор детьми игр, стиль поведения, выбор партнеров по общению, особенно взаимоотношения друг с другом и со взрослыми.

В период младшего школьного возраста поведение ребенка характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования  гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного пола. Так же в этот период своего развития дети стараются избегать представителей другого пола. Тенденция мальчиков играть с мальчиками, а девочек — с девочками начинает проявляться у детей в 3-летнем возрасте и постепенно усиливается до вступления в период полового созревания.

Маккоби и Джаклин в своих исследованиях  пришли к выводу о том, что в младшем школьном возрасте гендерная сегрегация довольно ощутима. Они установили, что дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности пола. И пришли к предположению, что биологический пол, социальные гендерные ярлыки и  гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного.

Но гендерная сегрегация выражается не только в объединении с представителями одного гендера, но и в противостоянии по отношению к другому.

Именно в рамках этих видов деятельности продолжается развитие половой идентификации детей. Одни виды их активности соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие противоречащие представления о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицания.

Учитывая, это до 2-3 лет большинство мальчиков пробуют надевать мамины туфли, играть с ее косметическими принадлежностями, красить ногти лаком. Однако когда завершается процесс гендерной идентификации и мальчики достигают гендерной константности, они начинают понимать, что все эти занятия предназначены для девочек. Еще до школы дети проявляют знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, занятиях.

Но даже если в процессе игры дети выполняют одну и туже роль, их поведение все же может отличаться, в зависимости от того, с кем – с мальчиком или девочкой – они имеют дело.

Л. Кольберг считает, что формирование константной гендерной идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании.

Учитывая, это следует отметить, что гендерная идентификация заключается не только, в том, что дети следуют в своем поведении навязанным им  полоролевым эталонам, но и в том, что у детей выражено стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых органов, у них появляется «половое любопытство».

Итак, на этом этапе своего развития, ребенок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени при смене одежды, рода занятия или других внешних признаков. Однако дети сравнительно мало обращают внимания на различие половых органов, когда им приходится решать, кто- мужчина и кто – женщина.

Так же дети стараются подражать родителям одного с ними пола. Л.К. Емельянова отмечает, что девочки, которые больше всего ценят в матери трудолюбие, честность, гуманизм, заботу о семье, вырабатывают у себя именно эти качества. Мальчики стараются подражать отцам в деловитости, смекалки, юморе, профессиональном мастерстве.

Некоторые авторы полагают, что гендерная идентичность мальчиков проходит в более трудных условиях, чем таковая у девочек. Среди препятствующих идентификации факторов называют большее время контакта материи с ребенком, чем с отцом, из-за чего отец выступает для ребенка менее привлекательным объектом. Вследствие  этого первичным оказывается идентификация с матерью.

Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую. Однако большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания, - опять женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т.д. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» (например «тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек гендерная  идентичность является не прерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков.

А.И. Захаровым установлено, что наиболее выраженная идентификация с родителями того или иного пола у мальчиков происходит в возрасте 5-7 лет, а у девочек в возрасте 3-8 лет. Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того или иного пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи.

 Неудовлетворенная  потребность в общении с родителями своего пола приводит к идентификации с родителями другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной. Чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в безопасности. Идентификация у девочек протекает успешнее: 43% девочек против 8% мальчиков имеют, высокую степень идентификации с родителями своего пола. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на воздействие с воображаемым отцом.

Исходя из этого, именно родители обладают идентификационными характеристиками, более всего побуждающими к идентификации: положительной эмоциональности, доброте и отзывчивости.

Исключительно универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Уже на третьем году жизни сверстники подкрепляют или осуждают типичное или не типичное для данного пола поведение друг друга. Мальчики делают это активнее. Сверстники влияют больше на поведение мальчиков, чем девочек. Несоответствующее гендерной роли поведение особенно сильно вредит популярности среди мальчиков. В ряде исследований было доказано, что мальчики, которые играют с девочками, больше подвергаются насмешкам со стороны сверстников и менее популярны в их среде, чем те, кот подчиняется полоролевым стереотипам. Одни авторы утверждают, что дети обо его пола более охотно подражают мальчикам, другие- что дети больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие их полу, и не проявляют интереса к неуместному для их пола поведению. Последние авторы выявили, например, что мальчики обнаруживают тенденции лучше запоминать пункты, помеченные «для мальчиков», а девочки – пункты, помеченные «для девочек». Кроме того, дети допускали характерные ошибки в воспроизведении рассказа по памяти, когда в нем нарушались гендерные стереотипы.

Так же,  гендерные понятия формируются у детей под воздействием литературных произведений, кино и телевидения, театров. Если проанализировать книги прошлых лет, то можно заметить, что гендерные образы, проявлявшиеся на западе в 1970-1980-х гг., становились устойчивыми, традиционными и соответствовали стереотипным ролям. Та же тенденция проявлялась и при анализе книг для чтения детям в начале 1972 г., хотя после 1980г. описания гендера в детских книгах несколько изменилась (в сторону равенства полов). Такая же тенденция наблюдалась и в отечественных книгах. В иллюстрации  детских книг изображение лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского пола в два раза. Мужчины и мальчики в основном представлены занимающимися инструментальной деятельностью, кроме того, они чаще, чем женщины и девочки, изображены в ситуациях отдыха, развлечений.

Описание роли и занятий женщины в современной литературе значительно отличается, от ролей и занятий прошлых лет. Если раньше характерной чертой являлась жалость к женщине, которую эмансипация лишила женственности и призывы вернуть женщину к ее «истинному предназначению », то на современном этапе в литературных произведениях на место работницы и матери пришла хорошенькая домохозяйка или юная фотомодель «без комплексов».

Распределение  гендерных ролей не обошли стороной и средства массовой информации. На телевидение количество мужских персонажей постоянно превосходят количество женских персонажей. Ярким примером в отечественном телевидение, является рекламная продукцию. В  рекламных историях можно выделить два основных типа: романтические и семейные. В первых историях мужчина всегда профессионал, занят напряженным делом, обычно напоминающею борьбу. Женщина не только не принимает в ней участие, но просто отсутствует в тех местах рекламного ролика, где эта борьба происходит. «Настоящая женщина» в это время занята самоукрашением, ведь главным ценителем ее внешности является мужчина. Таким образом, все усилия женщины направлены на то, что бы ее заметили и оценили.

В семейных историях деятельность женщины ограничена семьей. Она лечит, стирает, частит раковину и газовую плиту, готовит вкусные блюда и с нетерпением ждет мужа. Муж же внутри семейного пространства пользуется трудом женщины.

Таким образом, какая бы история не рассказывалась в рекламном ролике, образ женщины подается как зависимый от мужчины, слабой, в домашних хлопотах, либо в обеспечении своей привлекательности. Мужчина же подается как лидер, сильный, агрессивный, подчиняющий себе других ради утверждения своего «Я». Учитывая это,  влияние можно говорить о том, что средства массовой информации играют большую роль на формирование гендерной идентичность у детей младшего школьного возраста. Чтение детьми книг, в которых женщина в большинстве случаев изображается с предметами домашней утвари, а мужчина – с орудием труда, приводит к усилению гендерного поведения  в детских играх.

Исходя из этого, на развитие гендерной идентичности ребенка младшего школьного возраста влияют многие факторы, но основными остаются родители как эталон правильного поведения, сверстники и средства массовой информации.

 

Список литературы

  1. Л.В. Градусова «Гендерная педагогика». Москва: «Флинта»,  2011.
  2. Ш. Берн «Грендерная психология. Законы мужского и женского поведения». СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  3. Е.Н Корнеева «Почему они такие разные?..». Ярославль: Академия развития, 2005
  4. А.А Реана «Психология от рождения до смерти». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре".

В наше время воспитание толерантности актуально для такой многонациональной страны, как Россия. Целью моего проекта стало развитие коммуникативных умений учащихся, укрепление единства класса,построени...

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

«Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета «Математика»

Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета "Математика"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

В статье дается обоснование необходимости создания специальных педагогических условий для формирования у школьников универсальных учебных действий. Рассматриваются особенности использования математиче...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья "Педагогические условия формирования самооценки младшего школьника"...

Формирование у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...