Классный час "Прощение растворяет обиды".
классный час (4 класс)

Тертышникова Ирина Борисовна

Классный час для учащихся 4 класса  показывает  ребятам какое негативное воздействие на человека имеет обида, затаённая в груди. Как научиться прощать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_proshchenie_rastvoryaet_obidu.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                              Современный классный час-современным детям.

                        Тема : « Прощение растворяет обиды» 

Слайд 1

1. Ведущим направлением работы нашей школы яв-ся создание здоровье-сберегающего пространства в образовательном и воспитательном процессе. И несомненно духовное здоровье является фундаментом лчн в наше непростое время. Поэтому вопросам нравственности мы стараемся уделять особое внимание. Слайд 2

В своей работе с детьми я опираюсь на  методику «Технологии погружения в проблему» педагога Михаила Петровича Щетинина. Вашему вниманию я  пред-ставляю классный час «Прощение растворяет обиды», кот я проводила с 4-ми.       Слайд 3

2.Дорогие ребята, сегодня мы продолжим с вами познавать себя. В начале я хоте-ла бы прочитать вам отрывок из  стихотворения поэта Эдуарда Асадова, послушайте и предположите, как  оно могло  бы быть  закончено?

В белоснежном платье, как снежинка,     (музыка)

То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов.

Шла и пела голосом счастливым

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

                                    От сверкавшей платья белизны  музыка закончилась

Что-то замаячило в сторонке….(на этой фразе я прервусь)

Как вы думаете, ребята ,глядя на экран, что  могло произойти дальше?

Кого вы видите? (Мы видим мальчика-хулигана. У него не очень хорошие намерения. Он мог обозвать девочку, посмеяться над ней, забрать букет, поломать его, вымазать девочку грязными руками)

Чтобы понять чувства девочки, рассмотрим самую безобидную ситуацию из предложенных -мальчик забирает букет и смеётся над ним.

Вот такая же девочка, только бумажная. Обратите внимание, какой у неё букет цветов. Возможно,  она собрала его для мамы. Мальчик забирает его. (открепляю букет)Что он мог сказать о букете, наверняка, не задумываясь о том, что  даже словом можно обидеть человека. Причём с каждым словом мальчика, лепесточки букета будет вянуть(мы будем их загибать) Свой ответ начинайте словами «Мальчик мог сказать….(Что букет недостаточно красив, в нём только полевые цветы, он не очень свежий , глупый и т.д.)

Посмотрите, что стало с букетом. От его красоты не осталось и следа. Изменится ли настроение девочки после насмешек? А ведь казалось бы –такая мелочь –просто слова.

А вот как развивались события в стихотворении.

 Итак…Что-то замаячило в сторонке,

И жестокой брошенной рукой,

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип с травою грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

А мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз….

Вот как нехорошо поступил мальчик. Что же теперь  будет делать девочка? Предложите свои варианты.?(ответы-Девочка заплачет и убежит. Девочка скажет что-то  обидное мальчишке и уйдёт. Произойдёт драка. Девочка начнёт оттирать платье, мальчик ей поможет или не поможет. Девочка обидится и будет обходить этого мальчишку. Девочка улыбнётся и простит.)

Вы можете назвать чувство, которое испытывает девочка? (обида)

 Кому-нибудь из вас приходилось испытывать чувство обиды? Вспомните это состояние. Это хорошее или плохое чувство? Почему вы так думаете?(Что происходит с человеком?(портится настроение, тяжело на душе, даже хочется заплакать, жалко себя) Слайд №4

3. На след. этапе кл часа дети обсуждали свои рисунки «Как выглядит обида», которые они нарисовали заранее. На экране  работы учеников.

Ув коллеги, вам я предлагаю в течение одной минуты изобразите на жёлтых листочках в виде смайлика, простым карандашом как выглядит ваша обида, на что она похожа. Отложите свои смайлики-обиды в сторонку. Возможно, в конце нашей беседы вы пересмотрите своё отношение к ним.

4.Ребята,в начале кл. часа  у вас было нелёгкое задание, когда вы говорили не очень приятные слова в адрес букета от имени мальчика.

Какие чувства вы испытывали –чувства, которые испытывает человек, обидевший другого? (укоры совести, неудобство, волнение, стыд, раскаяние, злость, обиду )На столе лежат напечатанные  5 групп чувств.(каждая группа определённого цвета).  Выберите из них эти чувства, которые мы озаглавим Мы обидели  (Оранжевые)Слайд №5

Мы обидели.    Нас обидели.     Простить  нам мешают: Простить нам помогают:   Мы простили.

Укоры совести

Неудобство

Волнение

Стыд

Раскаяние

Недоумение

Растерянность

Гнев

Боль

Желание мстить

Эгоизм

Жажда справедливости

Самолюбие

Мнение окружающих

Неумение прощать

Смелость

Любовь

Сострадание

Милосердие

Уважение

Великодушие

Удивление

Избавление от переживаний

Счастье

Облегчение

Радость

Уберите эти карточки в конверт «Мы обидели».

-  Как вы думаете, что чувствует человек, когда его обидели?(,недоумение, растерянность, гнев, боль, желание мстить, раздражение ) Дети выбирают карточки синего цвета.

Вы видите, ребята, что в этой ситуации   становится   плохо и одному и другому человеку. Обида причиняет боль. Как с этим справиться? Как мы должны отно-ситься к людям, которые нас обидели, особенно если это произошло умышлен-но? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня на классном часе  тема кото-рого: « Прощение растворяет обиды»

5. Механизм обиды Давайте разберёмся: что же такое обида?

Слайд №6            Обида-славянская богиня обиды-беды.Обида-это состояние человека, которое возникает из-за того,что с ним поступили неправильно, несправедливо. Как в нашей душе появляется  обида?Слайд №7

 1. Несправедливость  больно ранит нас  и  вызывает  душевную и даже физи-ческую боль.

2.Она порождает гнев, страдание, печаль, слёзы,  т. е.обиду.

3. Обида гложет человека в мыслях, отравляет жизнь, он  не может свободно общаться . В итоге человек  остаётся один. С  ним - лишь злость на обидчика, на весь мир.

Как же выйти из этого тяжёлого душевного  состояния? Надо  перестать оби-жаться.Что это значит? Простить обидчика, даже если он не попросит прощения.

Легко ли простить? Трудно.

Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что попросить прощения легче, а  простить гораздо труднее. Но прощать все-таки надо. Научишься прощать и сам будешь прощен. Но как научиться не обижаться и  как научиться прощать?

Обратимся к  мудрым людям за советом. Перед Вами тексты притч. Прочитайте их  и ответьте на вопрос    : «Чему они учат нас?»

Слайд №8              6. Работа с притчами:

Притча 1: «Как научиться не обижаться»

Один древний философ проводил занятие с учениками. Неожиданно в это помещение стремительно вошел мужчина и начал оскорблять философа. Тот молчал и никак не реагировал, терпеливо ожидая, когда мужчина закончит свою тираду и уйдет. Не получив в

ответ ни слова, мужчина ушел. Ученики стали спрашивать своего учителя, почему он ничего не ответил на оскорбления? На что философ сказал: «А зачем?»

-Ну как же? Он вас оскорблял!

Тогда философ обратился к одному из учеников: «Представь себе, что ты пришел ко мне в гости и принес в подарок яблоко, а я его не взял. У кого оно осталось?»-У меня - сказал ученик. «Так вот и я не взял  у этого человека то, с чем он пришел. Свое зло он унес с собой».Вывод:Лучше всего, конечно же, не допускать обиду в своё сердце.

Слайд №9       

Притча2  «Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе».Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и  друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.        

Вывод:нужно уметь легко  прощать мелкие  обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.    Слайд № 10  

7. Выход из затруднения. И даже если обида серьёзная, надо внимательно

проанализировать случившееся , преодолеть себя и простить.

А)Подумайте, почему человеку трудно простить другого? Какие препятствия не может  он преодолеть в себе? В этом вам помогут карточки-выберите нужные. Дети выбирают карточки красного цвета-

1) эгоизм (человек воспринимает обиду как оскорбление своей личности, это его возмущает, задевает, ущемляет чувство собственного достоинства, все мысли направлены на свою персону, занят своими чувствами, переживаниями, считает, что обидчик должен первым подойти и попросить прощения);

2) гордость (это чувство требует возмездия, расплаты, мести);

3) самолюбие (прежде чем простить, человек хочет, чтобы обидчик побегал за ним, вымаливая прощение, страдал, как пострадал он, испытал ту же боль

5) мнение окружающих,друзей (в мире бытует неправильное представление о прощениичеловек боится, что, если он простит, друзья или окружающие люди его не поймут и сочтут слабым);

6) неумение прощать (человек не знает, что такое прощение, он может заблуждаться, считая, что уже простил, но на самом деле все еще таить в глубине души обиду).Возможно среди этих слов есть не совсем понятные. Как вы понимаете слово эгоизм?

Черты характера не очень хорошие. Настоящие препятствия в самом человеке. Побороть их в себе  поможет такое качество  характера как великодушие.

Слайд № 11   Что это такое?

 Великодушие - это способность думать не только о себе и ставить чужие интересы выше своих. Т. е. Великодушный человек думает прежде всего о том, что испытывает другой, как ему плохо,и старается  помочь.Это благородные  люди, у которых большое любящее сердце.

 Получается прощение – это  с одной стороны внутреннее, личное освобождение от обиды и в то же время-    помощь другому человеку выхода из плена отрицательных эмоций.

Б) На  уроках православной культуры мы узнали Заповедь Иисуса  Христа  , которая учит нас как нам относиться друг к другу: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».   Стоит задуматься «Как я себя люблю?» Ответьте себе на вопросы анкеты, которые лежат перед вами.(да+или нет-):Слайд № 12

АНКЕТА

Бывает такое, что …

Я обманываю? ДА  +

Я кричу на других? ДА  +

Я беру чужие вещи без разрешения? ДА  +

Я не выполняю обещания? ДА   +

Я обижаю других словом, делом? ДА  +

Я в мыслях осуждаю других? ДА  +

Но я себе все это прощаю? ДА       Значит, и других я должен прощать? ДА         

 

 В) Издавна  людей волновала тема искреннего прощения. Послушайте поучения Преподобного Серафима  Саровского   и ответьте на вопрос- К чему призывает нас святой старец.?

Слайд № 13   (Прощение должно идти от сердца)

8. Простить обиду вам помогут простые правила, которые записаны у вас в памятке. Давайте их прочитаем.

  Памятка  

Как научиться прощать обиды?

1. Подумай и вспомни случаи, когда ты сам причинял боль другим .

2. Если ты в ответ причиняешь человеку такую же боль, какую он причинил тебе, то чем ты лучше другого.

3. Поговори с другом,  с кем-нибудь из взрослых или психологом о существующей проблеме и душевном конфликте. В этом разговоре очень важны искренность и честность.

4. Постарайся примириться с человеком, причинившим боль, наладить с ним отношения, сказав, что простил его. Сделай  первый шаг. Один из двух людей должен первым понять и простить!

9.Демонстрация опыта.

 Наш кл. час называется   « Прощение растворяет обиды» .Сейчас я вам покажу волшебную силу ПРОЩЕНИЯ.  Представим, что этот сосуд с водой –наша душа (она чистая, лёгкая). Случайно в неё попадает жёлтая  обида; красная -злость;и нач-ся  наше синее - страдание. Посмотрите, как все это проникает в наше «сердечко», огорчает его.На душе становится мутно и тяжело. Как очистить душу-простить.А теперь  туда же добавляю прощение. ПРОЩЕНИЕ начисто растворяет обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу.

Слайд № 14

Какие  человеческие качества помогут  вам простить обиду?ОСТАВШИЕСЯ КАРТОЧКИ-  Смелость,любовь, сострадание, милосердие,уважение, великодушие, Слайд № 15

10.Практикум-прощение.Ребята, после того как вы  поняли, что необходимо избавиться от обиды, поселили в своём сердце добрые мысли и чувства, я предлагаю вам, показать это на ваших рисунках.  Попробуйте, изменить свой смайлик  так, чтобы из обиды он превратился в хорошее доброе чувство,чтобы этот рисунок вызывал у вас положительные эмоции. Прикрепляю на доску.

Слайд № 16

11.Что мы чувствуем, когда искренне прощаем себя и другого?Дети выбирают жёлтый цвет карточек.– Удивление.– Избавление от тяжких мук и обид.– Счастье, облегчение.– Радость.Слайд № 17

12. Окончание стихотворения.

Вернёмся к стихотворению Асадова. Вам интересно узнать, как поступила девочка?                 Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника),

Отбежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы подобно девочке-снежинке

                                     Бросьте в них прощения цветы

Удивительно, как тонко вы смогли почувствовать как поступит девочка, и ваше мнение совпало с мнением поэта. Значит, среди вас есть люди готовые прощать.Каким  качеством  обладала эта девочка? (Великодушие)-оно есть у нас на доске.

12.Вернёмся к нашей бумажной  девочке. Что нам надо сделать за мальчика? (Попросить прощение)сказать слова извинения и отогнуть бумагу.(Прости,я не хотела тебя обидеть. )

Конечно, ребята,мы сделали правильно , хотя  девочка  и так простила озорника. Но заломы на букете остались-как напоминание о том, что надо быть очень осторожными  со словами и поступками в отношении людей. Даже если человек искренне простил вас, раны  в душе могут остаться.Для того чтобы не было боли у вас в душе, нужно прежде всего не обижать самому.

Слайд № 18

Я надеюсь, что наш час общения будет способствовать тому, что  вы и сегодня и в дальнейшей жизни будете проявлять великодушие к людям и не свернёте с дороги добра. Песня «Дорогою добра» .

Я хочу, чтобы это ощущение у вас в сердце осталось надолго и на память о нашей встрече подарю вам буклеты.

Слайд № 19.

Вы наверное обратили внимание, что. кл час немного философский,  но он учит детей размышлять, делать правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)

Разработка классного часа "Прощение растворяет обиды" 4 класс ( презентация + конспект)...

Презентация .Тема классного часа" Прощение растворяет обиды".

Цель:  1. Объяснить влияние обиды на отношения.2.Выявить причины непрощения.             3. Побудить  учеников прощать...

Классный час в 4 классе. Тема: Прощение растворяет обиды

Данная методическая разработка представляет собой конспект классного часа. Тема разрешения конфликтов в классе является актуальной и требует дальнейшего развития. Цели:1. Объяснить влияние обиды ...

Классный час в 4 классе. Тема: Прощение растворяет обиды

Данная методическая разработка представляет собой конспект классного часа. Тема разрешения конфликтов в классе является актуальной и требует дальнейшего развития. Цели:1. Объяснить влияние обиды ...

Классный час "Прощение растворяет обиды"

Цель: расширить представление о «прощении»,  как об одной из важнейших                  духов...