Занятие: «Дымковская игрушка. Лепка.» 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)

Арзиани Маиа Сужаевна

Занятие разработано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.

Цель:                                                                                                                                             

  • Закреплять навыки и приёмы лепки, с помощью создания игрушки воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного творчества

Задачи:

1) Образовательные:

  • Знакомство обучающихся с предметами русского быта, с традициями и обычаями русского народа;
  • Приобщение младших школьников к русскому народному творчеству.
  • Закреплять представления о процессе создания игрушки.
  • Формировать умение работать с глиной.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

 

2)  Развивающие:

 

  • Развитие детской речи и коммуникативных умений младших школьников; 
  • Развитие воображения, творческих способностей и познавательной активности обучающихся вторых классов;
  • Развитие эмоциональной сферы через общение с предметами старины.
  •  Развивать желание лепить игрушку своими руками.

 

3) Воспитательные:

  • Воспитание патриотических чувств через интерес к культуре, обычаям и   традициям русского народа;
  • Воспитание бережного отношения к старинным вещам и культуре общения с музейными экспонатами.

4) Коррекционные:

  • Развитие слухового восприятия обучающихся;
  • Развитие словарного запаса по теме занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushkakonspekt.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 30 ИМЕНИ К.А. МИКАЭЛЬЯНА»

______________________________________________________

107076, Москва, ул. Олений вал, д. 22          E-mail: sk30si@edu.mos.ru                          Тел/факс: (495)603-07-28; (495)603-07-33

                                                                                                                                                                           

Занятие: «Дымковская игрушка. Лепка.»

 2 класс

 

 

                       Руководитель проекта – М.С.Арзиани – воспитатель

           

Москва, 2018

Цель:                                                                                                                                              

  • Закреплять навыки и приёмы лепки, с помощью создания игрушки воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного творчества

Задачи:

1) Образовательные:

  • Знакомство обучающихся с предметами русского быта, с традициями и обычаями русского народа;
  • Приобщение младших школьников к русскому народному творчеству. 
  • Закреплять представления о процессе создания игрушки.
  • Формировать умение работать с глиной.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

2)  Развивающие:

  • Развитие детской речи и коммуникативных умений младших школьников;  
  • Развитие воображения, творческих способностей и познавательной активности обучающихся вторых классов;
  • Развитие эмоциональной сферы через общение с предметами старины.
  •  Развивать желание лепить игрушку своими руками.

3) Воспитательные:

  • Воспитание патриотических чувств через интерес к культуре, обычаям и   традициям русского народа;
  • Воспитание бережного отношения к старинным вещам и культуре общения с музейными экспонатами.

4) Коррекционные:

  • Развитие слухового восприятия обучающихся;
  • Развитие словарного запаса по теме занятия.

Оборудование:

  1. Иллюстрации к занятию.      
  2. Экспонаты музея «Дымковские игрушки»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  3. Глина.    

             Словарь:

Дымково, поселение, Вятка, круги, зигзаги, муфельная печь, Дымковская игрушка.

        План занятия:

1) Организационный момент.                                                                                                                            2) Беседа с обучающимися об истории дымковской игрушки.                                                                  3) Работа с презентацией.                                                                                                                                                                                               4) Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки.                                                                                                       8) Подведение итогов занятия.

                Ход занятия:

  1. Организационный момент:

(Слайд 1-2)

- Здравствуйте ребята. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ о Дымковской игрушке. 

(Слайд 3)

- Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то в былые времена игрушек у детей не было, но им очень хотелось играть и нашлись замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» (игрушки) - из дерева, мочалок, тряпок, соломы... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

2. Беседа об истории дымковской игрушки.

(Слайд 4) Воспитатель:

- Когда -то очень давно на поросшем лесом берегу Вятки появилось поселение. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу.

- Ребята, как называлось это поселение?

Ответы детей: (ДЫМКОВО)

(Слайд 5)

- А чем же славится село Дымково? Смотрите как много красивых, ярких игрушек. Как называется эта игрушка?

Ответы детей: Дымковская игрушка

Воспитатель: Один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

 (Слайд 6) - Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. После праздника игрушками украшали окна между рамами, и все прохожие любовались ими. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

(Слайд 7) – В наше время Дымковские  игрушки изготавливают в городе  Кирове на фабрике  игрушек.

(Слайд 8) – Что такое Дымковская игрушка? Это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.

 (Слайд 9) - Их очень много и они все разные. Давайте рассмотрим внимательно, попробуйте назвать игрушки.

Ответы детей.

Воспитатель: -Вы правильно назвали, я добавлю названия игрушек: Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Лошадки. Офицеры. Скоморохи. Звери. Птицы.

(Слайд 10) Воспитатель: - Мастера лепили игрушки из красной глины. Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Украшаются налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Острой лучинкой мастера ловко обрезают лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.

(Слайд 11) -После лепки игрушки несколько дней сушат, затем 3-4 часа обжигают и остужают. Сейчас для обжига используют муфельные печи.

(Слайд 12) - После обжига игрушки отбеливают (белят мелом),  погружают в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставят на сквозняк. Затем игрушки расписывают.

(Слайд 13) - Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов.

Воспитатель:

-Какие цвета вы видите на игрушках? Назовите их.

Ответы детей: красный, малиновый, жёлтый, оранжевый, голубой, зеленый, синий, чёрный.

(Слайд 14-15) Воспитатель: -Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент.

- Какие элементы росписи присутствуют в дымковской игрушке?

Ответы детей: полоски, круги, волнистые линии, зигзаги, точки

3. Мастер - класс по изготовлению игрушки.

(Слайд 16)

Воспитатель: - Вы познакомились с основными этапами изготовления игрушки. Теперь попробуем изготовить сами. На экране вы видите главные формы дымковской игрушки. Это будет ваша подсказка. Что мы будем сейчас делать? Кем мы станем?

Ответы детей: будем лепить, станем мастерами

     (Слайд 17) Воспитатель: - После лепки игрушки несколько дней сушат, затем 3-4 часа обжигают и остужают. Мы с вами слепили замечательные игрушки, которые мы поставим сушить. И подведем итоги.         

(Слайд 18)    

4. Подведение итогов занятия.                    

 Воспитатель: - О чём сегодня говорили? Чем занимались?

- Как называется поселение?

- Дымково

- Как называется река рядом с селом?

- Вятка

- Какие элементы росписи присутствуют в  игрушках?

- Круги, полоски, точки

- Что делают после лепки дымковской игрушки?

- Обжигают и сушат

 Ответы детей

-Тебе было интересно?

- Мне тоже понравилось, как вы дружно лепили в нашей мастерской. Игрушки высохнут, и мы будем их украшать узорами.

Спасибо всем. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Дымковская игрушка" - аппликация

Данное занятие было разработанно для воспитанников 7-9 лет,  кружковской деятельности,  а так же подходит для проведения уроков технологии 1-3 класса....

Занятие "Дымковская игрушка"

На занятии дети знакомятся с дымковской игрушкой: историей,изготовлением.На втором занятии дети лепят свои глиняные игрушки....

Внеклассное занятие «Дымковская игрушка»

На примере внеклассного занятия показаны приёмы работы по созданию «Дымковской игрушки» с обучающимися 3-х классов общеобразовательной школы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо...

Статья. Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»

Воспитание у детей патриотизма, любви к народному искусству России на занятиях «Дымковская игрушка»...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...