Учебно-методическая разработка «Уроки Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Туринцева Татьяна Леонидовна

В ходе проведения мероприятия, учащиеся запускают общешкольную акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны». Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда воинской славы «Герои ВОВ» с рекламным щитом и вагонами с оформленными листовками. Так же учащиеся создадут музыкальную графическую открытку с помощью программы Power Point к 75-летию Победы. В процессе работы на нетбуках дети научатся находить и анализировать нужную информацию, совершенствовать навыки владения компьютером. Выступление учителя и учащихся сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy.docx829.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 9 г. Надыма»

Учебно-методическая разработка Международного конкурса

«Уроки Победы», 

посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне

в номинации «Лучший классный час»

Разработала:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 9 г. Надыма»

Туринцева Татьяна Леонидовна

2019 год

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы:

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия  помогают осуществить  поставленные цели и задачи.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Цели: 

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, готовность к жертвенным поступкам во имя  величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной  войны, о мужестве, отваге.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания младших школьников о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

4) Познакомить  с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование: компьютер, нетбуки, презентация.

 Используемый материал: ватман, листы бумаги  А3, картон, краски, карандаши, ножницы, иллюстративный материал, клей.

Прогнозируемый результат:  в ходе проведения классного часа учащиеся запускают общешкольную акцию в память о  героях  ВОВ.  Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда, с рекламным  щитом и вагонами с оформленными листовками. Так же учащиеся создают музыкальную открытку к празднику. В процессе работы на нетбуках дети научатся находить и анализировать нужную информацию, совершенствовать навыки владения компьютером. Выступление учителя и учащихся сопровождается презентацией.

           

Ход мероприятия

Психологический настрой.

В одной старой притче говорится: «Жил мудрец, который знал всё».

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

И я вам ребята, желаю, чтобы сегодня всё было в ваших руках, чтобы вы чувствовали себя всегда нужными, а главное, успешными и получили много интересной и полезной информации на нашем мероприятии.

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята и гости!  Сегодня мы с вами перенесемся на много лет назад в 22 июня 1941 года (голос Левитана https://www.youtube.com/watch?v=Zi__ea_XpE4)

-22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения своей Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом (видео).

Учитель: Весь Советский народ встал на защиту Родины. Воевали не только взрослые, но и дети.

Работали дети и в тылу. На многих заводах и фабриках они заменили ушедших на фронт отцов и братьев, выполняя и перевыполняя установленные нормы. Так молодое поколение вносило свой посильный вклад в общую победу. Война не обошла ни одну семью.

-Поднимите руки те, у кого кто-либо из родных воевал на войне.

Ученик: В толпе ты разглядишь того,
Кто жизнью рисковал когда-то.
Ни с кем не перепутаешь его,
Кто возвратился в 45-ом.
Ты погляди в его глаза,
И всё поймёшь без слов...
Ведь в них блестит предательски слеза,
А значит он один из тех бойцов!
Как жизнь его война побила!
И чашу горя он испил до дна,
Как много дорогих ему людей убила,
Как много жизней поколечила она!
Нельзя словами передать,
Ту благодарность нашу,
За жизнь готовую отдать,
За кровь пролившуюся вашу!

Учитель: В 2020 году исполняется 75 лет со Дня Победы в самой трагической, самой героической войне. Она была одним из тяжелых испытаний, которое несла страна с честью и достоинством. Война, о которой мы не вправе забывать. Именно этому событию посвящен наш классный час.

 (ролик https://www.youtube.com/watch?v=oMybbPOuS7Y)

Учитель:         Герои… Маршалы, генералы, подполковники, лейтенанты…

-Но героем является и простой русский солдат, сложивший голову под Сталинградом или Курском, защищавший и наш край в  суровые годы войны. Солдат, дошедший до Берлина и водрузивший знамя Победы над Рейхстагом.

 На нашей малой родине тоже было немало героев, о которых мы должны помнить. В ямальских городах и посёлках чтят память героев-земляков. История нашего округа сверкает звёздами настоящих героев: в разное время здесь проживали 8 Героев Советского Союза. Их именами названы улицы и учебные заведения.

Учитель: Сейчас вы поработайте в группах с текстовым документом в программе Microsoft Word (работа в нетбуках с текстами по группам)

-Каждой группе задание - подготовить сообщение об 1 герое Ямала, удалив ненужную информацию - время работы 5 мин.)

1группа – Николай Васильевич Архангельский;

2 группа – Анатолий Михайлович Зверев;

3группа - Вениамин Николаевич Егоров

(на нетбуках информация о героях-земляках).

- В каждой группе выберите спикера, который будет защищать сообщение о герое-ямальце от группы (учащиеся озвучивают «Правила работы в группе»)

(спикеры выходят с нетбуками,  озвучивают информацию от группы)

Учитель: Средняя школа в Мужах носит имя своего выпускника, Героя Советского Союза Николая Архангельского, первая школа в Салехарде - имя Ивана Королькова, педагогическое училище в окружной столице - имя Анатолия Зверева.

-        Молодцы, спасибо за сообщения.

Учитель: Три Героя Советского Союза жили и работали на Ямале после окончания Великой Отечественной войны: Василий Борисов, Василий Давыдов, Петр Панов (слайд)

-Информацию вы можете найти в школьной библиотеке или в Интернете.

 Учитель: Список можно продолжать и продолжать…  

-Мы коснулись маленькой толики огромного списка Героев. Какими же качествами обладает человек, совершающий героический поступок?

(ответы учащихся)

Ученик: Памяти вечной достойны герои
Жизни отдавшие, мир чтоб спасти
Вас не забудут правнуки гордые,
Будем в сердцах ту победу нести.

Учитель: Почтим память погибших героев минутой молчания…

 (https://www.youtube.com/watch?v=-qHIjDXCFgQ ) 

Учитель: Ребята, сегодня мы создадим музыкальную графическую открытку с помощью программы Power Point к 75-летию Победы.

-        В наш век цифровых технологий такую открытку к празднику будет приятно получить родственникам, друзьям и знакомым  по электронной почте (на нетбуках шаблоны открыток, МР3 из к/ф “Офицеры” «Вечный огонь», стихи – Е. Агранович, музыка – Р. Хозак)

(работа педагога совместно с детьми, время работы 7-10 мин.)

Учитель: Начиная с 2015 года проводится акция «Бессмертный полк», которая стала одним из важнейших элементов празднования Дня Победы в России. В 2015 году «Бессмертный полк» прошёл в 1150 населённых пунктах семнадцати стран мира, а в 2016 году — в 42 странах.

-        Сегодня мы запустим в нашей школе  акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны».

      Наша задача -  включить в эту акцию как можно больше учеников нашей  школы. Мы создадим поезд воинской славы «Герои ВОВ». Поезд украсим   рекламным  щитом, посвященным  «75-летию Победы в Великой Отечественной Войне».  

      На вагоны поезда разместим оформленные вами листовки. Каждый  вагон поезда будет нести  информацию  об   одном герое Великой Отечественной Войны.

      Наша встреча – это начало большого творческого дела. Созданный нами поезд мы разместим в холле школы, а все желающие будут добавлять вагоны, на которых будет размещена информация о других героях ВОВ (работа в группах, время работы 15 мин.)

(поезд воинской славы  размещается сначала на магнитной доске в классе, затем в холле школы).

Учитель: Сегодня мы с вами обратились к славному и сложному прошлому нашего народа, нашей Родины,  вспомнили  имена великих людей, не щадивших себя в борьбе с врагом. Русский народ  с благодарностью хранит память о великих победах, о героях ВОВ и простых солдатах, которые добывали победу, защищая свой народ, своё Отечество.

  Мне хочется, чтобы память о них вы сохранили в своих сердцах…

Ученик:   

 Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и “катюши”.
Висят во всю листа длину
Снаряды жёлтые, как груши.
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, не знакомы.
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы (стихотворение  Богословский А.)

Ученик:

 Да будет светлой жизнь детей,
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
В земле достаточно убитых!

Благодарю свою страну,
И тех, кто пал в последнем шаге,
За то, что мальчики войну,
Узнали только на бумаге.

Учитель: Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше.

Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием…

Ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

- Героям Великой Отечественной войны  -  Слава!

Учитель: За вами в течение всего мероприятия наблюдал журналист. Сейчас он задаст вам несколько вопросов и напишет статью в школьную газету о нашем мероприятии и акции, в которой мы приняли сегодня участие (журналист выборочно подходит к детям и задаёт вопросы):

Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)

-Изучать события войны.

-Рассказывать младшим школьникам

-Участвовать в викторинах, конкурсах

-Не забывать ветеранов войны, помогать им

-Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.

Учитель: Сегодня вы все получаете свой маленький орден  «Звездочки».

 На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на мероприятии по 5-бальной шкале работу на занятии с позиции:

 „Я“ 0________5

 „Мы“ 0________5

 „Дело“ 0________5

Учитель: 

Всего Вам мирного, доброго, ясного.

Всего Вам светлого и прекрасного

Список используемой литературы и интернет – ресурсов

  1. А.П. Пашкович,  Е.В.Шитов «Дни воинской славы России». - М.: Глобус, 2007.-174 с. (воспитательная работа).
  2. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением./ Н.В. Верескун, С.С.Грачёва [ и др.].- М.: Планета. –2001
  3. Ярославцев А.Н. Школьные годы…Сценарии, песни и стихи о школе. ТОО « Перспективы образования». 1997.-284 с.
  4. Интернет-ресурс « Карта Памяти»
  5. https://www.youtube.com/watch?v=-qHIjDXCFgQ
  6. https://www.youtube.com/watch?v=Zi__ea_XpE4
  7. https://feldgrau.info/other
  8. http://victory.sokolniki.com/rus/History/WarChronicle.aspx

Приложение 1

Памятка "Правила работы в группе"

( на столах у каждой группы)

1. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

2. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

  1. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Приложение 2

Информация для сообщений о героях – земляках

 1 группа C:\Users\Администратор\Desktop\arhangl1.jpg

Николай Васильевич Архангельский родился 10 апреля 1921 года в селе Красномылье  (Осеево), ныне Шадринского района Курганской области, в учительской семье. В 1933 году семья Архангельских переезжает в село Мужи. Затем он окончил Оренбургское авиационное училище. По воспоминаниям сослуживцев, это был летчик-ас. Во время войны он совершил двести двадцать боевых вылетов. За отвагу и мужество Николай Архангельский был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны, Красной звезды и специальной золотой медалью от американского президента Теодора Рузвельта - за эксплуатацию самолета «Бостон». Погиб пилот в январе 1945 года при выполнении боевого задания: его самолет обледенел и стал терять управление. Тогда Архангельский принял решение - направить машину в скопление немецкой техники. Пилот был посмертно награжден званием Героя Советского Союза.

2 группа

Родился 1925 — 1944 Детство Анатолия Михайловича  Зверева прошло в поселке Шуга Надымского района, учился он в Салехардском педагогическом училище, на фронт пошел добровольцем в восемнадцать лет. В июне 1944-го, когда передовые подразделения первого Прибалтийского фронта вышли к берегу Западной Двины, батальону, в котором служил младший сержант, было приказано форсировать реку. Он первым добрался до левого берега и возглавил атаку, а когда путь наступлению преградил шквальный огонь пулемета, он прикрыл огонь своим телом. За этот подвиг Анатолий Зверев был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.  

3 группа 

Вениамин Николаевич Егоров родился 14 сентября 1923-1943 г. вырос в Салехарде, затем окончил Тюменское пехотное училище. Оказавшись на фронте в 1942 году, двадцатилетний Вениамин Егоров был назначен командиром стрелковой роты, воевал на Воронежском и первом Украинском фронте, участвовал в битве на Курской дуге. Погиб отважный сибиряк во время ожесточенных боев за Киев: подразделение Егорова прорвало оборону противника, сам командир находился впереди боевых порядков роты, первым достиг вражеских траншей, но был убит немецкой пулей. За героизм и мужество Вениамину Егорову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Приложение 3

Образец поезда

(Учащиеся вырезают  поезд и оформляют).

Описание: http://andrew-dev.ucoz.ru/_nw/0/27954277.jpgПриложение 4

Информационные листовки о героях ВОВ

Михаи́л Васи́льевич Водопья́нов (1899—1980)

В армии с 1919 года. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей, с 1920 года – помощник шофёра, с 1921 года – шофёр. Участвовал в Гражданской войне.

В 1928 году окончил лётную школу «Добролёта», в 1929 году – Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика «Добролёта» участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. В январе 1930 года первым открыл воздушную линию на остров Сахалин.

В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В.Галышевым и И.Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к бедствующим людям и вывез оттуда 10 человек.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Водопьянову Михаилу Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. 4 ноября 1939 года М.В.Водопьянову была вручена медаль «Золотая звезда» №6.

В 1936-1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда, доставившего на Северный полюс первую дрейфующую станцию. Впервые в мире 21 мая 1937 года произвёл посадку самолёта в районе Северного полюса. За это был награждён орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).

Александр Евстафьевич Звягин

Родился в селе Пуйко Ямальского района в семье охотника за пушниной. После школы учился в Тюменском аэроклубе и Омской школе пилотов. Во время войны служил на Украинском фронте в составе 227 эскадрильи штурмовой авиации, участвовал в освобождении Киева, Львова, восточных районов Польши и Праги. С 1943 по 1945 год он совершил 152 успешных боевых вылета, сбил 5 самолетов противника (3 самолета лично и 2 в группе), уничтожил 24 танка, 54 автомашины с воинами и грузами, 6 бронетранспортеров, 17 артиллерийских и минометных точек, 25 железнодорожных вагонов, 17 повозок, 17 тягачей, до 500 солдат и офицеров, подавил 39 зенитно-артиллерийских и пулеметных гнезд противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Звягину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Давыдов

Руководил группой разведчиков, которая при штурме Берлина установила флаг на куполе Рейхстага. Во время уличных боев на подступах к центру города батальон Давыдова истребил более восьмисот немецких солдат, около шестисот взяли в плен. После войны Давыдов работал на Ямале в рыболовецком колхозе имени Сталина в поселке Сюнай-Сале. Умер в 1968 году. ДАВЫДОВ Василий Иннокентьевич (20.12.1919–13.6.1968), участник штурма Рейхстага, Герой Сов. Союза (8.5.1946), майор. Сын крестьянина. Окончил Ачинское пед. уч-ще (1939). Работал учителем Поваренкинской школы Тюхтетского р-на. В сент. 1941 призван в РККА. Окончил Сретенское воен пех. уч-ще (1942), курсы усовершенствования офицерского состава (1943), офицерскую школу штабной службы (1947). С марта 1942 в действующей армии. В 1945 капитан, ком. 1-го стрелк. б-на 674-го стрелк. полка 150-й стрелк. дивизии. В ночь на 29.4.1945 вместе с батальоном форсировал Шпрее. 30.4.1945 2 стрелк. роты и группа разведчиков под команд. Д., вместе с б-нами С.А. Неустроева и К.Я. Самсонова, ворвались в здание Рейхстага, а А.П. Берест, М.А. Егоров и М.В. Кантария водрузили Красное знамя над ним. За 9 дней боев взял в плен более 600 солдат и офицеров противника. С 1949 в запасе.

H:\present\War\rydneva.jpg

Евгения Максимовна Руднева

(1921 - 1944)

В первые дни Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт студентка МГУ Женя Руднева. На курсах она овладевала штурманским искусством. А потом были успешные бомбардировки скоплений вражеских войск, техники противника на Кубани, Северном Кавказе, в Крыму. 645 боевых вылетов совершила штурман гвардейского бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Руднева. В апреле 1944 года, выполняя очередное боевое задание в районе Керчи, Е. М. Руднева геройски погибла. 26 октября 1944 года штурману гвардейского бомбардировочного полка Евгении Максимовне Рудневой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

H:\present\War\roditelev.jpg

Александр Михайлович Родителев

(1916 - 1966)

Во время боев за Кенигсберг в апреле 1945 года командир саперного взвода младший лейтенант Родителев с восемью саперами действовал в составе штурмовой группы.

Старательным броском штурмовая группа вышла к артиллерийским позициям противника. Не теряя времени, Родителев приказал атаковать артиллеристов. В завязавшемся рукопашном бою сам он уничтожил шесть фашистов. Не выдержав натиска советских бойцов, 25 немецких солдат сдались в плен, остальные бежали, оставив 15 тяжелых орудий. Спустя несколько минут гитлеровцы предприняли попытку вернуть оставленные орудия. Саперы отбили три контратаки и удержали артиллерийские позиции до подхода основных сил. В этом бою группа саперов под командованием Родителева истребила до 40 гитлеровцев и захватила 15 исправных тяжелых орудий. На другой день, 8 апреля, Родителев с двенадцатью саперами взорвал дзот противника, очистил от гитлеровцев 6 кварталов города и захватил в плен до 200 солдат и офицеров.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими фашистами, А. М. Родителеву присвоено звание Героя Советского Союза.

Приложение 5

Образец оформления вагонов поезда

(Вырезают  5 вагонов  поезда, оформляют листовки с информацией о Героях ВОВ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка концерта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Этих дней не смолкнет слава».

Ведущий: Сегодня мы приехали к вам в гости, что бы вместе со всей страной отметить самый великий праздник нашего народа – День Победы!    В этот день, 70 лет назад закончилась Великая Отечес...

Методическая разработка к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий смотра художественной самодеятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г....

Презентация методической разработки цикла занятий в группе продленного дня по подготовке к участию в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне «Пусть всегда будет солнце!»

Данная методическая разработка, представленная в виде презентации, поможет учителям, воспитателям ГПД, а также родителям выбрать направления участия в подготовке к празднованию Дня Победы не толь...

Методическая разработка классного часа «Расставшиеся с детством: жизни и судьбы». 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается…

         Ни нашим родителям, ни моим   сверстникам – коллегам, ни мне не довелось быть свидетелями той страшной войны… Как нам, самим не видавшим...