Игра-путешествие "Путешествие в лес - страну чудес"
классный час (3 класс)

Шитова Ирина Николаевна

Воспитывать чувство любви к природе, повышать мотивацию детей путём узнавания  новых фактов жизни леса, его обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_puteshestvie_v_les.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в лес - страну чудес

                          Игра-путешествие

(для учащихся 1-4 классов)

Цель: Воспитывать чувство любви к природе, повышать мотивацию детей путём узнавания  новых фактов жизни леса, его обитателей.

Оформление и оборудование: цветы для поощрения участников; карта путешествия; буклет; кукольные герои: Шапокляк, Кикимора, Лесовичок.

Ход мероприятия:

  1. Приветствие (напутствие в путешествии и информация о поощрении отличившихся)
  2. Стихотворение о лесе.
  3. Рассказ о лесных ориентирах.
  4. Спектакль кукольного театра о поведении в лесу.
  5. Викторина «О деревьях».

6.  Загадки и вопросы о природе.

7.  Викторина «Чей малыш?».

8.  Игра назови ягоду.

9. Заключительная часть и обзор литературы по теме.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Приглашаем вас в путешествие по сказочному лесу. Только ваша дружба, сплочённость, знания, активность, смелость и ловкость помогут вам совершить его. (показать карту)

На этой карте указан путь, который вы должны пройти вместе. По дороге вы должны выполнить ряд заданий и добрых дел. Каждый из вас  отважных путешественников, получит цветок определённого цвета – в зависимости от того, как справился с заданием: 

красный – «Отлично!»,

зелёный – «Хорошо!»,

сиреневый – «Немного не хватило активности»,

жёлтый – «В другой раз обязательно повезёт».

Очень важно ваше участие во всех конкурсах. В ходе путешествия вы сможете проверить свои знания о природе и узнать много интересного о ней.

Итак, в путь, дорогие ребята! Желаем вам всем удачи!

Ведущий 2: Мы пойдем с вами по тропинке в лес. А как, по-вашему, чем отличается тропинка от дороги? (ответ)

(Правильно, тропинка меньше и в лесу по тропинке ходят не только люди, но и животные.)

Леса уходят, жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и берёзы,

Рябины гасят пламенные гроздья,

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в тех лесах дубы

И ясени, и золотые клёны.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают – океан зелёный!

Видите, ребята, какими красивыми строками поэты описывают лес. А всё-таки, что же такое лес? (ответ)

(Лес – это зелёный наряд нашей планеты. Там, где лес, там чистый воздух. Лес  это дом для зверей и птиц. Это  грибные поляны и душистая земляника. Одним словом, лес  это богатство, которым щедро одарила нас матушка-природа. Богатство, которое мы должны с вами приумножать, а не уничтожать.)

Ребята, а вы бывали в нашем лесу? (Ответ). 

Но вам должно быть известно, что как бы хорошо вы в лесу не ориентировались, в нём очень просто заблудиться. И, на всякий случай, у вас в запасе должно быть несколько ориентиров, чтобы вы, если что, могли найти дорогу домой. А может быть кто-нибудь из вас и сейчас нам расскажет, как не заблудится в лесу? (Ответ). 

Ведущий 2: Ну, тогда давайте мы вам немножко расскажем. Солнце летом бывает в 7 часов утра на востоке, в 13 часов — приблизительно, на юге, а в 19 часов вечера – на западе (показать схему). 

На отдельно растущих деревьях крона гуще с южной стороны, а с северной – грубее и на стволах деревьев больше мха. Так же и валуны обрастают мхом с севера. А вот муравейник всегда расположен у дерева или на юге, или на юго-западе. Ребята, теперь, я думаю, в лесу вы не заблудитесь, а если и заблудитесь, то дорогу домой обязательно найдете.

Ведущий 1: Ребята, а в гости вы ходить любите? Идя в лес, мы, прежде всего, идём в гости, - не нужно об этом забывать. А в гостях мы должны соблюдать определённые правила поведения.

Лесовичок:

 Дорогие ребята! Сейчас мы поговорим с вами о нашем отношении к природе. Возможно, Земля – единственный во Вселенной обитаемый остров. Мы не заметили, как по легкомыслию истребили многие виды зверей, птиц и растений. Но ведь Земля – наш общий дом! Пусть он всегда будет чистым и уютным для людей, животных и растений. Давайте совершим с вами прогулку.

(Вбегает Кикимора и танцует)

Кикимора:

Не боитесь меня, Кикимору лесную? Ну и молодцы-храбрецы! Волков бояться – в лес не ходить. А как в лесу вести себя знаете?

  • Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму. Собрать мусор и закопать.
  • Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не рвать больших букетов цветов.
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
  • Не шуметь в лесу.
  • Не уничтожать, пусть даже одно насекомое.

Вот теперь я спокойна, что можно вас дальше в лес пропустить.

Лесовичок:

Хочу я проверить, знаете ли вы нашего зелёного друга. Слушайте внимательно мои вопросы:

1. Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает.  (Лес)

2. Мягок, а не пух,

    Зелен, а не трава.  (Мох)

3. Какое дерево один раз в год приносит много радости детишкам? (Ель)

4. Дарит время молодцу

    Ежегодно по кольцу.   (Дерево)

5. На полянках стоят

   Девчонки в белых рубашках,

   В зелёных полушалках.   (Берёза)

6. У какого хвойного дерева

    Зимой опадает листва?  (Лиственница)

  1. У каких деревьев листья осенью краснеют? (Рябина, осина)

8. Зелёное платье потеряла, черные пуговицы остались?  (Черёмуха)

Молодцы ребята!

Ведущий  2: Ребята, а теперь ответим на вопросы познавательной викторины о деревьях.

  • Что защищает внутреннюю часть дерева? (Кора) 
  • Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шёлк, вискозу, бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? (Ель)
  • У какого растения серёжки имеют ласковые, нежные названия — колечки, пушки, лапки? (Ива)
  • У какого дерева ствол белый? (У берёзы)
  • Какое дерево, как и берёза, дает сладкий сок? (Клён)
  • Из древесины какого дерева делают бумагу, спички? (Ель, осина)

Кикимора:         

– Посмотри, дед, сколько жалоб поступило от лесных жителей. Надо бы разобраться, да кто же прочитает, сама-то я малограмотная, да и ты плохо видеть стала.  

Лесовичок:         

А  ребята нам сейчас  помогут, мы и  жалобы разберём и имя жалобщика назовём.

Первая жалоба:          

Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.  Так вот, подумайте хорошенько: обижать или любить меня надо.             (Сова)

Вторая жалоба:         

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом – многие шарахаются в сторону. А то ещё камнем бросят или ногой пнут. За что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая.  (Жаба)

Шапокляк:        

– Кто здесь жалобы разбирает? Из города я, хочу на жизнь нашу городскую пожаловаться. Ну и воздух у вас в лесу! А у нас в городе – шахты, разрезы, котельные, машины, автобусы, всё дымится, клубится, грохочет, несется, без противогаза не выйти.

Лесовичок и Кикимора жалеют:        

 Бедная, бедная. Поживи у нас в лесу, поглазей на красоту. Воздух у нас медовый, травы изумрудные, ручьи прозрачные. Отдыхай, а мы пойдем, дела у нас. Лес обойти нужно – всё ли в порядке.

(Старичок и Кикимора уходят с песней «Калина-Красная»)

Шапокляк:        

 Пень замшелый! Отдыхай! Лет триста отроду, а ему всё бы отдыхать, да ничего не делать! А я хоть и на пенсии, отдыхать не привыкла. Лариска, нас ждут великие дела! (В сторону) Поверили! Поверили! Обманула! Правильное решение – открыть диверсионную школу, в которой буду обучать варварскому отношению к природе в этом зелёном лесу. Я его быстро в необитаемую пустошь превращу. Только мне помощники нужны! Кто из рогатки метко стреляет? Кто быстрее всех дерево сломает? А есть ли такие, кто из одной спички большой пожар устроит?

Лесовичок:        

У нас наверно нет таких?

Шапокляк:        

 Да, ладно, сама справлюсь. (Ловит бабочку и прикалывает её к пиджаку)

Лесовичок:        

 Посмотрите, что она сделала! Такую красоту невинную погубила!

Шапокляк:        

Бабочки! А что их жалеть! Ведь гусеницы бабочки очень прожорливы, они наносят большой урон лесу, поедая молодую листву. Об этом все знают. Правда, ребята?   (Ребята отвечают…)

Кикимора:        

А для чего ты лягушку раздавила, бабушка?

Шапокляк:        

Какая я тебе бабушка? Кикимора ты этакая. Я дама в самом расцвете сил и возможностей. Велика ли беда, одну лягушку раздавила только. Чего их жалеть, они такие противные! Ведь, правда, ребята?

Лесовичок:        

А я читал, что с лягушками связано много открытий в области медицины. Им поставлены памятники в Японии, Франции. И ещё: учёные посчитали, что лягушки уничтожают 2 % вредных насекомых. А это очень много.

Как же так, такая почтенная дама, а вести в лесу себя не умеешь? Образования у тебя маловато.

Кикимора:        

Пусть старуха Шапокляк возместит ущерб нашему лесу. Она должна огородить колышками

3 муравейника и поставить возле каждого из них табличку с надписью: «Берегите муравейники».

(Вручает табличку с надписью). 

А для бабочек высадить 10 кустов цветочной рассады.

Лесовичок:        

И пусть она запишется в библиотеку, прочитает книги о природе.

Шапокляк:

 Простите меня, я многое сегодня поняла. Я больше никогда не буду причинять вреда животным, растениям, насекомым. Я лучше в юннаты запишусь, поверьте мне.

Лесовичок: Нам надо идти дальше. А вы Ребята, надеюсь, не станете без всякого смысла поднимать со стебелька кузнечика, ловить бабочку или ползущего по тропинке жука. Будьте добры к тем, кто слабее вас.

Ведущий 2:         Благодарим Лесовичка, Кикимору и Шапокляк за науку. А давайте-ка мы немножко и поиграем! Мы будем загадывать вам загадки и задавать вопросы, а вы отгадывать и отвечать.


1. Весной
 веселит,
  Летом
 холодит,
  Осенью
 питает,
  Зимой
 согревает.
  (Лес)

 


2. Рос шар бел,
   Ветер дунул
   И шар улетел.
(Одуванчик)


3. Красна, сладка, душиста,
   Растет низко,
  К земле близко!
  (Земляника)

 


4. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег.
Кудрява, а не голова.
(Береза)


5. Что за трава, которую
  и слепой сразу узнает?
  (Крапива)

 


6. Какая охота разрешена
в лесу в любое время года?
(Фото-охота)


7. Каковы причины лесных
пожаров? (развернутый ответ)

 

  1. Меж клюквы и морошки

     Жилец лесных болот.

     Он снизу седоватый,

     Повыше — зеленей.

     Коль нужно будет ваты,

     Нарви его скорей. (Мох).

Ведущий 1:        Вот мы с вами уже давно путешествуем по нашему родному лесу. А теперь ответьте: кого можно повстречать в нашем лесу? (Ответы)

Молодцы, а теперь поиграем в викторину «Чей малыш?»

Я буду перечислять, кого мы можем повстречать в нашем лесу, а вы будете говорить, как называют его малыша. Например, у медведя – медвежонок.

У оленя – (оленёнок)

У лисы – (лисёнок)

У зайца – (зайчонок)

У белки – (бельчонок)

У рыси – (рысёнок)

У бурундука – (бурундучок)

У мышки – (мышонок)

У волка – (волчонок)

У совы – (совёнок)

Ведущий 2: А теперь самые вкусные вопросы. Кто из вас ребята ел лесные ягоды? Почти все? Тогда вы без труда ответите на наши вопросы.

■ Эта ягода получила своё название из-за тёмно-синего, почти чёрного цвета, а ещё из-за того, что у всех, кто ею лакомится, – зубы и язык на некоторое время становятся чернильно-синими. Растёт она в хвойных и смешанных лесах, в тундре и тайге, иногда встречается в горах. На севере вкусную ягодку едят не только люди, но даже олени и птицы. Она очень полезна, особенно для зрения и роста. (Черника). 

■ Эта сладкая и полезная ягода известна с глубокой древности. Она встречается в лесах и оврагах, хорошо растёт по берегам речушек и озёр, так как любит влагу. Там ею часто лакомятся медведи. Как культурное растение возделывается с IV века. Летом её едят свежей, а на зиму запасают вкусное варенье от простуды и просто для вкуснейшего чая. (Малина). 

■ Кустики этой ягоды растут по всему земному шару и встречаются в лесах, на берегах рек и болот, в горах. Каждый уважающий себя дачник обязательно высаживает несколько сортов этих ягод, а хозяйки торопятся запастись полезным и вкусным вареньем или джемом.

(Черная смородина).

■ Пламенеющие кисти этих красивых и полезных ягод радуют нас в парках и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасают от голода. Они содержат много витамина С. (Рябина).

Ведущий 1:         Ну вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Надеемся, вам понравилось, и вы узнали для себя много нового и интересного. А ещё мы хотим познакомить вас с книгами, которые помогут вам пополнить знания о лесе и его обитателях… Желаем вам удачи, до свидания, ребята.

Список литературы:

Нестерович, Л.В. Войди в лес другом: [экологический час для 3-4 классов] / Л.В. Нестерович // Детский досуг. – 2009. - № 1. - С. 126–137. 

1000 сказок, басен, загадок о животных / [сост. В.Г. Дмитриева; худож. А. Рахманова]. – М.: Аст ; СПб.: Сова, 2008. – 429 [1] с.: ил. – (Для самых умных малышей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказке Л. Керролл. Алиса в стране чудес.

Викторина в виде тестирования позволяет учитилю быстро проверить  качество  самостоятельно прочитанного текста учеником....

Прощание с начальной школой "Страна чудес"

Сценарий праздника для учеников 4 класса на выпускной. Представляет собой литературно-музыкальную композицию, включающую в себя стихотворения, переделанные песни, сценки, слова благодарности для учите...

В стране чудес и превращений

Театрализованная литературная викторина по сказкам для учащихся 1-2 классов...

презентация к лего-фестивалю СТРАНА ЧУДЕС

Красочное оформление презентацией участия и выступления ребят на лего-фестивале приносит много выигрышных баллов и призовых мест....

Путешествие в страну Чудес

Внеклассное занятие по чтению...

Путешествие в страну чудес

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 2 класса...