внеклассное мероприятие "Россия - наша Родина"
план-конспект

Сорокобаткина Лилия Васильевна

Во время занятия мы научим  детей бережно относиться к культурному наследию, природным богатствам страны (растениям, животным, хлебу, воде и т.д.); дадим возможность проявить свои таланты и творческие способности учащихся, воспитаем гражданские и патриотические чувства, доброту, толерантность, ответственность за порученное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_zanyatiya.docx471.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

 Когда бы говорить могла,

Ты многое бы рассказала»

 «РОССИЯ – НАША  РОДИНА»

(Внеклассное занятие в рамках внеурочной деятельности и

дополнительного образования)

Цель:

 - учить детей бережно относиться к культурному наследию, природным богатствам страны (растениям, животным, хлебу, воде и т.д.);

- дать возможность проявить свои таланты и творческие способности учащихся, обучать общению, умению поддерживать разговор, вести беседу; расширять кругозор, активизировать стремление узнавать новое;

 - воспитывать гражданские и патриотические чувства, доброту, толерантность, ответственность за порученное дело.

Тип занятия:  заочная  экскурсия

Оборудование: физическая карта России, карта Ростовской области, статуэтки с символами России, Ростовской области,  плакаты с  изображением птиц и животных, карта природных зон, гербарий, коллекция строительных материалов, проектор, экран, кинофильм «10 объектов культурного наследия России», «Природное наследие России» музыкальный инструмент (баян), предметы казачьего быта.

Ход занятия

I  Организация  (оборудование уголков с символикой России, Ростовской области, казачьей комнаты, размещение карт)

II  Постановка цели:

Ребята, сегодня перед нами стоит очень серьезная задача: достойно встретить иностранную делегацию и рассказать о нашей родине – России. Мы познакомим гостей с населением и положением страны с разнообразной  российской природой, бытом и жизненным укладом людей, нашей малой родиной - донским краем….  О существующих обычаях и традициях и культурных памятниках.

           Звучит музыка для прослушивания «Широка страна моя родная»  на стихи  

Б. Лебедева-Кумача

III  Встреча  «Иностранной делегации» (учащихся 3 класса) из Казахстана

(экскурсовод Кречетова Ксения 4 класс)

1. Добрый день, дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашей стране России. По давней русской традиции просим отведать хлеб - соль.

2. Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном,

С белоснежном рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

(Рассказ) Наша страна Россия протянулась с запада на восток с юга на север.

Учитель: Ребята, мы с  вами умеем работать с картой, пользуясь масштабом давайте определим протяженность страны  с запада на восток, с севера на юг. (практическая работа с картой)

4. (Продолжение рассказа) границы нашей страны проходят по суше и морю. На западе граничим с Норвегией и Финляндией, государствами Прибалтики (Эстонией, Латвией, Литвой), далее с  Польшей, Белоруссией, Украиной, на юге с Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном, Монголией, Китаем, Кореей, на востоке  с Японией, США.  

Россию населяю 146 544 710 человек. Народы, проживающие на необъятных просторах нашего государства, стремятся  сделать жизнь в России счастливой, а свою страну сильной и красивой.

Как и в других государствах у нашего Отечества есть свои символы – это наш флаг, герб и гимн. Еще признанными символами считать игрушку – матрешку, русскую березку, танцующие вокруг березы девушки, цветы ромашки.

Учитель: для каждого из нас Родина – это дом, улица, родные и близкие люди, школа, где вы учитесь. Для нас это малая Родина. А живем мы в донском крае, в Обливском районе, у нас тоже есть своя символика. ( показ герба, флага) Подробнее о нашей малой родине расскажет  следующий экскурсовод.

Экскурсовод (Коломенская Мария 4 класс) место проведения – «Казачья горница»

Рассказ экскурсовода:

- Мы с вами находимся в курене (доме) казака.

1. Красный угол куреня обязательно украшала икона, перед ней горела лампада. Наши предки были людьми  очень верующими, боялись касаться икон нечистыми руками.

2. Около стены стояла кровать, она застелена красивым покрывалом, на кровати подушки, снизу подзор, кружево сделала сама хозяйка. Кровать служила чаще всего украшением на ней клали спать только дорогого гостя, сами хозяева спали на печи или на лавках, постилая тулуп.

3. В потолок вбивался люк, на него вешалась люлька, здесь спал маленький ребенок, вот так его укачивали, напевая колыбельную песню.

4. Обогревался курень печью, сзади была лежанка, на которой обычно и спали старшие дети со старенькой бабушкой, а перед сном бабушка рассказывала разные старинные сказки, под них дети и засыпали.

5. Пищу готовили на печи в чугунках, глиняных горшках, солили овощи, мочили яблоки, сливы, терн.

6. Интересным предметом  в доме была кубышка. По народному поверью в ней хранили деньги, а еще всякие мелкие вещички: украшения, пуговицы.

7. Воду носили из колодцев ведрами, пользовались для этого коромыслом.

(практическая работа принести ведро на коромысле)

IV этап  Природа России

Учитель: на следующем этапе мы поговорим о разнообразной богатой природе России и перейдем мы с вами в нашу экологическую комнату.

(Рассказ экскурсовода Малышевой Ангелины 4 класс)

  1. На севере страны Арктика…Здесь расположена зона Арктических пустынь или ледниковая зона. Зимой здесь полярная ночь, бывают удивительной красоты полярные сияния.

Летом полярный день. На камнях островов – лишайники, мхи, полярные маки.

Из животных больше всего птиц: чайки, кайры, гагарки, птицы с необычными клювами - тупики, а также водятся белые медведи, тюлени-моржи.

  1. Южнее зона тундры. Из растений лишайник, ягель, мхи, ягоды, морошка, голубика, брусника, удивительны карликовые березки. Много мошек, комаров. На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, белые куропатки и совы. Из грызунов  -лемминги, еще водятся олени, волки. Под охрану взяты белые журавли или стерех, казарка, кречет.
  2. Нашу страну называют Великой лесной державой. Лес –  богатство страны. Хвойный лес называют тайгой, растут ели, сосны, лиственницы, пихта, кедр. Из животных – белки, олени, соболь, кедровка. В лиственных лесах мы встречаем дуб, липу, клен, ясень, вяз, березу, осину.

Учитель: значение леса очень велико для человека и животных. Лес это дом для растений и животных, грибов и птиц. Он защитник воздуха, водоемов, почв, место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, а главное источник древесины (показ коллекции).

Вывод: жизнь леса, его обитателей зависит от каждого из нас. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения (вручение памяток).

(Рассказ продолжение) Почвы в зоне степей плодородные, здесь растут травянистые растения, тюльпаны и ирисы – весной, летом – ковыль, типчак.

     Много земель распахано, в этих полях выращивают главное богатство – ХЛЕБ.

 Чтение стихов о хлебе.

  1. Он не падает нам с неба,

появляется не вдруг,

чтобы вырос колос хлеба

 нужен труд десятков рук.

  1. День и ночь гудят комбайны

Хлеб идет со всей страны.

 Слава тем кто любит землю,

 Тем, кто трудится на ней.

  1. Зерна наших дней светитесь

Позолотою резной!

Говорим мы берегите,

Берегите хлеб родной!

  1. Не мечтаем мы о чуде,-

К нам полей живая речь –

 Берегите хлеб, вы, люди

 Научитесь хлеб беречь!

  1.  Каждый ломтик хлебушка

Пахнет теплым небушком,

И земля всю силу в хлебе затаила.

 Учитель: Чтобы сохранить красоту, разнообразие, богатство природы, необходимо доброе, заботливое отношение к ней каждого человека.

 Читает учитель: «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская!

          Многими красотами ты нас дивишь, дивишь озерами многими, реками и источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными и птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными.

         Всего ты исполнена земля Русская!»

 Звучит песня «Родниковая Русь» слова Яковенко, музыка Разуваевой.

V   Культура и обычаи

 Экскурсовод – Мельник Вячеслав 4 класс

 На просторах нашей страны

 Много разных народов живет,

 Все народы, как братья равны,

 Всем народам любовь и почет!

 В наши светлые и мирные дни

 Дружно родине служат они.

 И никто не разрушит мою

 Трудовую большую семью

                      В. Лившец

Рассказ демонстрация плакатов с народными традициями.

 В нашей стране живут люди более 100 национальностей и народностей.  У каждого  народа  есть свои  танцы, песни, игры, праздники.  Х

 Хороводная игра «Каравай»

Учитель: В каждом краю своя природа и быт, народ думает и говорит о том, что ему близко, что находится вокруг.  а вокруг нас находится очень много цветов, особенно ромашек. Этот цветок как матрешка и березка является так же символом России.

VI  Мастер-класс изготовление ромашек из природного материала.  Проводит учитель технологии   Савинова Т.В.

- знакомство с легендой о происхождении ромашки;

- изготовление цветов с секретом(если занятие понравилось выбираем желтую середину, если нет, то красную);

- оформление букета;

- размещение в уголке  с символикой страны.

 Исполнение песни «Ромашковая Русь»

VII   Просмотр фильма «Природное наследие России»,  высказывание детей о своих впечатлениях от увиденной картины.

VIII  Итог

Я благодарю вас, ребята, за сегодняшнее сотрудничество.  Большое вам спасибо. Закончить мероприятие мне бы хотелось такими словами:

«О, Россия! С нелегкой судьбою страна…  

у меня ты, Россия, как сердце, одна….

я и другу скажу, я скажу и врагу  - «Без тебя, как без сердца, прожить не смогу»  Ю.Друнина.  

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Музыка для прослушивания «Широка страна моя родная» на стихи Б. Лебедева-Кумача
  2. Хороводная игра «Каравай»
  3. Песня «Родниковая Русь» муз. Н. Разуваевой сл. М.Яковенко
  4.  Песня «Ромашковая Русь» муз. М. Пляцковского сл. Ю. Чичкова
  5. Колыбельная песня «Баю-баюшки-баю…»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н. Жмуров «Россия  - мать!»
  2. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина «Я гражданин России!» М Вако 2008 г.
  3. А.Н. Зимина «Гражданские праздники в детском саду» Москва 2007 г.
  4. Н.В. Корчаловская «Праздник в детском саду» Ростов-на-Дону 2001 г.
  5. М.П. Астапенко Е.Ю. Сухаревская «Природа и история родного края» Ростов-на-Дону 2015 г.
  6. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Мир вокруг нас» М. Просвещение 2005 г.

        СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ

Приложение 1 – фото внеклассного занятия

Приложения 2 – видео исполнения песен о России

Приложение 3 -  демонстрационный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по окружающему миру "Цветы нашей Родины"

Урок посвящён необычайно красивому, сказочному, волшебному творению природы - цветам. Ребята рассказывают легенды о цветах, стихотворения, загадывают и отгадывают загадки, знакомятся со сво...

Внеклассное занятие: МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ!

Тема Москвы, как бы она не называлась: «Москва – столица нашей Родины», «Мы приехали в Москву», «Я шагаю по Москве» или как-то другому, всегда волновала и волнует и взрослых, и детей.Тема Москвы имеет...

Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме:"Москва - столица нашей Родины".

Мероприятие проведено в виде заочной экскурсии по Москве. Сами ребята выступали в роли экскурсоводов.Цель: знакомство детей со столицей России, воспитание уважения к памятникам старины.Здесь ребята уз...

Внеклассное мероприятие на тему "Россия-наша Родина".

Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание «духовный мир человека». Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Родина», «Патриот», «Г...

Внеклассное мероприятие "Наша Родина - Россия"

Внеклассное мероприятие знакомит с историческим прошлым России: песни, костюмы. жилища россиян; воспитывает любовь к родному краю....

Презентация к внеклассному мероприятию "Портрет нашей Родины в неофициальных символах"

Данная презентайия иллюстритует неофициальные символы России(часть 1)...

Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Наша Родина - Россия"

Данная методическая разработка позволит учителю ознакомить учащихся с этимологией слова "Родина", Конституцией - основным законом Российской Федерации, показать флаг, герб, прослушать гимн, ...