Статья "Польза музыки детям в социальной и эмоциональной сфере"
статья

Коррекционная педагогика

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рыжкова Г.И.,

ГБОУ школа №432 Колпинского района

Санкт-Петербург

Статья «Польза музыки детям в социальной и эмоциональной сфере»

Влияние музыки на развитие мозга ребенка

Музыку мало преподают в школе. Это очень удивляет, особенно учитывая то, что все большее количество исследований доказывает, что музыка активизирует многие из тех областей мозга, которые задействованы в восприятии речи, запоминании и хранении информации, а также использовании других важных навыков мышления, необходимых для достижения успеха в учебе. Как оказалось, музыка также приносит пользу детям в социальном и эмоциональном плане.

Далее представлены семь сфер жизни ребенка, на которые, в соответствии с результатами исследований, позитивно влияет музыка.

1. Смысловое восприятие языка (речи)

Несколько недавних исследований позволяют предположить, что мозг воспринимает и обрабатывает музыку и речь одинаково, и что обучение музыке может принести пользу в развитии речевых навыков. В частности, одно из исследований обнаружило значительную степень совпадения в обработке мозгом музыки и речи, другое исследование, проведенное учеными Стэнфордского университета, показало, что освоение музыкального инструмента улучшает эффективность обработки человеческим мозгом разговорной речи. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ученикам, испытывающим трудности с речью и обучением чтению, занятия музыкой особенно полезны.

2. Память

Пользу от музыкального образования, по всей видимости, получает и память. Одно из исследований, проведенных в Гонконгском университете, обнаружило, что дети, получающие музыкальное образование, демонстрируют лучшую вербальную память по сравнению со сверстниками, которые музыке не обучаются. После одного года наблюдений за детьми, участвовавшими в исследовании, выяснилось, что те, кто начал или продолжил обучение музыке, продемонстрировали значительное улучшение вербальной памяти. Другими словами, запоминание музыкальных произведений связано также с улучшением памяти немузыкальной. Эта взаимозависимость может быть вызвана тем, как музыка «озадачивает» молодые умы. Исследователи объясняют, что музицирование тренирует мозг правильно распределять внимание и память в процессе выполнения сложных заданий.

3. Математика

Если вы когда-нибудь пробовали прочитать и сыграть даже простой отрывок музыкального произведения или просто бить в барабан в такт, то знаете, что музыка требует от исполнителя выполнять математические операции (например, деление), причем сходу, на лету. Но это не все. Исследования также обнаружили связь между музыкальным образованием и успехом на уроках математики в школе. Например, одно из исследований, проведенных учеными Королевской консерватории в Канаде, изучало воздействие художественного образования на учащихся начальной школы. В результате обнаружили, что ученики, изучающие искусство, получали гораздо более высокие оценки на тестах по математике, связанных с вычислениями и расчетами, чем ученики из контрольной группы.

4. Самосознание и самоосмысление

Ученые-неврологи считают, что занятия музыкой учат детей «оценивать самих себя» вместо того, чтобы рассчитывать на внешние вознаграждения. В то время как большая часть нашего обучения сосредоточена на оценках и наградах, музыка может способствовать внутренней мотивации. Точность и внимание, которые требуются для игры на музыкальном инструменте, – немедленная ответная реакция, заставляющая музыканта корректировать собственное исполнение, – способствуют постоянному наблюдению и контролю над собой. Это помогает критически относиться к своей работе и не довольствоваться чем-то меньшим, чем запланированный результат.

5. Навыки общения

Исследователи указывают на то, что польза от занятий музыкой выходит за рамки академических результатов. Участие в школьном или общественном музыкальном коллективе способствует появлению общих воспоминаний, полученных на музыкальных мероприятиях. Это опыт установления социальных связей и эффективной коммуникации. Такие связи помогают ребенку развивать навыки совместной работы. Учителя также отмечают влияние музыки на социальное благополучие учеников. Отмечено, что дети, участвующие в музыкальных коллективах, зачастую лучше воспитаны, обладают большей уверенностью в себе и хорошо учатся.

6. Академический успех

Учитывая всю ту пользу, которую музыка приносит развитию речевых и математических навыков, памяти и самосознанию детей, неудивительно, что существует большая взаимозависимость между музыкой и общей академической успеваемостью. Исследования показали, что ученики, занимающиеся музыкой, добиваются более высоких результатов в математике и языках, чем ученики, вообще не связанные с музыкой, а старшеклассники с музыкальной подготовкой успешнее сдают выпускные экзамены по сравнению с их немузыкальными сверстниками. Одно из исследований обнаружило, что музыканты имеют самый высокий показатель поступления в медицинские вузы.

7. Долгосрочный успех

Ученики с музыкальным образованием, как правило, добиваются большего успеха в долгосрочной перспективе по таким показателям, как уровень образования и доходы. Один из опросов показал, что почти девять из десяти человек с последипломным образованием занимались музыкой в школьном возрасте, и 83% людей с доходами выше среднего уровня имеют музыкальное образование. Исследования также обнаружили, что старшеклассники, участвующие в музыкальном ансамбле или оркестре, гораздо реже употребляют наркотики и алкоголь не только в период обучения в школе, но и на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Развитие познавательной деятельности и эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста. Игровая программа по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева".

Эмоциональная сфера у детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью,наблюдаются преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непо...

Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

По предмету: основы невропатологии и психопатологии  На тему: Особенности  эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста...

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья

   В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...

Развитие социально-эмоциональной сферы младших школьников (из опыта работы)

В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности  по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми...

конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ

Данные занятия направлены на понимание, различение и развитие эмоций у детей. Здесь нет психологических приемов, которыми пользуются психологи для коррекции нарушений эмоциональной сферы. На занятиях ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Одна из основных задач музыкального воспитания в детс...