Методическая разработка беседы с учащимися начальных классов на тему "Блокада Ленинграда".
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Методическая разработка беседы на тему "Блокада Ленинграда" с учащимися начальной школы, патриотическая направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка беседы с учащимися 3 класса.
Тема беседы: «Блокада Ленинграда».
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
1. Познакомить ребят с понятием блокада;
2. Познакомить с героическими событиями блокадного Ленинграда.
3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;
4. Формировать представления о долге перед Родиной;
5. Пробуждать в детях чувства сострадания и гордости за народ;
6. Воспитывать уважение к старшему поколению.
Коммуникативные универсальные учебные действия
способствовать формированию
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Познавательные универсальные учебные действия
способствовать формированию
строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Регулятивные универсальные учебные действия
способствовать формированию
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Личностные универсальные учебные действия
способствовать формированию
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой
Оборудование: записи песен, презентация, фотоматериалы, рисунки, библиотека книг, сочинения.
Подготовка к классному часу была организована по группам. Каждая группа получила тематическое задание для разработки, примерный маршрутный лист поиска и оценочная карта.
1 группа: Блокадный хлеб.
2 группа: Дети блокады
3 группа: Жизнь и работа в блокаду
4 группа: Дорога жизни
Задание: подобрать и изучить нужную литературу, собрать стихи, материал по теме, приготовить выступления.
Индивидуальные задания: оформление рисунков, написание сочинений на конкурс «Потомки помнят славную победу».
Общее задание: выучить мелодию и слова песни «Мальчишки у стен Ленинграда»
Ход занятия:
Актуализация знаний
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. На нём мы вспомним о важных событиях, которые происходили в нашей стране.
Много лет тому назад, когда нас ещё не было на свете, была Великая Отечественная Война с фашистской Германией. На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.
Большую часть народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. Фашистская германия напала на нашу страну. И очень скоро враг оказался рядом с городом. Он хотел его завоевать, но город превратился в крепость. Улицы были перегорожены противотанковыми надолбами, оплетены колючей проволокой. Фашисты окружили Ленинград со всех сторон. И город оказался в кольце, длиной в 900 дней и ночей. В блокаде оказалось много жителей этого города: дети, женщины, старики. Ребята, а вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)
Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти не зайти. Присядьте на свои места.
Для жителей, особенно для детей Ленинграда блокада означала – смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда было бежать. На жителей города Ленинграда обрушился голод. Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба.
Каждая группа получает фотографии по теме.
- Что запечатлено на фото? Где и когда, по- вашему это происходит?
На что обратили внимание?
- На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость.
1 группа слайдов на доске – участвует 1 группа ребят.
В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. они были самые низкие… (Слайд иллюстрирует состав и вес блокадного хлеба).
Дети читают отрывок из стихотворения С. Чекмарёва «Блокадный хлеб»
Когда однажды я горбушку хлеба
Оставил на запачканном столе,
Мой дед сказал:
«Ты знаешь, что Победа
Далась нам очень тяжело в войне?!
Но не сравнить с семью кругами ада
И не забыть истории тех дней,
Когда сдержал народ блокаду Ленинграда
Ценою жизней тысячей людей….
…Тогда я был совсем беспечный парень.
Еще не получил своих наград.
В бою осколком в голову был ранен
И в госпиталь отправлен в Ленинград.
…Я ненавидел голубое небо,
Под ним сильней зимой трещал мороз.
Тогда я стал ценить кусочек хлеба,
Кору сосны и почки у берез.
…Мы ели лед и кожаную обувь,
Варили из обоев горький суп,
На санках из Невы возили воду,
И согревались лишь дыханьем губ.
Но мы работали и днем и ночью,
Держали фронт, стреляли по врагу.
Без хлеба голодно нам было очень,
По Ладоге его везли в пургу.
…Сто двадцать пять давали граммов хлеба
Больным и детям на блокадный день.
Тогда повсюду, где я только не был,
Людей преследовала смерть, как тень.»
Дед замолчал… Мне стало очень стыдно.
Я взял горбушку хлеба со стола.
Мне было за себя обидно,
Но я запомнил дедовы слова:
«И в час беды, и под счастливым небом,
Вчера, сегодня завтра и вовек
Мы дорожить должны и крошкой хлеба,
Без хлеба жить не сможет человек!»
2 группа слайдов – участвует 2 группа ребят.
- Вместе со взрослыми были и дети. Они тоже рыли окопы, проверяли светомаскировку в домах, собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов.
Во многих школах были оборудованы госпитали. Школьники читали раненным газеты и книги, писали письма, убирали палаты, выступали с концертами. Наравне со взрослыми школьники дежурили на чердаках, крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
Ребята исполняют песню «Мальчишки у стен Лениграда».
3 группа слайдов – участвует 3 группа ребят.
В бессильной злобе немцы целыми днями обстреливают город…Рушатся дома, гибнут мирные люди. В Ленинграде всё ещё много детей. Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней, и не только выстоял, но и победил.
Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно. Дети вместе со взрослыми трудились на заводах.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Дети читают стихотворение Ю.Воронова
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула.
А оказалось, умерла...
Её из школы на носилках
Домой
Ребята принесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил,
Что снова уроки –
После похорон.
4 группа слайдов – участие 4 группы ребят.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.
Слушание аудио – записи «Эх, Ладога!»
Посмотрите, как ваши одноклассники представляют блокаду в своих рисунках, какие книги они прочитали о Блокаде. Среди работ, написанных вами для конкурса на лучшее сочинение есть очень интересные работы. Один ученик прочитает фрагмент своей работы (ребята слушают фрагмент сочинения, содержащий рассказ дедушки ученика о блокаде и эвакуации).
Почтим память блокадников и воинов МИНУТОЙ молчания.
- В Санкт- Петербурге очень много памятников прошедшей войны,.
- Люди помнят и чтят память о погибших. Они любят свой город, и он стал еще краше, чем был.
- «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной.
И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе.
Дети войны, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.
На память о вашей встрече я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда.
В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых голодных днях войны мне хочется вручить по кусочку хлеба. Цените хлеб, берегите каждую его крошку.
Ребята заполняют оценочную карту, высказывая своё мнение о работе, проделанной их товарищами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-89528-1360764677.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть"
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" для учащихся 4 класса по теме "Долг и совесть". К методической разработке уро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-260618-1369852423.jpg)
Методическая разработка.Проект для учащихся 4 класса "Профессиональный Петербург".
Методический паспорт проекта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-648140-1436302410.jpg)
Методическая разработка урока для учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)
Методическая разработка урокадля учащихся начальных классов по рассказу «В.Бианки «Синичкин календарь»(предмет «Литературное чтение»)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-797210-1465675366.jpg)
Беседа с учащимися начальных классов «Курение – главный враг здоровья»
Познакомить с историей появления табака в России; на доступных примерах рассказать детям о вреде курения; сформировать у учащихся негативное отношение к курению; способствовать формированию здор...
Методическая разработка праздника для учащихся начальной школы "Посвящение в Юные пешеходы"
Методическая разработка праздника "Посвящение в Юные пешеходы" предназначен для проведения в классах начальной школы специальных коррекционных учреждений с целью формирования "дорожной...
Беседа с учащимися начальных классов "Как важно сидеть за партой правильно"
С помощью данного материала можно познакомить первоклассников с правилами посадки при письме...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/14/picture-1031562-1684062131.jpg)
Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»
Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...