Открытое мероприятие
картотека (3 класс)

Кроникова Екатерина Александровна

на тему "В гостях у самовара".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gsti_k_samovaru.doc65.5 КБ
Файл chashkiblyudtsa.docx32.7 КБ
Файл kartochki_na_meropriyatie.docx14.78 КБ

Предварительный просмотр:

        

Сценарий открытого внеклассного мероприятия в 3 классе

«Традиции Чаепития»

или

«В гости к самовару»

                                           

                                                                     

     


Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.

Задачи: 

  • познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и       гостеприимства;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.

 

 Оформление: пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, презентация «В гости к самовару», плакаты с изречениями: “Пьют чай все, умеют пить немногие”, “Вчерашний чай хуже ядовитой змеи”, “С чая лиха не бывает”; самовар, обвешанный баранками, заварные чайники, посуда для чая, розетки с вареньем, сладости.

Деление на группы:

До начала мероприятия, каждый ребёнок получает карточку с загадкой. Дети делятся на 4 группы. У каждой группы на партах стоит самовар с отгадкой. Выбрав правильный самовар, дети присаживаются на свои места.

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Беседа об истории чая.
  3.  Сказ о самоваре.
  4. Закрепление пройденного, рефлексия.
  5. Творческая работа.
  6. Чаепитие.

(Слайд 1)

  1. Здравствуйте, гости дорогие!
    Люди светские, простые,
    Заходите, проходите
    (Чайку свежего отведать)
    Хлебом солью вас встречаю
    Всех вас к чаю приглашаю.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Как вы себя чувствуете? А когда еще вы себя хорошо чувствуете? Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью, горем, просто поговорить о том, о сем.

Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая – чаепития. Традиции русского чаепития имеют давние корни. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, ассортимент блюд для стола, но всегда неизменным оставались заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостя хлебом-солью и добрым отношением.

Ученица:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Учитель: Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Но ведь многим из них мы следуем и сейчас. Особенно если дело касается приема гостей!  Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку, а уж после трудового дня. Или после бани...

Давайте вспомним русские пословицы на эту тему:

(Дети отвечают)

  • Гостю почет, хозяину честь.
  • Гость в дом - радость в дом.
  • Хоть не богат, а гостям рад.
  • Для доброго гостя и хозяин поживится.
  • Гость доволен - хозяин рад.

(Слайд 2)

  1. История чая (презентация).

Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как хлеб.

(Слайд 3)Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

(Слайд 4) В Китае измельчённые чайные листья долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шёлка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.

А вот как один крестьянин впервые увидел чай!

(выступление ученика)

Ученик:

Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.

Гости с барином плевались, сам он важно озверел

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?

А потом-то догадался – чай забыл я посолить.

Учитель:

Но не стоит думать, что в такое курьезное положение попадали только русские. Известен, например, анекдот о матери английского моряка, которая, получив от сына в подарок фунт чая, решила угостить соседей изысканным заморским блюдом. Она сварила в кастрюле весь чай, и слив горькую темно-коричневую воду в поганое ведро, разложила по тарелкам вареные листья, приправив их растительным маслом.

(Слайд 5) Со временем на смену китайскому чаю пришел индийский. Зажиточные горожане предпочитали хорошие сорта индийского чая и так называемый цветочный чай, который выделывали из почек чайного куста. Более дешевыми сортами были байховый (черный) и кирпичный.

(Слайд 6) Для экономии чая крестьяне России добавляли в него высушенные травы, цветы, ягоды, которые исстари использовались славянами для приготовления душистых отваров и настоев. Особенно широко в качестве добавок использовались листья мяты, черной смородины, малины, брусники, моркови, липовый цвет, яблочный и т.д.

Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?

(Слайд 7)

Ученик.

Чай налить, казалось, просто.

Заварить его сумей.

И по правилам английским

Ты заварничек прогрей.

С чем решили чай попить?

Стоит сразу обсудить.

С ежевикой и малиной,

Просто чай, с лесной рябиной        .

Всех сортов чай, может быть.

Тут всё сразу не испить.

Мы заварник наберём,

Кипятком крутым зальём.

Подождём ещё чуть-чуть,

Наливаем, можно дуть…

  1. Учитель: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития.

Непременным атрибутом русского чаепития стал….

Сверху – дыра, снизу – дыра,

А посередине – огонь да вода.

Никогда не ест, а только пьёт,

А как зашумит – всех приманит. Отгадайте, что?

(Дети отвечают - Самовар).

(Слайд 8)

Учитель: А когда появился самовар?

(Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)

В 18 веке в России изобрели самовар. Дело было на Урале. Когда он ушел в народ,  началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле. (Слайд 9)

Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.

В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

Учитель: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки про наш русский самовар!

(Девочки поют)

1.Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

2.Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

3.Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

4.Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

(Слайд 10)

Учитель: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

  1. А теперь, мои ребятки, отгадайте ка загадки:

В брюхе – баня,

В носу - решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука

И та на спине. (чайник).

Бел, как снег,в чести у всех.

В рот попал – там и пропал. (сахар).

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин).

Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода. (самовар)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья. (стол).

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (бублик).

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон).

  1. Учитель. Творческая работа. Каждая группа получает своё задание.

1 группа рисует на листе А3 стол со скатертью.

2 группа лепит самовар.

3 группа лепит бублики

4 группа рисует чашки с блюдцами.

Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как

проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать?

Ученики отвечают: - Пригласить гостей на чаепитие.

Учитель.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.

Приглашайте гостей!

(Слайд 11)

  1. (приглашают за стол гостей)

 

Ученик. – Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол накрытый давно ждёт!

 (Слайд 12)

Ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки

калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)

(Слайд 13-18)

*ИГРА

Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Катюша\Desktop\88438669_4.jpgC:\Users\Катюша\Desktop\88438669_4.jpgC:\Users\Катюша\Desktop\88438669_4.jpg

C:\Users\Катюша\Desktop\88438669_4.jpgC:\Users\Катюша\Desktop\88438669_4.jpgC:\Users\Катюша\Desktop\88438669_4.jpg



Предварительный просмотр:

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его …

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его …

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его …

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его …

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его …

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают?

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают?

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают?

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают?

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают?

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают?

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал.

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем

ЛИМОН

БЛИН

САХАР

БУБЛИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ! (Открытое мероприятие)

Изучение истории своей страны, своего народа; формиро­вание патриотических чувств; воспитание уважения к прошлому и настоящему своей страны; развитие коммуникативных навыков. Память о войне, о жер...

открытое мероприятие по ПДД

Урок-игра по правилам дорожного движения...

Открытое мероприятие "День матери"

Открытое мероприятие посвящено Дню матери. Мы хотим высказать свою глубокую любовь, уважение и великую благодарность нашим мамам....

Весёлые старты (сценарий открытого мероприятия)

Данная разработка может использоваться для проведения спортивного праздника во втором классе....

Открытое мероприятие,

Открытое мероприятие,посвященное, году учителя«Учительница первая моя»(литературно-музыкальная композиция)...

Открытое мероприятие с родителями " Книги мы семьей читаем"

Открытое мероприятие- викторина по литературе с родителями и учениками 4 классов....