Открытое мероприятие
картотека (3 класс)
на тему "В гостях у самовара".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gsti_k_samovaru.doc | 65.5 КБ |
chashkiblyudtsa.docx | 32.7 КБ |
kartochki_na_meropriyatie.docx | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого внеклассного мероприятия в 3 классе
«Традиции Чаепития»
или
«В гости к самовару»
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития.
Задачи:
- познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства;
- развивать познавательную активность учащихся;
- любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.
Оформление: пословицы о гостеприимстве, самовары, скатерти, презентация «В гости к самовару», плакаты с изречениями: “Пьют чай все, умеют пить немногие”, “Вчерашний чай хуже ядовитой змеи”, “С чая лиха не бывает”; самовар, обвешанный баранками, заварные чайники, посуда для чая, розетки с вареньем, сладости.
Деление на группы:
До начала мероприятия, каждый ребёнок получает карточку с загадкой. Дети делятся на 4 группы. У каждой группы на партах стоит самовар с отгадкой. Выбрав правильный самовар, дети присаживаются на свои места.
Ход мероприятия:
- Вступительное слово.
- Беседа об истории чая.
- Сказ о самоваре.
- Закрепление пройденного, рефлексия.
- Творческая работа.
- Чаепитие.
(Слайд 1)
- Здравствуйте, гости дорогие!
Люди светские, простые,
Заходите, проходите
(Чайку свежего отведать)
Хлебом солью вас встречаю
Всех вас к чаю приглашаю.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Как вы себя чувствуете? А когда еще вы себя хорошо чувствуете? Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда дома все хорошо, когда рядом друзья, семья, те, с кем можно поделиться радостью, горем, просто поговорить о том, о сем.
Мы сегодня собрались для общения, а какое же общение без старинного русского обычая – чаепития. Традиции русского чаепития имеют давние корни. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, ассортимент блюд для стола, но всегда неизменным оставались заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостя хлебом-солью и добрым отношением.
Ученица:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Учитель: Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Но ведь многим из них мы следуем и сейчас. Особенно если дело касается приема гостей! Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку, а уж после трудового дня. Или после бани...
Давайте вспомним русские пословицы на эту тему:
(Дети отвечают)
- Гостю почет, хозяину честь.
- Гость в дом - радость в дом.
- Хоть не богат, а гостям рад.
- Для доброго гостя и хозяин поживится.
- Гость доволен - хозяин рад.
(Слайд 2)
- История чая (презентация).
Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как хлеб.
(Слайд 3)Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
(Слайд 4) В Китае измельчённые чайные листья долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые. Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производство шёлка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.
А вот как один крестьянин впервые увидел чай!
(выступление ученика)
Ученик:
Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.
Гости с барином плевались, сам он важно озверел
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?
А потом-то догадался – чай забыл я посолить.
Учитель:
Но не стоит думать, что в такое курьезное положение попадали только русские. Известен, например, анекдот о матери английского моряка, которая, получив от сына в подарок фунт чая, решила угостить соседей изысканным заморским блюдом. Она сварила в кастрюле весь чай, и слив горькую темно-коричневую воду в поганое ведро, разложила по тарелкам вареные листья, приправив их растительным маслом.
(Слайд 5) Со временем на смену китайскому чаю пришел индийский. Зажиточные горожане предпочитали хорошие сорта индийского чая и так называемый цветочный чай, который выделывали из почек чайного куста. Более дешевыми сортами были байховый (черный) и кирпичный.
(Слайд 6) Для экономии чая крестьяне России добавляли в него высушенные травы, цветы, ягоды, которые исстари использовались славянами для приготовления душистых отваров и настоев. Особенно широко в качестве добавок использовались листья мяты, черной смородины, малины, брусники, моркови, липовый цвет, яблочный и т.д.
Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?
(Слайд 7)
Ученик.
Чай налить, казалось, просто.
Заварить его сумей.
И по правилам английским
Ты заварничек прогрей.
С чем решили чай попить?
Стоит сразу обсудить.
С ежевикой и малиной,
Просто чай, с лесной рябиной .
Всех сортов чай, может быть.
Тут всё сразу не испить.
Мы заварник наберём,
Кипятком крутым зальём.
Подождём ещё чуть-чуть,
Наливаем, можно дуть…
- Учитель: Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития.
Непременным атрибутом русского чаепития стал….
Сверху – дыра, снизу – дыра,
А посередине – огонь да вода.
Никогда не ест, а только пьёт,
А как зашумит – всех приманит. Отгадайте, что?
(Дети отвечают - Самовар).
(Слайд 8)
Учитель: А когда появился самовар?
(Звучит фонограмма муз. Пьесы В. Купревича «Тульский самовар»)
В 18 веке в России изобрели самовар. Дело было на Урале. Когда он ушел в народ, началось массовое производство самоваров, особенно много их изготавливали в Туле. (Слайд 9)
Внутри самовара находилась труба. В неё засыпали сосновые шишки или сухие чурки. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка, расписная хохломская посуда.
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.
Учитель: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки про наш русский самовар!
(Девочки поют)
1.Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока!
2.Самовар поет, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
3.Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой!
4.Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
(Слайд 10)
Учитель: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
- А теперь, мои ребятки, отгадайте ка загадки:
В брюхе – баня,
В носу - решето,
На голове – пупок,
Всего одна рука
И та на спине. (чайник).
Бел, как снег,в чести у всех.
В рот попал – там и пропал. (сахар).
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (блин).
Сверху дыра, снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (самовар)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья. (стол).
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (бублик).
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон).
- Учитель. Творческая работа. Каждая группа получает своё задание.
1 группа рисует на листе А3 стол со скатертью.
2 группа лепит самовар.
3 группа лепит бублики
4 группа рисует чашки с блюдцами.
Учитель. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как
проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать?
Ученики отвечают: - Пригласить гостей на чаепитие.
Учитель.- Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.
Приглашайте гостей!
(Слайд 11)
- (приглашают за стол гостей)
Ученик. – Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьёт,
Стол накрытый давно ждёт!
(Слайд 12)
Ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки
калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)
(Слайд 13-18)
*ИГРА
Чайничек – ладони параллельно друг другу.
Крышечка – ладошка правой руки – крышечкой.
Шишечка – кулачок.
Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).
Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой…
В дырочке – пар идет.
Пар идет в дырочку,
Дырочка в шишечке…
Шишечка в крышечке,
Крышечка в чайничке.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Цветом жёлт и ароматен. В чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он. А зовут его … | Цветом жёлт и ароматен. В чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он. А зовут его … |
Цветом жёлт и ароматен. В чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он. А зовут его … | Цветом жёлт и ароматен. В чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он. А зовут его … |
Цветом жёлт и ароматен. В чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он. А зовут его … | Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? |
Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? | Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? |
Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? | Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? |
Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? | Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. |
Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. | Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. |
Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. | Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. |
Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал. | Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем |
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем | Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем |
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем | Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем |
Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем |
ЛИМОН
БЛИН
САХАР
БУБЛИК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ! (Открытое мероприятие)
Изучение истории своей страны, своего народа; формирование патриотических чувств; воспитание уважения к прошлому и настоящему своей страны; развитие коммуникативных навыков. Память о войне, о жер...
открытое мероприятие по ПДД
Урок-игра по правилам дорожного движения...
Открытое мероприятие "День матери"
Открытое мероприятие посвящено Дню матери. Мы хотим высказать свою глубокую любовь, уважение и великую благодарность нашим мамам....
Весёлые старты (сценарий открытого мероприятия)
Данная разработка может использоваться для проведения спортивного праздника во втором классе....
Открытое мероприятие,
Открытое мероприятие,посвященное, году учителя«Учительница первая моя»(литературно-музыкальная композиция)...
Открытое мероприятие с родителями " Книги мы семьей читаем"
Открытое мероприятие- викторина по литературе с родителями и учениками 4 классов....