Час общения «Ежели вы вежливы»
классный час (3, 4 класс)

Цель: способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков, хорошему поведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения «Ежели вы вежливы»

Цель: способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков, хорошему поведению.
Задачи: - формировать навык речевого этикета;
              - создание условий для развития коммуникативной компетенции и                                     правильной социальной ориентации учащихся.

Ход мероприятия

1. Орг. момент. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, коллеги.

                                                  -Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

-Так в чём же важность слова «Здравствуйте», кто внимательно слушал стихотворение? (Пожелание здоровья).

- Забывать о приветствии нельзя, ни при каких обстоятельствах, даже если встреча случайная, даже если вы спешите.

  • Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?
  • Кто здоровается первым - входящий в комнату, или  присутствующий?

- Вижу, вы хорошо усвоили правила приветствия. Но вдруг если что забудете или будет ситуация, где непонятно  кто должен первым поздороваться следуйте совету французов. А французы говорят: "Первым здоровается тот, кто вежливее".  Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибётесь.

2. Сообщение темы.

- Сегодня, во время нашего общения, мы повторим правила. Но не правила русского языка или математики, а правила вежливости.

В класс вбегают два невоспитанных индейца – Гор и Чу (Егор С. И Данил Ч.) и начинают шалить.

- Вы кто такие? Что происходит?

- Мы – индейцы Гор и Чу. Пришли к вам в гости.

- В гости? Да разве так себя ведут в гостях? Даша, напомни, пожалуйста, индейцам, как вести себя в гостях.

Даша: В гостях надо вежливыми быть,

Никого не обижать, не льстить,

Не сорить, ничего не пачкать

И не мучить хозяйскую собачку.

Говорить добрые слова:

«Спасибо» и «пожалуйста» – всегда!

Надо уметь извиняться,

И не надо обижаться!

Надо здороваться и прощаться,

Уметь вежливо отказаться.

Если хозяин расстроен,

Утешь его, чтоб был спокоен.

 В гостях надо вежливыми быть.

Правила эти надо учить!

- Действительно, правила эти надо учить. Гор и Чу, вот садитесь за парты к моим ребятам и всё сейчас подробно узнаете.

- Для того, чтобы повторить правила вежливости, мы с вами будем листать азбуку вежливости в ходе нашей беседы.

3. Словарь вежливых слов.

- Внимание! Словарь вежливых слов!

- Прошу вас хором заканчивать начатые мной фразы:
Растает даже ледяная глыба  От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо).

Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома, не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче (здравствуй)
Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания)

4. Сценка «Волшебное слово».

- Иногда эти слова даже называют волшебными. Давайте рассмотрим, какова же сила одного из этих слов.

(Ученики показывают сценку).

Парк. Шум улицы и пение птиц. На скамейке сидит Старичок с зонтиком.

Автор: Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Павлик: Подвиньтесь. (присаживается рядом на край)

Старичок: (двигаясь, внимательно глядя Павлику в лицо) С тобой что-то случилось?

Павлик: (косится на старичка) Ну и ладно! А вам-то что?.

Старичок:  Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

Павлик:  (бурчит сердито) Ещё бы! Я скоро совсем убегу из дому

Старичок:  Убежишь?

Павлик: Убегу! Из-за одной Ленки убегу. (сжимает кулаки) Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!..

Старичок:  Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

Павлик:  Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…(обиженно сопит)

Старичок:  Пустяки! Один поругает – другой пожалеет.

Павлик: (сердито кричит) Никто меня не жалеет! А почему вы всё спрашиваете?

Старичок: (разглаживая бороду) Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
(Павлик слушает с раскрытым ртом.)

Старичок:  Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Павлик:  А какое слово?

Старичок: (наклонившись, что-то неслышно шепчет на ухо) Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Павлик:  (усмехаясь) Я попробую, я сейчас же попробую.

Комната. Заставка из телепередачи. Лена сидит за столом, на котором лежат краски, рисует. Входит Павлик, Увидев его, Лена хмурится, сгребает краски в кучу и накрывает рукой. Отворачивается от Павлика.

Павлик: (в зрительный зал с досадой ) Обманул старик! Разве такая поймёт волшебное слово! (подходит к Лене боком, тянет её за рукав, Лена оглядывается)

Павлик: (негромко, глядя в глаза) Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена(широко раскрыв глаза, разжимая пальцы и снимая руку со стола, бормочет смущённо) Какую тебе?

Павлик: (робко) Мне синюю. (берёт краску, держит её в руках, удивлённо разглядывая, ходит с ней по комнате, показывает зрителям  и отдаёт Лене)

 Павлик: (в зрительный зал) Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет? (Уходит)

Кухня. На столе стоит противень с пирожками. Шум шкворчащего масла на сковороде. Бабушка, согнувшись, осторожно снимает с противня «горячие» пирожки.

Павлик:  (подбегая к ней, обеими руками повернув к себе красное морщинистое лицо, заглядывая в глаза громким шёпотом) Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка(выпрямляется, вытирая лоб и улыбаясь радостно) Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! (выбирает самый лучший, румяный пирожок, даёт его Павлику)

Павлик берёт пирожок, подпрыгивает от радости и целует бабушку в обе щёки.

 Павлик: (восхищённо показывая зрителям пирожок, в  зал) Волшебник! Волшебник! Правда, помогло!

- В чём же заключалось волшебство? Трудно отказать человеку в просьбе, если он говорит "пожалуйста", "прошу" и т.д.

6. Разбор ситуаций.

- Ребята, а бывает так, что человек и произнёс вежливое слово, но при этом не выглядит культурным. Давайте выясним, когда так бывает. Я зачитаю различные случаи, а вы скажите, в чём же дело.

***  В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Сергей увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Ирина Ивановна”.

Учительница ответила на приветствие Серёжи, но при этом строго посмотрела на него.

Как вы думаете, почему? Неужели и здесь надо было сказать другое слово? (Воспитанный ученик приветствует всех взрослых, поэтому надо было сказать всем учителям общее «Здравствуйте!»)

***  Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.

- Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?  – пассажиры в недоумении пожимали плечами.

В чём ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга? Или, что – надо было со всеми пассажирами поздороваться? (Пете не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться).

7. Физминутка «Вежливый сад».

- Предлагаю сыграть в игру «Вежливый сад». Сейчас мы превратимся в деревья. Встаньте все возле парт.

Я буду читать задание, а вы, если услышите о вежливом  поведении, поднимаете руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни, когда видит хороший поступок), а если плохой -  огорчается и ветки с грустью опускаются.

* Денис встаёт в 6 часов утра, чтобы совершить утреннюю пробежку.

* Олежка при входе в школу всегда пропускает вперёд учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к другим взрослым.

* Вася очень весёлый мальчишка - он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.

* Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.

* Максим старательно помогает родителям пропалывать грядки, но только в том случае, если они ему за это пообещали денежное вознаграждение.

8. Задача.

- Я вижу, теоретическую часть вы усвоили хорошо, а значит, пришло время решить задачу. Задача будет не на сложение, задача на уважение!

Шли по улице двое прохожих. Одному было 62 года, а другому 8 лет. У первого было в руках 5 предметов: 1 портфель, 3 книги и 1 большой сверток. Одна книга упала.

У вас упала книжка! - закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? - удивился тот,

- Конечно, - объяснил мальчик. — У вас же было 3 книги, плюс 1 портфель, плюс 1 пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось 4.

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, — сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу. Однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?  Как он поступил?

(Нельзя кричать на улице. Необходимо, извинившись и спросив разрешения, поднять книгу, а не считать количество предметов).

- Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в школу, во дворе бросают обёртки от конфет, корки от апельсинов и бананов ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извиниться.

Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными).

9. А ещё есть такие мальчики и девочки, что даже стесняются быть вежливыми, ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Но это не так.

       -   Друзья, вот вам на всякий случай
             Стихи о школьнике одном.

                Его зовут …, а впрочем, лучше
              Мы здесь его не назовем.
             “Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
             Произносить он не привык,
              Простого слова “извините”
              Не одолел его язык.
              Ему бывает часто лень
             Сказать при встрече: “Добрый день!”
              Казалось бы, простое слово.
              А он стесняется, молчит,
             И в лучшем случае “здорово”
             Он вместо “здравствуй” говорит.
             А вместо слова “до свидания”
             Не говорит он ничего.
             Или заявит на прощанье:
             “Ну, я пошел, пока, всего…”
               Не скажет он друзьям по школе:
            “Алеша, Петя, Ваня, Толя”.
              Своих друзей зовет он только:
             “Алешка, Петька, Ванька. Толька”

                Ребята, мы не можем тут
               Сказать вам, как его зовут.
               Мы честно вас предупреждаем,
              Что имени его не знаем.
               Но может быть, он вам знаком
               И вы встречались с ним где-либо,
              Тогда скажите нам о нем,
            А мы … Мы скажем вам “спасибо”.  

- Не стесняйтесь быть вежливыми. В народе говорят…  От вежливых слов язык не отсохнет.  Про доброе дело говори смело.  Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманит.  Сумел провиниться, сумей и повиниться. 

11.  Итог урока:

- Будьте всегда с людьми добрыми, спокойными, вежливыми и с вами будут обращаться, и дружить воспитанные и культурные люди.

- А вы, товарищи Гор и Чу, какие выводы сделали вы после нашего общения?

Чу: Слова «До свиданья», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» - щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

Гор: 

Клянемся вежливыми быть!

 Правила этикета учить,

Помнить вежливые слова,

Делать добрые дела!

          

- Наша беседа о вежливости подошла к концу, и будем надеяться, что она не пройдёт для вас бесследно: что-то вы непременно запомнили, над чем-то задумались..

Я  хочу сказать вам "Спасибо" за ответственную подготовку к сегодняшнему мероприятию и активное участие в нём. Всего вам доброго! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Ежели вы вежливы..."

Предмет:  Русский языкКласс: 2УМК: "Планета знаний"Учитель: Коробова Л.Д.Данный урок проводился в рамках внедрения ФГОС нового поколения, имеет личностно - ориентированную направленность. В консп...

Внеклассное мероприятие " Ежели вы вежливы.."

Внеклассное мероприятие среди 2 - х классов "Ежели вы вежливы", направленное на привитие детям потребности культурного поведения....

Презентация "Ежели вы вежливы"

Презентация к внеклассому мероприятию "Ежели вы вежливы" среди вторых классов....

Классный час "Ежели вы вежливы"

Цель мероприятия: формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим ....

Внеклассное мероприятие "Ежели, вы вежливы!"

Внеклассное мероприятие "Ежели, вы вежливы!"  Цели: научить детей пользоваться вежливыми словами; подвести детей к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляю...

Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."

Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....

Конспект занятия по РКД-1 класс " Ежели вы вежливы. Общение в домашней обстановке".

Конспект занятия затрагивает аспекты общения с близкими и друзьями, правилами вежливого сотрудничества, умения выйти из конфликтного общения в безопасное....