Конспект занятия «До весны не будить»
план-конспект занятия по окружающему миру (1, 2 класс)

Конспект внеурочного занятия в рамках курса внеурочной деятельности «Времена года» для учащихся 1-2 класса 

Цель: продолжить знакомство с изменениями в природе, познакомиться с календарём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_do_vesny_ne_budit.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «До весны не будить» в рамках курса внеурочной деятельности «Времена года» для учащихся 1-2 класса

Цель: продолжить знакомство с изменениями в природе,  познакомиться с календарём.

Задачи:

1.Образовательные:
•закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень;
•различать и называть существенные признаки времён года;
•закрепить знания о зимовке животных;
•познакомить с календарём, правилами работы с ним.
2.Развивающие:
•развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года;
•развивать графические навыки;
•развивать внимание, восприятие.
3.Воспитательные:
•воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютерная презентация, мультфильмы «Маша и медведь. До весны не будить», «Раз морозною зимой…», обучающий видеролик «Как и почему медведи спят зимой. Сосет ли медведь лапу? Зимовка медведей. Для детей», костюмы ёжика и зайца, отрывной и настенный календари, карточки названиями времен года и месяцев, цветные карандаши и трафареты деревьев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Отгадайте загадку:     Месяцы ходят по кругу,

                                        Не уступая  друг другу,

                                        Каждому - свой черёд.

                                        Вместе все месяцы -....  (Год)

– Год – это колесо с двенадцатью спицами – месяцами: промелькнут все двенадцать спиц, колесо сделает полный оборот – и опять мелькнет первая спица. А колесо уже не там – далеко укатилось.

- А вы знаете, как следить за временами года? Как не пропустить чей-то день рождения?

- Я вам подскажу. Посмотрите сценку:

2. Сценка «КАЛЕНДАРЬ» (по Н. Подлесовой)

Ежик. Ты зачем листья собираешь?

Заяц (считает желтые листья, собирая их с земли). Хочу из них календарь на зиму сделать.

Ежик. А зачем тебе календарь?

Заяц. Чтобы зима нас не обманывала. Лето быстро проходит, а зима всегда долго тянется. Буду отрывать от календаря каждый день по листку. А как сорву последний листок – пусть зима уходит из леса.

Ежик. А если она не послушается? Что ты тогда будешь делать?

Заяц. Как что? Пойду Медведя будить. Вылезет Медведь из берлоги – сразу зима убежит.

– Догадались, о каком помощнике я говорила? А у вас дома есть календарь?

3. Знакомство с историей появления календаря.

– А знаете ли вы, как появился календарь?

Слово «календарь» в переводе с латинского означает буквально следующее: «запись ссуд», «долговая книга». Дело в том, что в Древнем Риме должники выплачивали долги или проценты по ним в дни календ – в первые дни месяца. Отсюда и название. А вот у греков календ не было. Поэтому о закоренелых неплательщиках римляне иронично говорили, что они вернут дом в греческие календы, то есть неизвестно когда. Это выражение стало крылатым во многих языках мира. Ну а появился современный двенадцатимесячный календарь благодаря римскому императору Гаю Юлию Цезарю. До этого в ходу был календарь из десяти месяцев. В четырехлетнем цикле три года имеют по 365 дней, а четвертый 366 дней. Так удалось достичь соответствия календаря времени обращения Земли вокруг Солнца.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Форма календаря (месяцеслова) была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год.

Для каждого времени года выбираем свой цвет: для зимы – синий или голубой, как лед и снег под солнцем; для весны – зеленый, потому что все зеленеет и расцветает: для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие (вспоминаем выражение лето красное); для осени – желтый, как листья на деревьях.

Основу календаря составляли сезонные изменения в природе. В устном народном творчестве отразилось разное восприятие человеком времен года: осень – зима ассоциировались с засыпанием и заколдованным сном-смертью, а весна – лето – с возрождением и пробуждением. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов, зима – время мудрости и покоя.

4. Знакомство с древними славянскими названиями месяцев.

- Вы знаете названия месяцев? А какие месяцы относятся к зиме или к лету знаете?

- Сейчас мы поработаем с карточками и познакомимся с древними славянскими названиями знакомых нам месяцев. Попробуйте угадать, какое название на древнеславянском языке подходит к современным названиям.

Учащиеся выполняют задание.

5. Просмотр обучающих видеороликов.

- Кстати, а ведь наш ёжик собирался поторопить приход весны и разбудить медведя. Давайте посмотрим мультфильм, как медведя будили.

Просмотр м/ф «Маша и медведь. До весны не будить»

- А знаете, почему медведь на зиму впадает в спячку?

Просмотр м/ф к шуточной песенке про медведя «Раз морозною зимой…»

- Конечно же, это шуточная версия того, почему медведи впадают в спячку. А серьезно ответить на этот вопрос нам поможет следующий видеоролик.

Просмотр видеролика «Как и почему медведи спят зимой. Сосет ли медведь лапу? Зимовка медведей. Для детей».

6. Рисунок «Волшебное дерево»

- А теперь, когда мы с вами вспомнили все времена года, их особенности, предлагаю вам раскрасить волшебное дерево. Перед вами лежат заготовки деревьев и цветные карандаши. Давайте превратим эти деревья в волшебные! Изобразим на них сразу и весну, и лето, и зиму, и осень!

Выполнение учащимися задания.

 

7. Итог.

Выставка рисунков в классном уголке «Времена года».

– Что нового вы узнали? 

– О чем еще хотели бы узнать?

- Спасибо за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Будем добрее!"

Занятие для учащихся 1-2 классов, направлкнное на развитие навыков доброжелательного отношения в классном коллективе...

Конспект занятия "Будьте взаимно вежливы" (1-4кл)

Занятие знакомит с правилами вежливости и деликатности, воспитывает    уважение к людям и доброжелательное отношение друг к другу....

План-конспект занятия по квиллингу "Квиллинг. Будем знакомы"

На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде деко...

Методическая разработка Конспект занятия "Вестники весны"

     Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные о...

Конспект занятия внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» 1 класс. Тема: «Где мы будем играть?»

Конспект занятия внеурочной деятельности «Я – пешеход и пассажир» 1 класс Тема: «Где мы будем играть?»...

Конспект занятия математического кружка" Всезнайка" на тему: "Часы нас будят по утрам"

Расширение знаний  обучающихся о времени. Развивать умения ориентироваться  во времени ( час, минута), соотношении между ними, учимся определять время по часам.  Воспитывать уважение др...

Конспект занятия "Встреча весны"

Расширить и углубить знания и представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Расширить знания детей о весенних изменениях в природе. Развивать память, внимание, ...