Программа по внеурочной деятельности. Народные игры.
учебно-методический материал
Программа составлена для проведения кружка по знакомству с играми разных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю) в 1-4 класcах, предусмотренной учебным планом.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
- В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны: иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
Формы организации занятия: игра, защита проекта, праздники, викторина
Формы контроля : входная и итоговая диагностика; зачет, самооценка, взаимоконтроль, виды самоконтроля, выполнение нормативов. На каждом занятии контролировать частоту сердечных сокращений
Планируемые результаты обучения
Личностные УУД : -
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у младших школьников;
- научить анализу собственных действий и поступков;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности;
- привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций;
Познавательные УУД :
-проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию.
-учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
-учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности ;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Коммуникативные УУД :
проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.
Метапредметные УУД :
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Тематическое планирование
№ | Разделы | Количество часов | Теоретические | Практические |
1. | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 2 | 1 | 1 |
2. | Игры на свежем воздухе. | 3 | - | 3 |
3. | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 | 1 | |
4. | Игры-эстафеты. | 4 | - | 4 |
5. | Подвижные игры разных народов. | 9 | 1 | 8 |
6. | Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 4 | - | 4 |
7. | Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. | 4 | 1 | 3 |
8. | Зимние забавы | 5 | - | 5 |
9. | Итоговое занятие | 1 | 1 |
Основное содержание обучения
1 раздел (2часа)
- Основы знаний о народной подвижной игре.
- - Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- - Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
- Выработка правил.
- - Пятнашки.
- - Фанты.
- - Горелки.
- - Лапта.
- - Блуждающий мяч.
- 2 раздел (3 часа)
- Игры на свежем воздухе.
- - Русские народные игры. «Ловушка».
- - Групповые игры. «Охотник и сторож».
- - Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
- Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- - Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
- Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
- Игры-эстафеты.
- - Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- - Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- - Эстафеты с бегом и прыжками.
- - Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (4часа)
- Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- - Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- - Упражнения со скакалками.
- - Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- - Упражнения со скакалками.
6 раздел (5 часов)
- Зимние забавы
- -Зимой на воздухе. «Городки».
- - Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- - Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- - Эстафета на санках.
- - Лыжные гонки.
7 раздел (9 часов)
- Подвижные игры разных народов.
- -Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
- -Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
- -Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
- -Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
- -Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
- -Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
- -Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
8 раздел (4часа)
- Подвижные игры, основанные на элементах:
- - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- - легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- - лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- - спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
- 9 раздел (1 час)
- Итоговое занятие
- -Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
I | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 2 часа | |||
1 | Основы знаний о народной подвижной игре. Что такое народная игра? | 1 | 1 неделя сентября | ||
2 | Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры. | 1 | 2 неделя сентября | ||
II | Игры на свежем воздухе. | 3 часа | |||
3 | Русские народные игры. «Ловушка», «Охотник и сторож». | 1 | 3 неделя сентября | ||
4 | Групповые игры. «Карусель», «Совушка» | 1 | 4 неделя сентября | ||
5 | Русские народные игры | 1 | 1 неделя октября | ||
III | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 час. | |||
6 | Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть | 2 неделя октября | |||
IV | Игры-эстафеты. | 4 часа | |||
7 | Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». | 1 | 3 неделя октября | ||
8 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | 1 | 4 неделя октября | ||
9 | Эстафеты с бегом и прыжками | 1 | 1 неделя ноября | ||
10 | Эстафеты с преодолением препятствий | 1 | 2 неделя ноября | ||
V | Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. | 4 часа | |||
11 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | 1 | 3 неделя ноября | ||
12 | Упражнения со скакалками | 1 | 4 неделя ноября | ||
13 | Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), | 1 | 1 неделя декабря | ||
14 | Игры со скакалками. | 1 | 2 неделя декабря | ||
VI | Зимние забавы | 5 часов | |||
15 | Зимой на воздухе. «Городки». | 1 | 3 неделя декабря | ||
16 | Скатывание шаров. «Гонки снежных комов». | 1 | 4 неделя декабря | ||
17 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». | 1 | |||
18 | Эстафета на санках. | 1 | |||
19 | Лыжные гонки. | 1 | |||
VII | Подвижные игры разных народов. | 9 час. | |||
20 | Подвижные игры разных народов .Бурятская игра. | 1 | |||
21 | Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». | 1 | |||
22 | Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». | 1 | |||
23 | Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». | ||||
24 | Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | 1 | |||
25 | Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». | 1 | |||
26 | Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». | 1 | |||
27 | Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек». | 1 | |||
28 | Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | 1 | |||
VIII | Подвижные игры, основанные на элементах гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры. | 4часа | |||
29 | Игры на основе гимнастики и акробатики: «У медведя во бору», «Совушка». | 1 | |||
30 | Игры на основе легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву». | 1 | |||
31 | «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота». | 1 | |||
32 | «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки». | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 час | ||||
33 | Праздник здоровья и подвижной народной игры. | 1 | |||
ИТОГО | 33ч |
Литература
Для учителя:
1.Воронина Г.А. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007 г.
2.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, М.: Просвещение, 2011г.
3.Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2008 г.
4.Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение»,2005 г.
5.Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение»,2008 г.
6.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г.
7.Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
Для учащихся:
- Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 2005г.
- Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 2006 г.
- Семенов С. С. Городки.- М., 2005 г.
- Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/07/picture-405227-1412645591.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Народные игры" для учащихся 1-4 классов
"Играя-оздоравливать,играя-воспитывать,играя-развивать,играя обучать!"Предлагаемая программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/03/picture-488143-1627982622.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-968469-1509733015.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные игры", 34 ч
Для использования при планировании внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-670182-1585648669.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры" предназначена для учащихся начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-670182-1585648669.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры" предназначена для учащихся начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/18/picture-1502052-1702857970.jpg)
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности "Народные игры" 1-4 класс,"Финансовая грамотность"1-4 класс
Программы "Народные игры" и "Финансовая грамотность" разработаны в соответствии с ФГОС НОО для 1-4 классов....