Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов по социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья (1 класс)

Абдуллаева Арфиня Макаровна

 

В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей начальной школы накладывается большая ответственность, так как они должны уметь работать с детьми с ОВЗ разных категорий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и учителя начальных классов по социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей начальной школы накладывается большая ответственность, так как они должны уметь работать с детьми с ОВЗ разных категорий.

Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка с ОВЗ, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации школьников. Социализация-это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности коррекционной школы. Она решается при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей. Сложившаяся практика обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, а также уточнения их жизненной перспективы. Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного воспитания. В школах ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя начальных классов и воспитателя ГПД. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих педагогов. Именно первый учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет.

Учитель и воспитатель ГПД в школе должны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья. Одним из важнейших вопросов организации работы, как начальной школы, так старшей является взаимосвязь в работе воспитателя и учителя. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся. Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы; Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков класса и т.д.

Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.

Это совместная работа с родителями. Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.

Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету, режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки во время ГПД.

Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с

родителями учащихся.

Воспитатель ГПД или учитель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех целостного учебно-воспитательного процесса обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использовании всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованности всех учебно-воспитательных влияний, во взаимной поддержке, единстве требований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперопека как фактор нарушения социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, даются рекомендации для родителей по устранению нарушений воспитания....

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Эстетическое воспитание как один из факторов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья...

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".

В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...

Статья Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения

Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения....

учителя начальных классов, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

Для учителя начальных классов, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), существует ряд методических рекомендаций, которые помогут ему эффективно организовать обучение и воспи...