Рабочая программа "Азбука нравственности"
рабочая программа (3 класс)

Мандрыкина Оксана Сергеевна

Данная программа направлена на поддержку становление и развитие высоконравственного, творческого гражданина России. Обеспечивает реализацию одного из направлений духовно нравственного воспитания: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Разработана для детей с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti_18-19_.docx38.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа «Азбука нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию организуется начиная с 1 класса.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования, является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.

 Новизна программы в том, что она направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Программа «Азбука нравственности» реализуется воспитателем ГПД  в  сотрудничестве с родителями.

«Уроки нравственности» являются эмоциональными, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендую детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача воспитателя ГПД состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Азбука нравственности»   Программа составлена на основе  следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принципПринцип следования нравственному примеруСледование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

Принцип диалогического общенияВ формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями .

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

2.Планируемые результаты  освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Азбуки нравственности»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Азбука нравственности»

В результате изучения данного курса во втором классе классе обучающиеся получат возможность формирования  личностных результатов :

  1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право за другими.
  2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3.   Быть доброжелательными.

4. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

Метапредметные результаты:

  1. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
  2. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
  3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

 Познавательные универсальные действия

Обучающийся научиться:

1.Отличие понятий «этика» и «этикет»

2.Правила вежливости и красивых манер.

Коммуникативные универсальные действия

Обучающийся научиться:

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • использовать в общении правила вежливости.

Содержание курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности»

Содержание курса включает в себя следующие циклы:

1. Этика общения (10 ч). Речевой этикет. Вежливость и этикет. Что в нашем имени? Отношение к старшим. Отношение к учителю.

2. Я среди людей (10 ч). Я среди людей. Кто я и как я выгляжу? Я-личность. Я и мои роли. Плохо одному. Товарищи и друзья.

3. Добро и зло в сказках (7 ч). Добро и зло в сказках. Что за прелесть эти сказки! Сказка – волшебство, чудо и правда. Сказка – ложь, да в ней намек. Кто сочиняет сказки? Русские народные сказки.

4. Праздники в нашей жизни (7 ч). Праздники в жизни человека. Удовольствие в игре. Повторение и обобщение.

Тематическое планирование

п\п

Тема

Цикл

Кол-во часов

1.

Речевой этикет

Этика общения

1

2.

Вежливость и этикет.

Этика общения

1

3.

Отношение к старшим

Этика общения

1

4.

Что такое хорошо

Этика общения

1

5.

Товарищи и друзья

Я среди людей

1

6.

О дружбе.

Я среди людей

1

7.

В царстве Мойдодыра.

Я среди людей

1

8.

«Здравствуй!»

Этика общения

1

9.

Что в нашем имени

Этика общения

1

10.

Отношение к учителю

Этика общения

1

11.

В мире любимых сказок.

Добро и зло в сказках

1

12.

Учимся приходить на помощь..

Я среди людей

1

13.

Плохо одному

Я среди людей

1

14.

Русские  народные сказки

Добро и зло в сказках

1

15.

Учимся вежливости.

Этика общения

1

16.

Кто сочиняет сказки

Добро и зло в сказках

1

17.

Познакомьтесь: это Я!

Я среди людей

1

18.

Я - личность

Я среди людей

1

19.

Я и мои роли

Я среди людей

1

20.

Учимся быть добрыми.

Этика общения

1

21.

Я среди людей

Я среди людей

1

22.

Когда люди радуются.

Праздники в нашей жизни

1

23.

Праздники в жизни человека

Праздники в нашей жизни

1

24.

Семейные праздники

Праздники в нашей жизни

1

25.

Давай устроим праздник

Праздники в нашей жизни

1

26.

Удовольствие в игре

Праздники в нашей жизни

1

27.

Как я выгляжу

Я среди людей

1

28.

Приглашаем гостей.

Этика общения

1

29.

Добро и зло в сказках

Добро и зло в сказках

1

30.

Что за прелесть эти сказки

Добро и зло в сказках

1

31.

Сказка – волшебство, чудо и правда

Добро и зло в сказках

1

32.

Сказка – ложь, да в ней намек.

Добро и зло в сказках

1

33-34.

Повторение и обобщение

2

ИТОГО

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

    Тема

Дата   по  плану

Дата по факту

              Формируемые   БУД

1.

Речевой этикет.

3.09

   

Л- готовность ребенка к принятию роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Р – активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и одноклассников

2.

Вежливость и этикет.

10.09

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

П-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

3

Отношение к старшим

17.09

К - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); 

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

4

Что такое хорошо

24.09

К- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

Р- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

5

Товарищи и друзья

1.10

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

6

О дружбе.

8.10

К - обращаться за помощью и принимать помощь, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

7

В царстве Мойдодыра.

15.10

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

8

«Здравствуй!»

22.10

К- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

9

Что в нашем имени

5.11

К – сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

10

Отношение к учителю

12.11

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К – сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

11

В мире любимых сказок.

19.11

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

12

Учимся приходить на помощь.

26.11

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К- конструктивно взаимодействовать с людьми

13

Плохо одному

3.12

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

14

Русские народные сказки

10.12

Р-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

15

Учимся вежливости.

17.12

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

П-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

Л- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 

16

Кто сочиняет сказки

24.12

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

П – делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

17

Познакомьтесь: это Я!

14.01

Л- готовность ребенка к принятию роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

Л-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 

К - обращаться за помощью и принимать помощь

18

Я- личность

21.01

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

19

Я и мои роли

28.01

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

20

Учимся быть добрыми.

4.02

К- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. 

Л- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. 

21

Я среди людей

11.02

Л- готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе

К - обращаться за помощью и принимать помощь

22

Когда люди радуются.

18.02

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

23

Праздники в жизни человека

25.02

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

24

Семейные праздники

4.03

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

25

Давай устроим праздник

11.03

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

26

Удовольствие в игре

18.03

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

27

Как я выгляжу

1.04

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

28

Приглашаем гостей.

8.04

Л- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;  готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

29

Добро и зло в сказках

15.04

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

30

Что за прелесть - эти сказки!

22.04

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства

31

Сказка – волшебство, чудо и правда

29.04

Р- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

К- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

32

Сказка – ложь, да в ней намек

06.05

К- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства

33-34

Повторение. Обобщение.

13.05

20.05

Л-положительное отношение к окружающей действительности

Р- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

ИТОГО

34

Научно-методическое обеспечение программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности».

  1. А.Г. Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Интернет – ресурсы
  4. Мультимедийный фонд
  5. Э. Козлов «Азбука нравственности», ж-л «Воспитание школьника», 2007 г. № 1-9.
  6. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
  7. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное  общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
  8. Примерная программа внеурочной деятельности обучающихся начального образования.
  9. Устав ОУ
  10. Федеральный Государственный Образовательный  Стандарт ( стандарт второго поколения).
  11. В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности на примере углубленного изучения животных, окружающих нас в повседневной жизни»

Данная программа способствует повышению уровня учебной и воспитательной подготовки  учащихся  в начальной школе,  обеспечивая  развитие  нравственных  качеств  лично...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса

Пояснительная записка            Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на  34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа нравственно- экологическое воспитание "Экология души"

Пояснительная записка Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать во...