Опыт работы "Технология взаимодействия с семьями воспитанников - модель педагогического партнерства"
статья

Светлана Васильевна Назарчук

Статья содержит  анализ нормативно-правовых документов по проблеме необходимости конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, сформулированы задачи модели, принципы совместной работы, раскрыты направления модели педагогического партнерства. Перечислены конкретные мероприятия и формы сорудничества с семьями воспитанников ДОУ на конкретной возрастной группе. В конце стать имеется список используемой литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема   «Технология взаимодействия с семьями воспитанников – модель педагогического партнерства»

Неоспорим тот факт, что для обеспечение гармоничного полноценного развития личности ребенка необходимо единство и согласованность двух социальных институтов: семьи и дошкольной образовательной организации.  Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

29 декабря 1995 года Государственная дума утверждает Семейный кодекс РФ за

№ 223-ФЗ, в котором в разделе  4, главы 10,11,12 , статьи  с 47 по 79  прописаны  права и обязанностям  родителей и детей.

В соответствии с Федеральным  законом  «Об образовании в РФ» родители несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44, п.1). Однако современные родители часто испытывают трудности в воспитании ребенка, допускают типичные ошибки. Как показывает практика, педагоги  дошкольных организаций должны осуществлять взаимодействие с родителями с целью их систематического просвещения и формирования педагогической компетентности.  

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  проблема сотрудничества образовательной организации с семьей является  актуальной.  Сегодня сам воспитатель должен уметь «выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения». Так прописано в Приказе министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог».

Грамотное выстраивание отношений между ДОО и семьей позволит добиться максимальной пользы для эмоционального, физического и социального благополучия ребенка на ступени раннего и дошкольного детства.

Поэтому возникла необходимость  выстроить   модель педагогического партнерства ДОУ и семьи  с целью обеспечения  эмоционального, физического и социального благополучия ребенка:

  • Эмоциональное благополучие – это результат процесса гармонизации детско-родительских отношений.
  • Физическое благополучие - результат приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи.
  • Социальное благополучие – это социально- нравственное развитие ребенка и обеспечение безопасности его жизнедеятельности.

Данная модель предложена Прищепой С.С. – это книга входит в учебно-методический комплект  комплексной программой «От рождения до школы», по которой наш детский сад и работает.

Чтобы модель педагогического партнерства с  семьями  была бы эффективной, в ее основу заложены две группы принципов:

  1. общие принципы партнерства детского сада и семьи;
  2. принципы, используемые при планировании и организации взаимодействия с семьей. В полном объеме расшифровка принципов  представлена на слайде.

К первой группе принципов относятся:

  • принцип сотрудничества (общение на «равных», доверительное отношение, безоценочный стиль отношений);
  • принцип открытости (свободный доступ родителей в детский сад с целью ознакомления с деятельностью ребенка в условиях ДОУ, вовлечение родителей в педагогический процесс);
  • принцип согласованного взаимодействия (возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания);
  • принцип вариативности содержания, форм и методов образования родителей.

Ко второй группе принципов относятся:

  • принцип систематичности и последовательности (совместные формы работы педагогов с родителями планируются и организуются в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду);
  • принцип активности (участие коллектива ДОУ и родителей  в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей, личная заинтересованность родителей);
  • принцип сознательности (осознание общих целей, интересов и форм взаимного сотрудничества, способствующих развитию гармоничного и здорового ребенка);
  • принцип актуальности (ориентация на актуальные проблемы, влияющие на укрепление здоровья детей, учет запросов и пожеланий родителей);
  • принцип индивидуального подхода (индивидуальный подход к каждому ребенку и семье, учитывающий интересы и способности ребенка, структурные и психологические особенности каждой семьи).

Цель нашей технологии: создание модели педагогического партнерства семьи и ДОУ в обеспечении эмоционального, физического и социального благополучия ребенка.

Поставленная цель решается через следующие  задачи :

  • совершенствовать совместную работу по  обогащению развивающей предметно-пространственной среды,;
  • создать в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • •привлечь  семьи  воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе и  области через включение их в конкурсное движение.

Исходя  из  задач  были выбраны три направления партнерства:

  1. «Совершенствуем развивающую предметно-пространственную среду вместе»
  2. «Развиваем конструктивное взаимодействие с семьями  путем  совместных мероприятий, охватывая    пять образовательных  областей»
  3. «Раскрываем и развиваем творческие способности семей воспитанников через участие в конкурсном движении на разных уровнях»

Цель  первого  направления  –  это создание комфортных развивающих условий  в виде пространственной предметной среды, а именно внешней  – территории ДОУ, а также внутренней – группы для обеспечения эмоционального и физического благополучия детей.

Я организую следующие мероприятия:

- родители  изготавливают  пособия, игры, оборудование, которые способствуют самореализации ребёнка в разных видах деятельности: бизиборды, лэтбуки, макеты, игровые модули, физкультурный инвентарь.

- Привлекаю к совместным с родителями трудовым акциям на участке и в группе: весенние и осенние субботники, в мае – подготовка участка к летнему оздоровительному периоду; генеральная уборка в группе перед началом учебного года. В мае 2019 года наша группа заняла третье место в экологической акции ДОУ «Сдай макулатуру – сохрани дерево!»

Цель второго направления «Совместные мероприятия» – развитие  конструктивного  взаимодействия  для гармонизации детско-родительских отношений, для приобщения ребенка к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи, для обеспечения социально – нравственного  развития  ребенка.

Я предлагаю следующие формы взаимодействия:

это тематические выставки – творческие и фотовыставки; это выпуск фотогазет; это совместные традиционные праздники, на которых и родители,  и дети активные участники, и мамы и папы вместе со своим ребенком весь праздник играет, соревнуется, поет; это участие в проектной деятельности; это мастер-классы по изготовлению разных поделок и коллективных творческих работ; это просвещение родителей через газету «Лучик»;  это взаимодействие с социумом.

Три раза в год – декада пожилого человека, декада инвалидов и накануне Дня Победы наши дети выступают с поздравительными концертами. Без родителей это невозможно – они обеспечивают доставку своих детей в санаторий, помогают в изготовлении костюмов. Своим активным участием обеспечивают связь поколений.

В детском  саду есть Мини-музей ДОУ «Наш  любимый  город». Для его пополнения мои родители вместе с детьми дома делали макеты известных архитектурных зданий, собирали тематические папки с информацией краеведческого характера, приносили фотографии, где они с семьями бывали  в городе.

Наш педагог-психолог и инструктор по физической культуре нашего сада организуют с нашими семьями физкультурно-оздоровительные развлечения ко Дню Матери, к Новому году, на Масленицу,  ко Дню семьи в форме детско-родительского клуба «Подсолнух» как в ДОУ, так и на дворовых территориях. В детском саду мы объединяем мам и пап, бабушек и дедушек, сестер и братьев наших воспитанников в один  интересный, полезный досуг по интересам. Все танцуют, соревнуются, играют в подвижные игры, общаются – так все члены одной дружной семьи лучше узнают друг друга.

Все мероприятия с родителями позволяют решать образовательные задачи пяти образовательных областей.

Цель третьего направления «Конкурсное движение» : раскрытие  потенциала семей, транслирование достижений  – творческих, спортивных, познавательных, а также  распространение  лучшего опыта семейного воспитания.  

  1. Городской конкурс «Театральные таланты»
  2. Городской творческий конкурс «Мурзилки»
  3. Городской фестиваль семейного творчества «Крепка семья- крепка Россия», номинация «Растим чемпионов»
  4. Всероссийская акция «Лыжня России»
  5. Городская физкультурно-оздоровительная акция к Всемирному дню матери «вода +движение = здоровое поколение»
  6. Городские творческие выставки- конкурсы «Осенний калейдоскоп», «Зимушка – зима», «Весенние фантазии», «Пасха Красная»
  7. Городской конкурс рукотворной книги.
  8. Городские фестивали:  «Солнышко в ладошке», «Пасхальный колокольчик»
  9. Областной творческий конкурс «Азбука безопасности»
  10.  Городской спортивный фестиваль «Сильные, смелые, ловкие».
  11.  Городские родительские чтения  «Как любить ребенка».

Цель: способствовать распростанению позитивного семейного опыта на муниципальном уровне.

Очень важно не только выстроить, но и сохранить на протяжении четырех лет крепкие  доброжелательные  партнерские  взаимоотношения с родителями наших воспитанников. Для грамотного взаимодействия  я использую следующую методическую литературу:

Основная книга – это  «Партнерство дошкольной организации и семьи», под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян, М., «Мозаика – Синтез», 2016.

Дополнительная:

  1. «Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников»/ под ред. С.С. Прищепы, и  Т.С. Шатверян, М., ТЦ «Сфера», 2013.
  2.  «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»/ автор-составитель Н.М. Сертакова,  Волгоград, «Учитель»,2015.
  3.  «Взаимодействие с родителями в детском саду», М., «Айрис-Пресс», 2009. Автор Прохорова Г.А
  4. «Родительские собрания  в условиях перехода к ФГОС»/ авторы-составители А.Я. Ветохина, Л.Ю. Крылова и др., Волгоград, «Учитель», 2016

Называть не надо:

1. «От рождения до школы» основная образовательная программа дошкольного образования, под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., «Мозаика – Синтез», 2016..

2.  Федеральный закон «Об образовании в РФ». – Москва: Проспект, 2013.

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме:"Досуг , как форма взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной группе"

Презентация посвящена досуговой деятельности. В ней раскрыты основные формы работы с родителями, виды культурно-досуговой деятельности, а также классификация  развлечений....

План взаимодействия с семьями воспитанников в младшей группе на учебный год

План содержит цель. Все мероприятия расписаны по месяцам ( с сентября по май). Каждая форма работы имеет свою цель. План предлагает разнообразные формы взаимодействия: творческие выставки, творческите...

План работы воспитателя младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г. «Детский сад + семья»

План работы воспитателя  младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г.«Детский сад + семья»...

Обновление подходов к содержанию и организации взаимодействия ДОО и семьи на основе социального партнерства

Современная модель социального партнерства ДОО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собст...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В данной статье предлагается авторская структурно-функциональная модель взаимодействия педагогов начальных классов  образовательного  учреждения  с  родителями.Ключевые ...