Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО
материал ( класс) на тему

Чудинова Ирина Аркадьевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС»

Чудинова Ирина Аркадьевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №8»

Свое выступление хочу начать со слов Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех».

Именно эти слова лежат в основе моей педагогической деятельности, они мотивируют меня на выстраивания конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. И не случайно сегодня я транслирую опыт работы по теме: «Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

В ФГОС  ДО говорится,  что  работа  с  родителями  должна  иметь  дифференцированный подход,  учитывать  родительские  запросы  и  степень заинтересованности  родителей  деятельностью  ДОУ.  Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех  «заинтересованных  субъектов»  взрослого  сообщества.  

Это станет возможно, если изменяться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до сотрудничества и партнерства».

Взаимодействие с семьями воспитанников выстраиваю  по 4 направлениям. Эти направления одинаково важны.  

1-е направление -  «Знакомство с семьей» - на данном этапе работы ставлю перед собой следующую цель: изучение особенности семей воспитанников, установление контактов с семьями.

Для реализации данной цели использую следующие формы работы:

*проведение анкетирования среди родителей по темам:

-готовность ребенка к поступлению в дошкольное учреждение;

-особенности индивидуального развития и воспитания ребенка в семье;

-изучение запросов родителей и мнения о степени удовлетворенностью работы  ДОУ.

Ежегодно двери нашего учреждения открыты для детей, непосещающих ДОУ. Мы тесно сотрудничаем  со Школой развития личности, где мы в интересной форме развиваем детей, объединяя усилия родителей и педагогов, создавая единое образовательное пространство. На этом этапе происходит знакомство всех участников образовательного процесса.

2-е направление  - «Семейная гостиная» 

  Семейная гостиная  реализует   следующие задачи:

-Познакомить  родителей с научной психолого- педагогической литературой.

-Донести до родителей, что право и обязанности воспитания их детей принадлежат им самим;

-Воспитать у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости;

-Обучить родителей общению с детьми, разумному выстраиванию отношений с ними.

Родители не всегда обладают должным уровнем педагогических знаний. Одни считают, что прочитанной популярной книги достаточно для правильного воспитания детей, другие осознают, что педагогикой не владеют, но спросить у воспитателя совета  стесняются или  не хотят.

Это можно достигнуть через традиционные и нетрадиционные формы работы.

Традиционные  формы работы

Инновационные  формы работы

Консультации

Презентации семьи  

Дни  открытых дверей

Работа клуба по интересам «АВБВГДейка»

Родительские собрания

Ярмарка КОПов

Семинары - практикумы

Открытая группа в контакте

Наглядная информация

Вайбер

Мастер- класс

Творческая мастерская

Более подробно хочу остановиться на использовании в своей практике инновационных форм работы: это работа в открытой группы «ВКонтакте». Открытая группа – это страничка «ВКонтакте» средней «А» группы «Непоседы». Именно здесь мы размещаем и систематически пополняем материалы по НОД, слова и минусовки песен, которые мы разучиваем с детьми, отражены в рубрике «Пойте вместе с нами»,  объявления, папки – передвижки, рекомендации по развитию детей дошкольного возраста, на страничке имеется рублика «Советы узких специалистов». В разделе «Игротека» включается множество занимательных и увлекательных заданий, направленных на развитие детей.  В разделе «Обратная связь»  активно обсуждаются актуальные вопросы, которые возникают  у родителей. С сентября 2015 года  страничка пополнилась новыми разделами: «Нормативно-правовая база», «Напоминалка», «Конкурсное движение», «Дискуссионный клуб».

Следующая эффективная форма работы  - клуб по интересам «АБВГДейка». Основной целью клуба является осуществление полноценного развития каждого ребёнка через  вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. В рамках клуба проходят мастер-классы, где родители являются активными участниками, рассказывают о семейном опыте воспитания ребенка, проходит каждая встреча в домашней дружеской обстановке, где родители могут взять на себя роль , как педагога, так и ребёнка.    После  каждой встречи родители получают буклеты с практическим материалом и интересным домашним заданием.

Внедряем новую форму работы  ярмарка краткосрочных образовательных практик.  В этом году,  где я со своими коллегами презентовала КОПы для детей и их родителей. Основной целью мероприятия являлось совместное принятие решения родителя и ребенка по выбору КОП. Реализуя программу КОП «Бисероплетение»,  я добилась хороших результатов у детей, и замечательные отзывы со стороны родителей.

Регулярное проведение данных форм работы позволило добиться следующих результатов:

  • У родителей сформировано представление о  многообразии форм, методов, приемов работы с детьми;
  • Родители заинтересованы   проблемами воспитания;
  •  У родителей вызвано доверие  тому, что происходит в группе.

 

3-е направление - «Наглядно-информационная работа».

Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство через наглядно-информационные формы в разнообразные виды деятельности.

В приемной группы имеется информационный стенд, на котором размещена информация, представленная по разделам: «Визитка группы», «Чем живет группа», «О наших детях», «Объявления», «Наши достижения», «Стена творчества», «Уголок именинника», «СМС-почта». Более подробно хочу рассказать о работе СМС – почты. Родители могут написать записку, с вопросами касающихся воспитания ребенка. Основная идея в том, что в связи с занятостью, родители могут задать вопрос в письменной форме и указать время, когда они могут связаться  с педагогами, чтобы получить ответь на интересующий их вопрос. Достоинство почты в том, что у педагога есть время, чтобы подготовить более полный ответ на заданный вопрос.

  В группе создано портфолио группы «Непоседы» - где родители могут познакомиться с жизнью ребенка в детском саду. Это дает возможность родителям  быть в курсе дел и видеть достижение и развитие ребёнка.

4-е направление  -  Совместное  творчество родителей и детей

Я выстраиваю свою работу так, чтобы  родители не превращались в сторонних наблюдателей, а были активными участниками образовательного процесса.

Я  вовлекаю  родителей в совместное творчество посредством:

  • Проведение совместных праздников и развлечений – семейное ШОУ, форму «Большая перемена или будний вечер; Минута Славы, День Самоуправления, Вечер встречи выпускников, «Вот стали мы на год взрослее»;
  • Участие в совместных конкурсах, выставках- родители являются участниками конкурсного движения на разных уровнях  - семья Пинаевых и Елоховых победители  в российском конкурсе презентаций «Наша семья»; в рамках III районной Декады Семьи семья Лепиных заняла 2 место; семья Бычковых и Пинаевых- лауреаты  районного конкурса коллажей «Познакомьтесь - это Я»; семья Колчановых – победитель районного конкурса «Пожарная тревога».
  • Организация экскурсий, походов, целевых прогулок - на конный двор, в музей ложки - г. Нытва, краеведческий музей г. Очер, п. Сива, на трикотажную фабрику, ЗПИ, в пожарную часть и др.
  • Участие в проектной деятельности: проекты «В звуки с играми играем, лучше их запоминаем», «Как прекрасен, этот мир», «Цветочек, наш дружочек», «Родители «ВКонтакте», «Научи меня играть».

В этом учебном году впервые в рамках ДОУ организован конкурс «Лучший родительский комитет», где наши родители принимают активное участие в номинации «Совместные мероприятия с детьми». Создана карта  активности для родителей, где педагоги фиксируют участие родителей в разных мероприятиях, это   побуждает родителей к более плодотворной и активной деятельности.

  Самых активных родителей в конце учебного года мы приглашаем на торжественный прием у заведующей», где Л.В.Кузнецова вручает каждому благодарственное письмо за тесное сотрудничество и активное участие с ДОУ.

  «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В.А.Сухомлинский)            

 

Список литературы:

  • Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу», Санкт – Петербург, ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2012
  • Андреева H.A., Пономарева Л. И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. — Курган, 2004.-64 с.
  • Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада— М. : Просвещение, 1989.— 192 с.
  • Москалюк О. В., Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями, Волгоград, 2010
  • Программа  «Детство»,   В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др., Санкт –Петербург, ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2014
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации           от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении   Федерального                      государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада (Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.) / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Просвещение, 1989.— 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме:"Досуг , как форма взаимодействия с семьями воспитанников в подготовительной группе"

Презентация посвящена досуговой деятельности. В ней раскрыты основные формы работы с родителями, виды культурно-досуговой деятельности, а также классификация  развлечений....

План взаимодействия с семьями воспитанников в младшей группе на учебный год

План содержит цель. Все мероприятия расписаны по месяцам ( с сентября по май). Каждая форма работы имеет свою цель. План предлагает разнообразные формы взаимодействия: творческие выставки, творческите...

Опыт работы "Технология взаимодействия с семьями воспитанников - модель педагогического партнерства"

Статья содержит  анализ нормативно-правовых документов по проблеме необходимости конструктивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, сформулированы задачи модели, принципы совместной рабо...

План работы воспитателя младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г. «Детский сад + семья»

План работы воспитателя  младшей группы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019г.«Детский сад + семья»...