Статья на тему"Подборка нравственно – этических игр, как вспомогательное пособие учителю по формированию нравственного развития и воспитания школьников"
статья

 Статья : Цикл игр на тему " Учись быть тепрпеливым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.odt34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка нравственно – этических игр, как вспомогательное пособие учителю по формированию нравственного развития и воспитания школьников

Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»

Игра «Уважая себя, уважай других»

Цель: развивать толерантное отношение к другим людям.

Задачи: формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам, формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других; организовать условия для получения позитивного опыта толерантного взаимодействия.

Методическое оснащение: рассказ В.Осеевой «Просто старушка», чтение его по ролям и инсценирование.

Примерное содержание

Вводная часть

Учитель: Вы слышали, наверное, такое выражение: «Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими так  же». Как вы понимаете его смысл? В чём секрет таких отношений? Почему многие люди придерживаются в отношениях с другими такого принципа: «Я не буду делать в отношении других то, что не позволил бы в отношении себя»?

(Проводится совместное обсуждение ответов.)

Основная часть

(Дети прослушивают рассказ В.Осеевой «Просто старушка» и разыгрывают его фрагмент по ролям).

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! -  крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет.

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

(После этого предлагается другой вариант инсценирования с изменением условия: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. Третий вариант предлагает после этого ситуацию, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.)

Заключительная часть

(Совместно обсуждается проблема, в каких случаях следует оказывать поддержку и как ему принимать помощь других.)

Игра «Все люди разные»

Цель: показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного общения.

Задачи: формировать способность считаться  с различиями между людьми, развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей; прививать ценностное отношение к иному.

Оснащение: листы бумаги, карандаши, ножницы.

Примерное содержание

Вводная часть

Учитель предлагает детям поприветствовать друг друга, а затем выполнить упражнение: встать в круг и передавать друг другу мяч, и называть присущие каждому из них качества. Учитель эти качества записывает на доске. По окончании упражнения учитель побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.

Основная часть

Для этой игры  понадобится цветик-семицветик с открепляющимися лепестками. Каждый ребёнок, сорвав лепесток,  немного рассказывает о себе и своей семье. Далее учитель разбивает класс на подгруппы по 5 человек, раздаёт каждому лист бумаги и карандаш. Каждый из учащихся должен обвести свою руку на листе бумаги и на получившейся ладошке написать своё имя. Учащиеся в группе, по очереди меняясь листочком,  на одном из пальчиков рисунка пишут добрые пожелания друг-другу или описывают положительные,  привлекательные качества  друг друга (например:  ты отзывчивый, ты хороший друг, мне нравятся твои рисунки и т.д.).

Одним из вариантов игры могут стать высказанные добрые пожелания в адрес других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, больные дети, социальные сироты и т. д.).

Заключительная часть

В совместной беседе с одноклассниками закрепляются представления о том, что все люди разные. Учитель предлагает провести аукцион идей «Хорошо, что люди разные, потому что…».

Игра «Я и другие»

Цель: развить умения выражать своё положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.

Задачи: формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения.

Примерное содержание

Вводная часть

Участники игр становятся в круг и по очереди каждый своему соседу говорят комплимент. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ на комплимент участник игры произносит: «Спасибо!», - и затем подкрепляет хорошее мнение о себе ещё одной похвалой в свой адрес: «А ещё я думаю, что я…».

Основная часть

Участникам игры ведущий предлагает надеть волшебные очки и в них разглядеть хорошее, доброе в поступках  качествах людей. Ведущий показывает жестами, как надеть очки и как в них смотреть, называя хорошие поступки  качества участников игры. Важно, чтобы участники игры выступили в обеих ролях: смотрящих  рассматриваемых, а по окончании игры поделились своими чувствами. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза через очки можно увидеть всё больше и больше хорошего.

Заключительная часть

Проводится совместное обсуждение ситуаций, в которых общаться было приятно или неприятно. Разбирается почему. Связано ли это с тем, что вас не поняли.

Игра «Мы в конфликтах»

Цель: развивать навыки коструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Задачи: развивать умение распознать, предвидеть и предупреждать конфликтную ситуацию; формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; отрабатывать навыки конструктивного разрешения конфликта.

Примерное содержание

Вводная часть

Двое участников игры сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной  друг к  другу и притопывают одной ногой, руки держат на поясе или за спиной. Ведущий хлопает в ладоши. Играющие меняют своё положение (поворачиваются лицом  друг другу) и выражение лица (улыбаются), берут друг друга за руки и весело кружатся в танце, а конце его обнимаются. Все эти жесты, движения, выражения лица показывают, что дети помирились. Игра выполняется под музыку.

Основная часть

Ведущий задаёт играющим такие вопросы:

  1. Можно ли прожить вообще без конфликтов? Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?
  2. Как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам неприятное? Как реагируете на такие негативные слова?
  3. В каких случаях вы сами говорите другим людям неприятные слова? Думаете  ли в этот момент о том, что вы произносите?
  4. Почему люди говорят друг другу гадости?
  5. Как вы себя чувствуете когда вам говорят что-нибудь приятное? Как вы реагируете на это?
  6. В каких ситуациях вы сами говорите другим людям приятное? Как вы себя при этом чувствуете?
  7. Что легче:  сказать другому гадость или что-нибудь приятное? Почему?
  8. Как можно выходить из конфликтных ситуаций?

Заключительная часть

Участники игры придумывают и хором проговаривают способы мирного решения конфликтов.

Игра «О дружбе и товарищах»

Цель: развивать представления о товариществе и дружбе, и умения их поддерживать.

Задачи: формировать умения равноправного взаимодействия; развивать социальные эмоции сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам; формировать представления о товариществе и дружбе.

Примерное содержание

Вводная часть

Участники игры делятся на  две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению,. А затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.

Основная часть

Ведущий предлагает детям нарисовать друг друга. Участники имеют право, выполнить портрет своих друзей как в их реальном виде, так и в аллегорическом – в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания играющие обсуждают рисунки и отвечают на вопросы ведущего:  кто здесь нарисован? Почему именно в таком виде?

Заключительная часть

В заключение дети обговаривают некоторые приёмы и правила, которые они оформляют в виде плаката «Правила дружбы».

Правила дружбы

  • Предлагай помощь товарищу. Если товарищ попал в беду,  помоги ему, чем можешь.
  • Если умеешь что-то делать сам – научи и его.
  • Искренне радуйся успехам товарища.
  • Настоящий друг всегда готов отдать самое лучшее товарищу.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое
  • Умей порадоваться успехам товарища.
  • Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
  • Дружи с товарищем,  не требуя  ничего взамен.  

Собранные правила помогут общению ребят, чтобы оно протекало без ссор и конфликтов.

Игра «Культура разных народов»

Цель: воспитывать готовность воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.

Задачи: развивать готовность готовность воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений; изучать особенности ценностных ориентиров традиционной народной культуры; воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.

Методическое оснащение: набор иллюстраций с изображением представителей разных народов, национальной одежды, пословицы и поговорки разных народов России.

Примерное содержание

Вводная часть

Цель: актуализация представления о традициях разных народов России.

Учитель. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Традиции народов живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях сохраняются особенности быта, взаимоотношений, кухни, культуры, которые раскрывают своеобразие каждого народа.

Основная часть

Учитель проводит конкурс пословиц и поговорок разных народов. Он задаёт вопросы: О чём свидетельствуют пословицы и поговорки? О каких национальных особенностях можно узнать из пословиц и поговорок? Согласны ли вы, что различия детей разных национальностей проявляются не только в языке, но и в костюмах, предметах быта, праздниках, танцах, фольклоре, кухне и т.д.?

Учитель. Костюм -  важный элемент народной культуры. О чём могут рассказать народные костюмы? Почему люди их бережно хранят и передают  следующим поколениям? Давайте организуем выставку «Народный костюм».

(Участникам игры предлагается выполнить рисунки народного костюма и дополнить рассказом об основных его элементах. На фоне выставки проводятся игры разных народов России.)

Учитель. Праздники у разных народов проводятся по своему.  Что особенного в праздновании нового года (например, в России, Финляндии и т.д.)? Каким образом  влияют национальные особенности на общение людей? Как должны относиться люди разных национальностей друг к другу?

Заключительная часть

Учитель предлагает провести аукцион идей «Что поможет людям различных народностей жить в мире?»

Игра «Правила этикета»

Цель: расширять представления об особенностях быта, обычаев и традиций в разных культурах, их социальных особенностях.

Задачи: расширять представления о правилах этикета разных социальных групп людей; прививать навыки светского поведения.

Методическое оснащение: плакат с правилами светского этикета разных стран.

Примерное содержание

Вводная часть

Учитель. Что такое правила поведения? Как возникли правила поведения людей? Как называются эти правила?

Одинаковые ли правила поведения в различных кругах общества, среди людей разных национальностей Среди школьников, учителей, банкиров, дипломантов  и т.д.?

Этикет – свод правил поведения в культуре каждого народа. Существуют разные виды этикета. Например, европейский этикет отличается от китайского или японского.

Основная часть

Учитель.  Сегодня стало очень популярным словосочетание «светский этикет». Правила светского этикета просты, их не надо специально учить (предлагается вниманию плакат  с правилами светского поведения). Нужно усвоить, что вы не единственный человек на свете, есть и другие люди, не меньше, чем вы, заслуживающие внимания и уважения.

(Учитель предлагает разыграть ситуации: «К тебе пришли гости», «За праздничным столом», «В транспорте», «На уроке», «В музее», «В театре».

Проводится анализ того, что чувствовали дети при выполнении заданий, просмотр слайдов  с правилами этикетов разных  народов.)

Заключительная часть

Вежливость  -  умение вести себя так, чтобы другим ыло комфортно с тобой.

Правила вежливости.

  • Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и во сколько вернёшься.
  • Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

После  обсуждения учитель предлагает рассмотреть приемы, помогающие развить в себе вежливость.

Игра «Коллективный рисунок «Я - мир»

Цель: закрепить умения эффективного позитивного взаимодействия с миром.

Задачи: расширить представления о способах выражения своих чувств; закрепить умения сотрудничества и коллективного творчества.

 Методическое оснащение:  листы  ватмана, краски, фломастеры, карандаши.

Примерное содержание

Вводная часть

Учитель. Заканчиваются наши занятия. За это время мы лучше узнали себя и другого, путешествовали в прошлое и будущее, пытались понять, что есть «Я» и что такое «Мир вокруг меня».

        Сегодня мы подведём итог тому, что делали.

(На столе раскладываются листы ватмана (склеиваются). Детям предлагается встать вокруг, положить руки на плечи друг друга, закрыть глаза и почувствовать другого. После настроя все молча начинают рисовать коллективный рисунок «Я - мир». После завершения рисунка и его обсуждения подводится итог.


Игра «Палочка-выручалочка»


Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

Игра «Щедрые подарки»


Цель: формировать способность к восприятию добра, справедливости и щедрости.
Один ребенок  - Фея Щедрости. Остальные дети получают разные буквы и запоминают их. Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают. «Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила. Например, тому, у кого буква З, она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила»



Игра «Только хорошее»


Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.


Игра «Любимое качество»


Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.
Попросить детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. 
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества. 
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.



 Игра «Круг честности»


Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом под веселую музыку, вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.


1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

3. Пять  орешков.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д

5. Пасхальный кулич

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы

Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы....

Формирование нравственно-этической ориентации у младших школьников

Формирование нравственно-этической ориентации у младшего школьника...

Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)

laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования  нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...

Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность

В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны.   В статье описывется роль учителя в формиро...

«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"

Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников  через внеурочную деятельность"...