Формирование нравственно-этической ориентации у младших школьников
методическая разработка (2 класс)

Чеберякова Татьяна Александровна

Формирование нравственно-этической ориентации у младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов,  Чеберякова Т.А.

МОУ СШ 27

Формирование у младшего школьника нравственно-этической ориентации

На современном этапе развития начального образования происходят значительные изменения, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, что обусловливает формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Формируя нравственно-этическую ориентацию, следует также учитывать особенности влияния сверстника и взрослого на присвоение младшими школьниками моральных норм. Изучив теоретические вопросы, по формированию у младших школьников нравственно-этической ориентации, я провела опытно-экспериментальную работу.

Цель данной  работы - выявление наиболее эффективных средств формирования у младших школьников нравственно-этической ориентации в образовательном процессе.

В исследовании приняли участие  учащиеся 3 класса.

Мною были подобраны методики,  направленные на исследование нравственно-этической ориентации младших школьников:

  1. Анкета «Оцени Поступок» в модификации Е.А.  Кургановой и О.А.  Карабановой
  2. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже)

После проведения количественного и качественного анализа данных методик, я перешла к исследованию по формировании  у детей нравственно-этической ориентации в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.

Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения. 

Исходя из этого можно сделать вывод:

 Наиболее  подходящей  дисциплиной  для  формирования  нравственно-этической ориентации  является  литературное  чтение.

К главным  направлениям  учебного  предмета  «Литературного  чтения»  относятся следующие: 

- формирование  навыков  правильного,  выразительного  и  сознательного  чтения,  чтение  вслух  и  про  себя, что  позволит  развить  коммуникативно-речевые  умения; 

- приобщение  к  чтению  художественной  литературы,  ее  нравственно-духовным  и  эстетическим  ценностям, поэтому  у  младших  школьников  будет  формироваться  нравственно-эстетическое  отношение  к  людям  и  окружающему  миру;

- формирование  у  начинающего  читателя  интереса  к  книге,  к  истории  ее  создания, что способствует  расширению  кругозора младших школьников.

 В связи с этим основную работу по формированию нравственно-этической ориентации младших школьников проводились  именно на уроках литературного чтения. При этом нравственно-этическая ориентация формировалась  на  уроках  через  прослеживание  «судьбы  героя»,  на  основе  сравнения  себя  с  героями  литературных  произведений,  знакомство  с историей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы

Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы....

Организационно - педагогическое сопровождение формирования нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации (магистерская диссертация)

laquo;Организационно - педагогическое сопровождение формирования  нравственно-этических норм у младших школьников в образовательной организации». Объект исследования: образовательный ...

Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...