План работы с родителями.
методическая разработка

Санчило Иллона Владимировна

План работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_roditelyami.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с родителями

Учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №34»г. Нижневартовска

Огромное значение  в построении воспитательной работы является взаимодействие классного руководителя  с родителями школьника.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. Наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Ни для кого не секрет, что выражение «трудный ребенок» появляется в начальной школе вовсе не из-за так называемой трудности самого ребенка, а из-за противоречий во взглядах на воспитание маленького человека у родителей между собой и между родителями и учителями. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями. В этом процессе роль классного руководителя очень важна! Ведь смысл педагогического взаимодействия семьи и школы заключается в создании условий для нормальной жизни ребёнка – комфортной, радостной и, конечно, счастливой. Также мы знаем, что результат обучения и воспитания детей будет тогда на высоком уровне, когда будет единство 3 звеньев: учитель, родитель и ребёнок. Если 1 звено выпадает, то результата не будет. Недаром В.А. Сухомлинский сказал: «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

 

Существуют такие формы взаимодействия учителя и родителей:

Индивидуальные:

1. Посещение на дому.

2. Приглашение в школу.

3. Индивидуальные консультации педагога.

4. Переписка.

 

  1. Посещение семьи на дому.
  1. Жилищные условия(сентябрь)
  2. Взаимоотношения с детьми (январь)
  3. Досуг детей (март)

Посещая учащихся с ОВЗ и детей, которые вызывают у меня тревогу на дому, выясняю условия семейного воспитания. Информация о микроклимате и взаимоотношении  в семье, об особенностях отношения к ребенку в семье, об ориентации родителей в вопросах воспитания. Меня интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи.

2.Приглашение в школу.

Родителей приглашаю в школу на тематические праздники: «День Матери», «Встреча Нового года!», «День Защитника Отечества», «8 марта», открытые уроки для родителей, когда надо поделиться радостной новостью, например, участие ребенка в проектных и исследовательских работах.  Не приглашаю родителей для сообщения негативной информации о ребенке, эта информация вызываете плохое отношение к школе.

                 

 Индивидуальные консультации педагога.

  •  Помощь ребенку при выполнении домашнего задания
  • Поощрение в семье
  • Как развивать желание  учиться
  • Чтение книг  в вашем доме

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с родителями. Консультации проводятся для того, чтобы помочь родителям как в учебном процессе, так и в вопросах  воспитания. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. При индивидуальных беседах, родители доверяют мне информацию о ребенке, которая в дальнейшем помогает для профессиональной деятельности.

 4. Переписка (Viber) Переписка очень удобна для родителей, которые не имеют возможности  часто посещать школу (разные причины). Удобная форма взаимодействия:(объявления, отметки, сообщения, рекомендации, фото с праздников…)  

Групповые:

1. Родительские собрания.

2. Тематические консультации.

1. Родительские собрании.

Задачи родительских собраний многообразны: знакомлю родителей с требованиями и условиями работы школы, сообщаю результаты учебного процесса и воспитательной работы, даю практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

Тематика родительских собраний.

1 класс

  1. Первые дни ребёнка в школе. Психологические  аспекты готовности ребёнка  к школе.
  2. Воспитание в  детях добрых чувств.
  3. Игра и труд в жизни первоклассника.
  4. Организация занятий  школьника, направленная на укрепление  здоровья и привития навыков здорового образа жизни.

2 класс

  1. Организация учебного труда младших школьников в процессе подготовки домашних заданий.
  2. Воспитание у детей интереса к чтению.
  3. Единые требования школы и семьи в воспитании детей.
  4. Детские праздники в семье.

3 класс

  1. Воспитание у детей чувства коллективизма, взаимопомощи в семье, ответственности за свои  поступки.
  2. Трудовое воспитание школьника-третьеклассника.
  3. О воспитании сознательной  дисциплины. Поощрение и наказание.
  4. Семейные традиции. Организация летнего отдыха.

4 класс

  1. Возрастные особенности младших подростков.
  2. Авторитет родителей. Его значение для ребёнка.
  3. Телевидение, интернет и дети.
  4. Детские праздники в семье, где ребёнок – младший подросток.

2. Тематические консультации.

Тематические консультации провожу 1 раз в четверть и по желанию родителей, в этот день могут быть приглашены, специалисты по необходимости: социальный педагог, педагог психолог, учителя предметники. Например: «Мы – пассажиры. Правила поведения в общественном транспорте», «Мое отношение к взрослым», «Правильном питании – залог здоровья», «Проблемы в воспитании ребёнка»…

Коллективные:

1. Классные родительские собрания.

2. Общешкольные родительские собрания.

3. Дни открытых дверей.

4. Концерты.

5. Творческие отчеты.

6. Выставки детских работ.

7. Классные детские мероприятия.

1. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:

1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.). В первом классе за круглым столом происходит знакомство с родителями, выбор родительского комитета, определение  вопросом , которые будут рассмотрены в течение года. Во 2-4 классах с помощью анкетирования определяем темы для обсуждения, совместно планируем мероприятия, при составлении воспитательной работы, учитываю мнение родителей, составляю план заседаний родительского комитета.

План заседаний родительского комитета.

1.

Питание детей. Текущие вопросы.

сентябрь

2.

Роль родителей в управлении школы.

октябрь

3.

Организация  новогодних праздников(утренник, подарки, сюрпризы)

ноябрь

4.

Определение неотложных задач на второе полугодие. Организация праздников для девочек и мальчиков.

декабрь

5.

Удовлетворенность родителей организацией жизнедеятельности школы.

апрель

6.

Летний отдых детей

Май.

 

2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей). Например, «Трудности адаптации первоклассников», «Режим дня школьников», «Первые отметки», «Поощрение и наказание», «Причины и последствия детской агрессивности», «Компьютер в жизни школьника» и др.

3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).

4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:

  1. родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  2. тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  3. собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  4. классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  5. родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

3. Общешкольные родительские собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский попечительский совет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы. В нашей школе такие награждения проходят.

4. Родительские дни (дни открытых дверей)

«День открытых дверей» мы проводим один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.

Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

5. Концерты.

Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику: «День пожилого человека», «День матери», «8 марта», «23 февраля», «9 мая» и др. В школе проходят праздники, концерты общешкольного уровня.

Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.

6. Творческие отчеты. (внеурочная деятельность)

Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности, внеурочной деятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.

7. Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.

Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.

В нашей школе уже становится традицией участие родителей в выставках ко «Дню пожилого человека», ко «Дню матери». Дети и взрослые с удовольствием посещают такие выставки, гордятся своими родными, что ведет к сближению отношений между родителями и детьми.

В школе оформлены «Уголки для родителей», из которых они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.

8. Классные детские мероприятия. 

Совместные мероприятия с родителями

№ п/п

Содержание

Дата

Праздник «День Знаний»

сентябрь

Осенняя ярмарка

сентябрь

Конкурс поделок к празднику Осени

октябрь

Праздник «Дружба народов»

ноябрь

Мастерская Деда Мороза

декабрь

Новогодний утренник

декабрь

«Папа , мама, я – спортивная семья»

январь

Праздник «Смотр строя и песни»

февраль

Праздник для пап

февраль

Мамин праздник

март

Праздник инсценированной песни ко Дню Победы

май

Прощание с начальной школой

май

Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность.

В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия. Родители помогают  в организации и проведении праздников, поездок в театры и  кинотеатры, конкурсах, инсценированных классных часов. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой родителей. Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничествевместе с родителями рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен.

Огромная работа была проделана родителями для создания костюмов к праздникам «Дружба народов», инсценированного праздника «Прощание с Азбукой», «До свидания, третий класс», «Смотр строя и песни».  

Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями обучающихся

План разрабатывался для 3 класса, но подойдет для любого класса начальной школы. Это один из разделов общего плана воспитательной работы с классом...

Перспективный план работы с родителями учащихся начальных классов.

Перспективный план работы с родителями составлен н весь период обучения в начальной школе ( с 1 по 4 класс)...

План работы с родителями во 2 классе

План работы содержит тематику родительских собраний на учебный год...

План работы с родителями

План работы с родителями...

План работы с родителями

ПЛАН  РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ....

План работы с родителями обучающихся 1 класса по ФГОС

Данный материал поможет учителям начальных классов познакомить родителей с ФГОС НОО....

Перспективный план работы с родителями

Примерный перспективный план работы с родителями школьного учителя-логопеда....