Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Косьяненко Ирина Владимировна

Рабочая программа   внеурочной деятельности «Истоки»

Разделы содержания программы Родной очаг (9 часов)  ИМЯ. СЕМЬЯ. РОД. ДОМ. ДЕРЕВНЯ. ГОРОД. 

Родные просторы (9 часов) НИВА и ПОЛЕ. ЛЕС. РЕКА. МОРЕ-ОКЕАН. ПУТЬ-ДОРОГА. 

Труд земной (8 часов) СЕВ и ЖАТВА. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. 

ЯРМАРКА. 

Труд души (8 часов) СЛОВО. СКАЗКА. ПРАЗДНИК. КНИГА. Библия — Книга книг. ИКОНА. ХРАМ. 

Рабочая программа   внеурочной деятельности «Думаем вместе"

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

-воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;   определять учебную задачу;

-ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;  владеть своим вниманием;

-сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

-владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

-использовать основные приемы мыслительной деятельности;

-самостоятельно мыслить и творчески работать;

-владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя школа имени И.А. Денисенкова»

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №1 от «30»08 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________

                                Шкатова О.Н..

Приказ №________

от «____» августа_2016__г.

Рабочая программа   внеурочной деятельности

«Истоки»

2 класс

Учитель:     Косьяненко Ирина Владимировна

Количество часов:    всего 34 ч., в неделю 1ч.

2016-2017 уч.г.

  1. Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

  • овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
  • приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие управленческих способностей;
  • наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
  • развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
  • создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста.

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Личностные результаты.

Всфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
  • основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
  • эмпатии как понимания чувств  других людей и сопереживания им;
  • установки на здоровый образ жизни;
  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.

В сфере регулятивных УУД  обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
  • проявлять познавательную инициативность;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
  • различать способ и результат действия;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.

В сфере познавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
  •  фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
  • устанавливать аналогии.

 В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).

Выпускник получит возможность научиться:

  • правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
  • учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
  • владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.

2. Метапредметные результаты.

В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).

Выпускник получит возможность научиться:

  • организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
  • определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
  • пересказывать текст в разной форме, составлять письменные отзывы;
  • участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
  • осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
  • различать государственные и духовные праздники;
  • создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
  • распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
  • узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
  • используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
  • реализовывать свой творческий потенциал;
  • узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов  России и своего региона;
  • адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
  • готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,

Результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.

            Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

            Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

  1. Разделы содержания программы

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что  оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД - люди, происходящий от одного предка. Род — твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ — территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход.  Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива — творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море — конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев.  Народная мудрость. Умей все делать вовремя.  Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живёт житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

3.Календарно – тематическое планирование занятий

Тема урока

Дата проведения

Количество часов

Коррект.

I. Родной очаг (9 ч.)

    1

Как выбирается имя и что оно означает. Именины.

2

Семья - мир самых близких людей.

3

Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?  Дружная семья.

4

Род – люди, происходящие от одного предка. Поколение и родственники.

5

Мир дома. Домашний порядок.

6

Ритмы домашней жизни. Семейные реликвии и святыни.

7

Деревня. О чём рассказывают названия деревень?

8

Как город рассказывает о себе? Родной город.

9

Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг»

Экскурсионный урок.

II. Родные просторы (9 ч.)

10

Нива – творение рук человека.

11

Нива и поле. Нива даёт жизнь человеку.

12

Как лес служит человеку? Сказочные герои леса.

13

О чём говорят названия рек? Как река служит человеку?

14

В чём красота реки и её берегов?

15

Как море служит человеку? Великие мореходы.

16

Путники. Паломники. Гостеприимство.

17

Путь к счастью. Путь к спасению. Путь к правде. Дорога жизни.

18*

Обобщающий урок по разделу «Родные просторы»

Экскурсионный урок.

III. Труд земной (8 ч.)

19

Мать-Земля в народных сказках. Народные приметы.

20*

Братья меньшие. Как животные издавна живут с человеком?

21

Ткачихи – рукодельницы. Беседы и посиделки.

22

Народные костюмы. Красота одежды.

23

Плотницкое дело учит добросовестности.

24

Кузнецы – умельцы. Кузнечное дело учит силе и ловкости.

25

Ярмарка – народный праздник и живая газета.

26

Обобщающий урок по разделу «Труд земной»

Экскурсионный урок.

IV. Труд души (8 ч.)

27*

Слова умные, добрые,  меткие, задушевные.

28

Как сказка учит, развлекает и зло побеждает?

29

Песня – душа народа.

30*

Главные праздники года.

31

В чём состоит великая сила книги?

32

Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол.

33

Храм -  дом Божий.

34*

Обобщающий урок по разделу «Труд души»

Годовой заключительный экскурсионный урок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя школа имени И.А. Денисенкова»

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №__1___ от «30»_08______20_16___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________

Шкатова О.Н..

Приказ №________

от «____» августа_2016__г.

Рабочая программа   внеурочной деятельности

«Думаем вместе»

2 класс

Учитель:     Косьяненко Ирина Владимировна

Количество часов:    всего 34 ч., в неделю 1ч.

2016-2017 уч.г.

1.Планируемые результаты  освоения программы

Личностные, метапредметные и предметые результаты освоения курса кружка.

Личностные результаты

     Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

     Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

      Целостное восприятие окружающего мира.

      Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

     Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

     Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

     Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

     Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

     Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

     Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

     Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

     Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

     Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

     Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

     Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

     Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

     Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

     Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

Предметные результаты

      Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

      Овладение основами логического и алгоритмического мышления,

пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

      Приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

      Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

      Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний, умение применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение  кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

-воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;   определять учебную задачу;

-ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;  владеть своим вниманием;

-сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

-владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

-использовать основные приемы мыслительной деятельности;

-самостоятельно мыслить и творчески работать;

-владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

2.Разделы содержание программы

Название  тематического раздела

Кол-во  часов

Содержание учебной темы

1.

Раздел «Русский язык»

14

Решение олимпиадных заданий и заданий повышенной трудности по русскому языку, участие в олимпиадах и конкурсах

2.

Раздел «Математика»

     14

Решение олимпиадных заданий и заданий повышенной трудности по математике, участие в олимпиадах и конкурсах

3.

Раздел «Окружающий мир»

5

Решение олимпиадных заданий и заданий повышенной трудности по окружающему миру, участие в олимпиадах и конкурсах по окружающему миру.

4.

Итоговое занятие «Турнир знатоков»

1

Подведение итогов работы кружка за полугодие

Итого:

34

3. Календарно-тематическое планирование занятий

Тема занятия

Дата проведения

Количество

часов

Коррект.

1

Вводное занятие-игра «Грамотеи» по русскому языку

1

2

Заседание «Клуба почемучек»

1

3

Путешествие по стране Ребусов

1

4

Игры со словами

1

5

Грамматический турнир по русскому языку

1

6

Решение олимпиадных заданий по русскому языку

1

7

Олимпиада по русскому языку

1

8

Самооценка, оценка,анализ решения олимпиадных заданий

1

9

КВН по русскому языку

1

10

Решение заданий в рамках подготовки к международному  конкурсу

«Русский медвежонок»

1

11

Решение заданий в рамках подготовки к международному  конкурсу

«Русский медвежонок»

1

12

Решение заданий международного конкурса «Русский медвежонок-2016»

1

13

Решение заданий международного конкурса «Русский медвежонок-2016»

1

14

Самоанализ участия в конкурсе

Анализ решения заданий

1

15

Вводное занятие –игра «Сосчитай-ка» по математике

1

16

Решение логических задач

1

17

Путешествие по стране ребусов

1

18

Игры с числами

1

19

Заседание «Клуба почемучек»

1

20

Решение олимпиадных заданий по математике

1

21

Олимпиада по математике

1

22

Самооценка, оценка,анализ решения олимпиадных заданий

1

23

КВН по математике

1

24

Решение заданий в рамках подготовки к международному  конкурсу

«Математический кенгуру»

1

25

Решение заданий в рамках подготовки к международному  конкурсу

«Математический кенгуру»

1

26

Решение заданий международного конкурса «Математический кенгуру-2017»

1

27

Решение заданий международного конкурса «Математический кенгуру-2017»

1

28

Самоанализ участия в конкурсе

Анализ решения заданий

1

29

Решение олимпиадных заданий по окружающему миру

1

30

КВН по окружающему миру

1

31

Решение заданий Всероссийского конкурса

«Человек и природа»

1

32

Самоанализ, анализ участия в олимпиаде, анализ решения заданий

1

33

Заседание «Клуба почемучек» по темам окружающего мира

1

34

Итоговое занятие.Игра «Счастливый случай»

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя школа имени И.А. Денисенкова»

Рассмотрено на педагогическом совете

Протокол №__1___ от «30»_08______20_16___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы_____________

                                Шкатова О.Н..

Приказ №________

от «____» августа_2016__г.

Рабочая программа   внеурочной деятельности

«Учимся играя»

2 класс

Учитель:     Косьяненко Ирина Владимировна

Количество часов:   всего 34 ч., в неделю 1ч.

2016-2017 уч.г.

1.Планируемые результаты освоения программы

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД: умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умение ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии*. 

Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется социальным педагогом в начале и в конце учебного года методом тестирования. 

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь: 

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 
  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
  • Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
  • Называть положительные и отрицательные качества характера.
  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
  • Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.
  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

Высказывать своё отношение к происходящему.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых видно справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

2. Разделы содержания программы

Содержание программы: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературного чтения,  математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Задания повышенной сложности (5 ч)

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания (5 ч)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

        Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

3.Календарно-тематическое планирование занятий

Темаурока

Дата проведения

Количество часов

Коррект.

Снова в школу. Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?»

Как из рога изобилия

Кое-что о школе

Овощи с грядки

Курам на смех

Сказочный  листопад

Развиваем воображение и фантазию

Морские обитатели

Бьём баклуши

Зоологическое ассорти

Клуб юных живописцев

Цветочная угадайка

Открываем долгий ящик

Звёздный дождь

Ёлочка с волшебными шишками

Учимся быть внимательными и заботливыми

Засучив рукава

Сундучок занимательных заданий

Симметрия

Герои сказок в ребусах и загадках

Учимся быть честными

«Учитесь властвовать собой»

Учимся управлять своими чувствами

Любопытные факты из жизни животных

Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных

Пятое колесо в телеге

Здравствуй, сказка!

О водных судах

Китайская грамота

По тропинкам математики

Сказки А. С. Пушкина

На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки

Самолётик Нескучалкин. На даче

Согласись или поспорь со мной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...