Программа кружка "Разноцветный клубочек"
рабочая программа
Данная программа может использована во время кружковой деятельности. Программа расчитана на 2 года обучения и состоит из 2-х блоков: вышивание и вязание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
кружковой работы
Разноцветный клубочек
срок реализации: 2 года
возраст воспитанников: 9-10 лет
разработал: Максимова Светлана Михайловна
первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рукоделие как вид декоративно – прикладного искусства содержит в себе огромный потенциал для приобщения воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.
Нормативно-правовая база
Программа кружковой работы «Разноцветный клубочек» разработана на основе нормативно-правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании» (Статья 9. Образовательные программы);
- Письмо Минобрнауки РФот 11.12.2006 № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Рекомендации министерства образования от 20.09.2010 г. № 01/15-4324 (По организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования в СПб);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы
Программа «Разноцветный клубочек» художественно-эстетической направленности способствует развитию личности ребёнка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия рукоделием.
Новизна программы
Новизной программы «Разноцветный клубочек» является ее комплексность, обусловленная освоением разных видов деятельности: вышивка,вязание крючком, вязание спицами.
Актуальность программы
Современная жизнь диктует свои правила. Умелое распределение времени помогает регулировать свой режим дня. От того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Актуальность данной программы продиктована ростом интереса детей к разнообразным видам декоративно-прикладного искусства, способствующие подготовке воспитанников к жизни, развитию их творческих возможностей.
Отличительные особенности программы
Программа «Разноцветный клубочек» разработана на основе программы и методических рекомендаций к курсу «Вязание крючком. Волшебные узоры» педагога Шишкиной И. А., «Программы кружка вязания крючком "Рукодельница" педагога Баранцевой Е.Л., «Вышивка шёлковыми лентами».
Отличительной особенностью программы «Разноцветный клубочек» является расширение разнообразия видов работ с материалами (нитями и пряжей разной толщины), начиная с простых изделий и заканчивая сложными полноценными предметами быта.
Принципы реализации программы
Программа построена в соответствии с основными дидактическими принципами:
- принцип последовательности: определенная последовательность усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний;
- принцип научности: подбор теоретического и практического материала на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;
- принцип систематичности;
- принцип индивидуализации личностно-ориентированного развития: учет индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и способностей;
- принцип доступности;
- принцип триединства цели обучения;
- принцип наглядности: объяснение всех приемов на крупном демонстрационном материале, использование пособий со схемами, технологических карт выполнения изделий, готовых образцов работ;
- принцип межпредметности:
- история - сведения из истории возникновения вязания, вышивки;
- окружающий мир, природоведение - знания при изготовлении цветов, животных, растений, картин, панно;
- литература - знания сказок для изготовления панно, картин;
- изо: знания колорита, композиционных средств выражения.
Организация образовательного процесса
Программа «Разноцветный клубочек» рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей от 9 до 10 лет. В объединение дети принимаются по желанию при наличии справки о состоянии здоровья, выданной педиатром, о возможности ребенка заниматься рукоделием.
На момент приема детей и на конец каждого учебного года уровень знаний, умений и навыков детей определяется в соответствии с уровнями и критериями знаний, умений навыков детей, разработанными педагогом (Приложение 1).
Программа построена в соответствие с возрастными и психофизиологическими особенностями детей 9-10 лет.
Формы организации деятельности воспитанников
При организации деятельности воспитанников на занятиях предусмотрены следующие формы занятий: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная.
Режим занятий:
Программа «Разноцветный клубочек» реализуется в объёме 68 часов, из которых
1 год обучения - 34ч; 1 раз в неделю по 1ч (9 лет)
2 год обучения - 34ч; 1 раз в неделю по 1ч (10 лет)
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Предметные результаты – уровень освоения воспитанниками базовых понятий в области декоративно-прикладного творчества, его преобразование и применение, а также системы основополагающих элементов декоративно-прикладного творчества, лежащей в основе современных направлений: дизайн, стилизация и т.д.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- тестирования.
Метапредметные результаты – овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования декоративно-творческой деятельности при работе с нитками.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- отчетные выставки объединения,
- участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность воспитанника,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Личностные результаты – готовность и способность воспитанников к саморазвитию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, положение воспитанника в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение ролевых игр,
- опросники,
- психолого-диагностические методики.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей и личностных качеств воспитанников посредством занятия рукоделием.
Задачи:
В воспитании:
- воспитание чувства патриотизма, интереса к культурному наследию своей Родины;
- воспитание культуры труда, культуры общения в коллективе;
- воспитание волевых качеств у детей.
В развитии:
- развитие у детей познавательного интереса, фантазии;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие у детей моторных навыков.
В обучении:
- ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства вышивания своего народа и народов РФ, с историей возникновения и развития вязания.
- ознакомление с современными технологиями вышивания, вязания, , основами композиции и цветоведения.
Формы реализации программы:
- Беседа
- Встреча с вышивальщицами села, республики
- Экскурсии, выставки
- Знакомство с новинками литературы
- Практические занятия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название разделов | Количество часов |
1-й год обучения | ||
1 | Вводное занятие, вопросы техники безопасности | 1 |
2 | История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете | 3 |
3 | Простейшие швы | 7 |
4 | Тамбурный шов | 6 |
5 | Счётные швы | 12 |
6 | Гладевые швы | 5 |
34ч | ||
2-й год обучения | ||
7 | Вводное занятие, вопросы техники безопасности | 1 |
8 | История вязания спицами, крючком | 2 |
9 | Вязание спицами | 15 |
10 | Вязание крючком | 15 |
11 | Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 34 |
С О Д Е Р Ж А Н И Е П Р О Г Р А М М Ы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. План и задачи кружка.
Беседа по ознакомлению детей с особенностями работы кружка.
Оборудование.
Правила по технике безопасности.
Требования к поведению учащихся во время занятий.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Практика. Запись правил по технике безопасности в тетради.
Тема 2. История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете
Теория. История возникновения и развития шитья. Знакомство с современными направлениями шитья и вышивания, орнаментом вышивки, о цвете. Инструменты и материалы Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Входная диагностика. Охрана труда. Учимся работать с ножницами. Беседа по ТБ.
Практика. Вырезывание основы для игольницы по шаблону.
Тема 3. Простейшие швы.
Теория. Знакомство детей с простейшими швами «шов вперёд иголку», «за иголку», «стебельчатый шов», «косая стёжка», «петельный шов» и назначением швов.
Практика.
- Изготовление игольницы, разных видов аппликации и способов её крепления, изготовление сувениров и их отделка.
- Изготовление марийского орнамента швом «косая стёжка»
Тема 4. Тамбурный шов
Теория. Знакомство с «тамбурным швом». Использование шва в народных вышивках нашей страны.
Практика. Изготовление салфетки
Тема 5. Счётные швы
Теория. Знакомство с видами счётных швов: «роспись», «полукрест», «крест». Назначение швов. Использование канвы в вышивке.
Практика. Салфетка с марийским орнаментом на канве.
Тема 6. Гладевые швы
Теория. Знакомство с «гладевым швом». Различение александрийской от владимирской глади и белой глади. Использование шва в народных вышивках нашей страны.
Практика. Изготовление салфетки
Тема 7. Вязание спицами
Теория. История возникновения вязания спицами и его виды. Сведения о нитках, спицах, используемых для вязания.
Основные элементы вязания спицами. Изучение схем для выполнения изделий. Традиционные виды вязания: лицевые и изнаночные петли.
Практика. Вязание кошелька. Назначение и последовательность выполнения. Оформление.
Тема 8. Вязание крючком
Теория. История возникновения вязания крючком и его виды. Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания.
Основные элементы вязания крючком. Знакомство с петлями: воздушная петля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом. Изучение схем для выполнения изделий. Традиционные виды вязания: простая цепочка, разные способы вязания.
Практика. Вязание салфетки. Назначение и последовательность выполнения. Оформление.
Тема 9. Итоговое занятие.
Теория. Итоги работы за год. Диагностика учащихся.
Практика. Выставка творческих работ учащихся.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: создать условия для формирования устойчивого интереса ребенка к занятиям рукоделием.
Задачи:
в воспитании:
- воспитание любви к труду, уважения к труду других людей;
- воспитание доброжелательности, взаимопонимания;
- воспитание дисциплинированности, самостоятельности, организованности.
в развитии:
- развитие творческого потенциала ребенка, выявление его способностей, развитие интереса к рукоделию;
- развитие эстетического и художественного вкуса;
- развитие фантазии, воображения;
в обучении:
- ознакомление с историей возникновения и развития искусства вязания, вышивки т.д.;
- ознакомление с правилами охраны труда;
- обучение основным приёмам и навыкам вязания и вышивки;
- обучение работе с простыми схемами и шаблонами;
- обучение основам композиции цвета.
Тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Дата | ||
По разделу | По теме | ||||
1 год обучения | |||||
1. | Вводное занятие | 1 | |||
1 | Давайте познакомимся! Вопросы техники безопасности | 1 | |||
2. | История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете | 3 | |||
2 | Беседа «История вышивки» | 1 | |||
3 | Беседа «Орнамент вышивки» | 1 | |||
4 | Беседа «О цвете» | 1 | |||
3. | Простейшие швы | 7 | |||
5 | Шов «вперёд иголку», «шов «за иголку» | 1 | |||
6 | Шов «стебельчатый», «шов «косая стёжка» | 1 | |||
7 | Шов «петельный» | 1 | |||
8-9 | Изготовление игольницы, разных видов аппликации и способов её крепления, изготовление сувениров и их отделка. | 2 | |||
10-11 | Изготовление марийского орнамента швом «косая стёжка» | 2 | |||
4. | Тамбурный шов | 6 | |||
12 | Знакомство с «тамбурным швом». Использование шва в народных вышивках нашей страны | 1 | |||
13-17 | Изготовление салфетки | 5 | |||
5 | Счётные швы | 12 | |||
18 | Назначение швов. Использование канвы в вышивке | 1 | |||
19 | Шов «роспись», | 1 | |||
20 | Шов «полукрест» | 1 | |||
21 | Шов «крест». | 1 | |||
22-29 | Салфетка с марийским орнаментом на канве. | 8 | |||
6. | Гладевые швы | 5 | |||
30 | Знакомство с «гладевым швом». Использование шва в народных вышивках нашей страны. | 1 | |||
31 | Александрийская гладь. Владимирская гладь. | 1 | |||
32 | Белая гладь. | 1 | |||
33-34 | Изготовление салфетки | 2 | |||
34 | |||||
2-й год обучения | |||||
7 | Вязание спицами | 17 | |||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | |||
2 | История возникновения вязания спицами и его виды. Сведения о нитках, спицах, используемых для вязания. | 1 | |||
3 | Основные элементы вязания спицами. Изучение схем для выполнения изделий. | 1 | |||
4-7 | Традиционные виды вязания: лицевые и изнаночные петли. | 4 | |||
8-17 | Вязание кошелька. Назначение и последовательность выполнения. Оформление | 10 | |||
8 | Вязание крючком | 15 | |||
18 | История возникновения вязания крючком и его виды. Сведения о нитках, крючках, используемых для вязания | 1 | |||
19 | Основные элементы вязания крючком. Изучение схем для выполнения изделий. | 1 | |||
20 | Традиционные виды вязания: простая цепочка, разные способы вязания. | 1 | |||
21 | Нитка, крючок, воздушная петля. Столбик без накида | 1 | |||
22 | Дружок-кружок. Полустолбик. Наш генерал - столбик с накидом | ||||
23-33 | Вязание салфетки. Назначение и последовательность выполнения. Оформление. | ||||
9 | Итоговое занятие | 1 | |||
34 | Подведение итогов года. | 1 | |||
34 |
Ожидаемые результаты обучения
и способы определения их результативности
№ | Ожидаемые результаты | метод | методика |
1. | Воспитанник будет знать: - краткие сведения из истории возникновения и развития искусства рукоделия (вязания, вышивки); - правила техники безопасности и правила пользования инструментами, ПДД, ППБ; - основные приёмы вязания, вышивки; - условные обозначения предлагаемых педагогом схем; -основы композиции цвета, элементарные приёмы изменения предметного цвета при взаимодействии различных нитей | Опрос Наблюдение Анализ работ | |
2. | Воспитанник будет уметь: -выполнять основные приёмы рукоделия; - правильно пользоваться рабочими инструментами; - самостоятельно составлять сборку изделий в единую композицию; - переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять ткань в пяльцы; - подготавливать материалы для вышивки к работе, подбирать материалы по цвету, тональности, насыщенности, пользоваться инструментами и приспособлениями; - выполнять отделку изделия с вышивкой; выполнять различные швы и применять их для художественного оформления различных изделий; - подбирать цветовую гамму; - проводить раскрой; - изготавливать сувенирные изделия; - копировать орнамент | Анализ работ Наблюдение | |
У воспитанника формируются навыки: - Первоначальные навыки: вязания крючком, вышивки - работы со схемами, выполнения по ним простейших видов изделий. | Наблюдение | ||
- Старается полностью завершить каждую работу; - правильно и аккуратно организует рабочее место; - прислушивается к советам педагога и сверстников; - доброжелателен в оценках работы других; - стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость); - старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы; - стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях); - выполняет правила поведения на занятиях. - Сознательно выполняет установленные в данной деятельности порядки (соблюдает требования педагога, своевременно выполняет трудовые поручения, выполняет правила); - выполняет посильную деятельность без помощи и постоянного контроля со стороны педагога; - стремится постоянно доводить начатое дело до конца. - Внимателен к другим людям. | Наблюдение Наблюдение Опрос | Диагностика воспитанности учащегося детского объединения (см. Приложение7) Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств (Методика разработана А. И. Высоцким)(см. Приложение7) Опросник «Личностный рост» Кулешов И.В. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа кружковой работы "Разноцветный клубочек" составлена с учетом требований современной педагогики. Усвоение материала осуществляется по принципу «от простого к сложному». Материал скомплектован по следующим разделам:
- Вводное занятие
- История вышивки. Орнамент вышивки. О цвете
- Простейшие швы
- Тамбурный шов
- Счётные швы
- Гладевые швы
- Вязание спицами
- Вязание крючком
- Итоговое занятие
Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с материалами, учатся пользоваться различными схемами (вязания, вышивки). При появлении у детей затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы детьми.
Основные задачи обучения: формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие, ознакомление детей с историей возникновения и развития искусства вязания, вышивки. Знакомство с современными технологиями и основами композиции и цветоведения.
Формы проведения занятий по рукоделию
С целью выявления степени освоения программы ребёнком, корректировки учебного процесса после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные занятия в форме занятий-конкурсов, игр, викторин, праздников-сюрпризов, совместных занятий-мероприятий с родителями. Систематически организуются выставки работ детей, награждение лучших воспитанников творческого объединения по различным номинациям.
Программой предусмотрено подведение итогов учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений воспитанников по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству
Методы работы, используемые на занятиях по рукоделию
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с литературой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Использование данных форм и методов работы позволяет педагогу решать воспитывающие, развивающие, обучающие задачи программы.
Реализация программы основана на методических рекомендациях по рукоделию.
ЛИТЕРАТУРА:
Для педагогов:
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
- Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
- Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.
- Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
- Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
- Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. – С-Пб., 1993.
- Диагностика воспитанности учащегося детского объединения // Внешкольник. Дополнительное образование. Социальное, трудовое и художественное воспитание детей. – 2006. – № 9. – С. 17 – 18.
- Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.
- Еременко Т.И. “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
- Кришталёва В.С. “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.
- Полная энциклопедия женских рукоделий. - М., 1999.
- Столярова А.М. Вязаная игрушка. – М., 2000.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
- Терешкович Т.А. “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
- Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
- Фарафошина Н.В. Художественное вязание. – М., 1994.
- Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – М., 1981.
- //webposidelki.ru/page_all_22.html#ixzz0z3OGdrFT
- http://klk.pp.ru/category/hook
- www.trozo.ru/tag/kozha
- http://rukodelnitsa.info/
- www.trozo.ru/tag/kozha
- http://decorsite.ru/hand_bangle/page9.html
- http://www.mogu-nado.ru/can/subsection1/page2/
- http://www.liveinternet.ru/users/lorasatin/post117338331/
- http://samodelnyepodarki.ru/?p=35
- http://www.livemaster.ru/kukusha?view=list
- http://www.katysha.com/index.php?categoryID=1
Для воспитанников и родителей:
- Еременко Т.И. “Рукоделие” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Кришталёва В.С. “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
- Летягина Л.Б. «Декоративно-прикладное творчество» - Челябинск, 1996.
- Терешкович Т.А. “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
- Терешкович Т.А. ООО «Хэлтон» Минск 2000.
- Фарафошина Н.В. “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
http://decorsite.ru/hand_bangle/page9.html
http://www.mogu-nado.ru/can/subsection1/page2/
http://www.liveinternet.ru/users/lorasatin/post117338331/
http://samodelnyepodarki.ru/?p=35
http://www.livemaster.ru/kukusha?view=list
http://www.katysha.com/index.php?categoryID=1
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
- Аппликация (прикладывание)- один из видов декоративно-прикладного искусства. Она основывается на вырезании, выкладывании различных форм и закреплении их на другом материале, который используется как фон.
- Аранжировка – оформление, составление чего-либо.
- Ахроматический (цвет) – черно-белый, серый.
- Гармоничный – стройный, благозвучный, согласованный.
- Колье – разновидность ожерелья, более короткого и прилегающего к шее.
- Интарсия. По сути, тоже, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Прием очень древний.
- Композиция – материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов.
- Композиция - построение художественного произведения.
- Контрастный – совершенно противоположный.
- Кокошник – нарядный женский головной убор в народном костюме.
- Контуры – внешние очертания предмета.
- Ожерелье – простое украшение, носится на шее и свободно ни спадает.
- Органолептическийметод - это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.
- Орнамент – совокупность равномерно повторяющихся узоров.
- Орнамент - узор, в основе которого лежат повторяющиеся геометрические, растительные или животные элементы.
- Пирография - (выжигание) представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди по коже.
- Ритм – повтор и чередование элементов изделия.
- Раппорт – ритмическое повторение узора, повторяющаяся часть рисунка (узора)
- Симметрия – соблюдение схожестей двух различных частей одного предмета.
- Схемаузора - изображение узора с помощью условных знаков.
- Термо-тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.
- Узор – сочетание линий, форм, красок, в целом создающих декоративный эффект.
- Холодныецвета - цвета, которые напоминают цвет голубого неба, льда, воды и вызывают у нас ощущение холода (синий, фиолетовый, голубой).
- Цветоведение - наука о цвете; совокупность наук, изучающих природу цвета и его влияние на человека.
- Элементы – отдельно значимые части предмета.
Приложение1
Уровни и критерии знаний, умений навыков детей при приёме в группы
первый год обучения
№ | Виды деятельности | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | Навыки работы с материалом (нитями, пряжей) (теоретические и практические навыки) | Владеет несложными приёмами вязания и вышивки, может выполнять несложные поделки. | Имеет представление о вязании (вышивке), выполняет несложную работу под наблюдением педагога. | Не имеет навыков работы с материалами, не может выполнить несложную поделку. |
2 | Навыки работы с инструментами | Знает назначение инструментов, умеет пользоваться ими | Знает назначение инструментов, но неумело ими пользуется | Не знает назначения инструментов, не умеет ими пользоваться |
3 | Личностные качества | Имеет мотивацию к восприятию нового материала, проявляет аккуратность, внимательность, доброжелательность по отношению к товарищам | Может мобилизовать внимание, не может довести начатое до конца, имеет слабые навыки общения в коллективе | Проявляет неусидчивость, невнимательность, не умеет организовать рабочее место, некоммуникабелен |
Уровни и критерии знаний, умений, навыков на конец первого года обучения
№ | Виды деятельности | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | ||
1. | Владение практическими и теоретическими навыками | Умело пользуется основными приёмами вязания (вышивки). Знает технологию изготовления изделия | Владеет основными приёмами рукоделия. Не достаточно владеет технологией изготовления изделия | Не достаточно владеет основными приёмами рукоделия. Изготавливает изделия под руководством педагога. |
2. | Работа со схемами | Умеет самостоятельно работать с изученными схемами. | Затрудняется при самостоятельной работе со схемами | Требует постоянного внимания со стороны педагога |
3. | Основы композиции и цветоведения | Ребёнок самостоятельно создаёт гармоничную по цвету работу с чётко продуманной композицией | Ребёнок создаёт законченную работу, но при педагогическом руководстве. Владеет основами композиции и цвета. | Ребёнок слабо ориентируется в системе цветовой гаммы, в закономерностях построения композиции |
4. | Знание специальной терминологии | Умело использует терминологию | Термины использует не часто | Терминологию использует с затруднением. |
5. | Личностные качества | Проявляет устойчивый интерес к занятиям, усидчив, аккуратен, умеет вести себя в коллективе, может грамотно объяснить и показать действия другим | Интерес к работе не постоянен. Не хватает упорства и терпеливости, готов оказать помощь другим. | Интерес к делу проявляет редко, неусидчив, ленив. |
6. | Навыки работы с инструментами | Хорошо разбирается в инструментах, знает их назначение, умеет ими пользоваться | Знает назначение инструментов, пользуется ими неуверенно. | Пользуется инструментами с затруднением. |
Приложение 2
Диагностика воспитанности учащегося детского объединения
Название детского объединения ____________________________
Педагог __________________________________
Год обучения ________________ Учебный год________________
Уважаемый коллега, оцените, пожалуйста, выраженность названных поведенческих проявлений у Ваших воспитанников по 3-балльной шкале: «0» баллов – не проявляется, «1» балл – слабо проявляется, «2» балла – проявляется на среднем уровне, «3» балла – высокий уровень проявления.
Критерии воспитанности | Параметры оценки воспитанности | |
Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов | Старается полностью завершить каждую работу, использовать необходимые дополнения | |
Стремится придать каждой работе гармоничность по цвету и форме | ||
Старается придать каждой работе содержательную (функциональную) направленность | ||
Культура организации своей деятельности | Правильно и аккуратно организует рабочее место | |
Аккуратен, четко выполняет каждое задание педагога | ||
Терпелив и работоспособен | ||
Уважительное отношение к профессиональной деятельности других | При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным | |
Подчеркивает положительное в чужой работе | ||
Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Стремится исправить указанные ошибки | |
Прислушивается к советам педагога и сверстников | ||
Знание и выполнение профессионально-этических норм | Доброжелателен в оценках работы других | |
Не дает негативных личностных оценок | ||
Стремится помочь в работе другим | ||
Стремится к сохранению и развитию национальных традиций в творческих видах деятельности | ||
Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность) | Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость) | |
Проявляет творческий подход в работе | ||
Коллективная ответственность | Проявляет активность и заинтересованность при участии в массовых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.) | |
Старается справедливо выполнить свою часть коллективной работы | ||
Умение взаимодействовать с другими членами коллектива | Неконфликтен | |
Предлагает свою помощь другим детям | ||
Не требует излишнего внимания от педагога | ||
Толерантность | Не насмехается над недостатками других | |
Не подчеркивает ошибки других | ||
Доброжелателен к детям других национальностей | ||
Активность и желание участвовать в делах детского коллектива | Стремится участвовать во внеучебных мероприятиях (праздниках, экскурсиях и др.) | |
Проявляет инициативу в организации и проведении массовых форм, инициирует идеи | ||
Стремление к самореализации социально-адекватными способами | Стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений, навыков | |
Проявляет удовлетворение своей деятельностью | ||
С желанием показывает другим результаты своей работы | ||
Соблюдение нравственно-этических норм | Развита общая культура речи | |
Проявляет общую культуру в отношении своей внешности (аккуратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.) | ||
Выполняет правила поведения на занятиях кружка | ||
ВСЕГО БАЛЛОВ: |
Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств
(Методика разработана А. И. Высоцким)
Признаки волевых качеств воспитанникав
Признаки дисциплинированности:
- сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований педагога, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил и т. д.);
- добровольное выполнение правил, установленных коллективом (членами объединения, группой товарищей по труду и т. д.);
- недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на доп. занятия и т. п.);
- соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.
Признаки самостоятельности:
♦ выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
- умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке задания, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
- умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
- умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
- стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
- умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
- умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)
Признаки выдержки:
- проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
- умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
- умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
- соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке тетради, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
- планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
- быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
- выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
- отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
- проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
- проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;
- участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-912097-1491388394.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-675027-1701871187.jpg)
Программа дополнительного образования "Волшебный клубочек"
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста....