Классный час «Толерантность»
классный час (2 класс)

предметные:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

 Умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час Толерантность24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Толерантность»

Класс: 2 «Б»

Классный руководитель: Кузнецова Светлана Владимировна

Тема: «Мы разные, но мы вместе»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формирование у учащихся знаний о толерантности;

создать условия для: формирования уважительного отношения к другим людям, признания различий и индивидуальности каждого; формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

Технологии обучения: технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения

Методы обучения: объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, наблюдение, словесные, практические.

Форма организации: урок - диалог

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Планируемые результаты:

метапредметные:

Оптимизация межличностного общения учащихся.

Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

предметные:

Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

 Умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

личностные:

Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.

Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.

Учить анализировать себя и свои поступки.

коммуникативные:

Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.

Учиться работать в парах, группах

Наглядные пособия: компьютер, проектор, презентация «Мы разные, но мы вместе», карточки – задания, красные карандаши, клей-карандаш, цветы толерантности.

I. Мотивирование к учебной деятельности. (организационный момент).

Дети входят в класс, делясь на группы: по выбранному цвету.

- Ребята рассаживаемся согласно выбранному Вами цвету полоски.

(Звучит запись песни «Дорогою добра).

1 группа – красный, оранжевый

2 группа – желтый, зелёный

3 группа – голубой, синий, фиолетовый

Приветствие учителя:

- Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на работу.

- Соприкасаемся пальчиками с соседом и говорим: Желаю (большой), успеха ( указательный), большого (средний), во всём ( безымянный) и везде (мизинец)., вперёд (ладошка)

- Ребята. Посмотрите внимательно на солнышки, которые у вас на партах. Если мы расположим их, так как вы сидите, это вам ничего не напоминает? (Радугу).

- Что вы испытываете, когда видите радугу?

- А когда человек радуется, что можно увидеть у него на лице? (Улыбку)

- Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

- А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

- И сейчас Варя. прочтёт нам стихотворение, она подготовила его по этому поводу:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

II. Постановка темы и формулирование задач.

- Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте.

- А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

- Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

Слово толерантность образовалось от фамилии

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. (Слайд)

Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

III. Открытие нового знания.

- А СИТУАЦИИ БЫЛИ РАЗНЫЕ

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Посмотрите на Слайд и скажите – эти дети все одинаковые?

- А что в них разного? (У них разный цвет кожи и т.д.)

- Но что их объединяет? (То, что мы живём на одной планете). Слайд

- Наша планета – это один большой дом. У всех на этой планете есть семья, то есть люди, которые его окружают. Наш класс – это тоже семья.

- Сегодня на занятии мы должны выяснить, каким должен быть человек, с которым легко общаться, дружить.

- Посмотрите на Слайд скажите, в чём отличия между людьми.

Слайд. Пол.

Слайд. Возраст.

Слайд. Рост, вес, полнота.

Слайд. Цвет кожи, глаз, волос.

Слайд. Здоровье.

- Мешают ли эти характеристики общаться людям друг с другом?

Вывод: Люди все разные, но все живут вместе на одной планете.

Игра «Кто с кем дружит?

- А теперь перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит? Кто кому нужен? (изображения героев на слайде).

1.Добрая Белоснежка и …(семь гномов).

2.Забавный Вини Пух и …(Пятачок).

3.Добрый Малыш и …(Карлсон).

4.Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка).

5.Маша и Медведь.

Кто же такой друг?

(Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт. Друг способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.)

Объясняют значение.

Можно ли сказать, что толерантность – это дружба?

Дружбе надо учиться. Помогут вам в этом ваши учителя, родители, книги о дружбе.

- У каждого сказочного героя свой характер, свои привычки, увлечения. Но…

Какой же вывод? Все они разные, но все-таки они - вместе!

- А теперь поиграем и посмотрим, какие мы.

Игра «Какие мы…»

- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Какие мы…».

Итак,

- поднимите руки, кто любит играть в футбол;

- встаньте те, у кого светлые волосы;

- а теперь встаньте те, у кого тёмные волосы;

- похлопайте те, кто любит рисовать;

- потопайте ножками те, у кого карие глаза;

- скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;

- покачайте головой те, кто любит животных;

- помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.

- Какой же вывод? Мы все разные, но все-таки мы - вместе!

Итак: Толерантность – это терпимое отношение друг к другу, даже когда другой на тебя совсем не похож.

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным.

- У вас на столе лежит конверт со сказочными героями. Главная тема сказок была и остается борьба добра и зла. Я предлагаю разделить сказочных персонажей на группы.

1 группа

Иван царевич,

Кощей бессмертный Дюймовочка,

кот Леопольд,

доктор Айболит,

крокодил Гена.

2 группа

Иванушка-дурачок

Баба-Яга

Кот в сапогах

Буратино

Чебурашка

3 группа

Золушка

волк

Золотая рыбка

Красная шапочка

Мальвина,

царевна-лягушка.

4 группа

Царевна-лягушка.

Василиса Премудрая

Карлсон

Дюймовочка,

Змей Горыныч

5 группа

Маленький Мук

Трубадур

Спящая царевна

Мачеха

Златовласка

6 группа

Елена Прекрасная

Жар-птица

Сивка- Бурка

Иванушка

Леший

7 группа

Царь Салтан

Настенька

Кикимора

Морозко

Чиполлино

- На какие две группы вы их разделили?

- Назовите положительных героев.

- Почему не выбрали …? (Выслушиваю ответы детей).

- Как вы считаете, каким быть легче – добрым или злым?

Сейчас нам прочитает стихотворение Крылова Аня

Стихотворение (читает ребенок)

Быть легче добрым или злым?

Наверно легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно доброму трудней

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

Вывод: Толерантность – это доброта души.

- Как по-другому можно назвать положительных сказочных героев? (толерантными)

Вежливость.

Каждый вежливый и воспитанный человек умеет в нужное время и в нужном месте говорить слова, с помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Как эти слова называются? А вы их используете при общении?

- Человека, который использует в речи такие слова, как можно назвать? – толерантным.

Ребята, послушайте стихотворение и догадайтесь, какое «волшебное» слово нужно досказать.

Дети читают по очереди.

Растает даже ледяная глыба,

от слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

когда услышит … (Добрый день)

Мальчик вежливый и развитый,

говорит, встречаясь,…(Здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

говорим: … (Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощанье

говорят: … ( До свидания)

Толерантность – это вежливость.

IV Закрепление

- Ребята, а вы себя считаете толерантными людьми? Проверим! Психоразгрузка (Проверяем толерантность).

У вас на столах листочки, и карандаш красного цвета. Вам предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если вы согласны с вариантом ответа, закрашиваете красный кружок, если не согласны с вариантом ответа – не закрашиваете.

Ситуации.

1)Младший брат сломал игрушку:

- ты его постараешься успокоить

- ты ударишь его

2)Ты поссорился со своей сестрой:

- находишь выход

-обижаешься и мстишь

3)Ты недоволен собой:

-людей без недостатков не бывает

- ты все сваливаешь на других

4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:

- идешь гулять

- устраиваешь истерику

5) Саша плохо одет:

- это неважно

- я подсмеиваюсь над ним

6) С тобой поступают жестоко:

- Ты отвечаешь тем же

- Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.


- Ребятки, встаньте у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны. Какими качествами обладаете?

Уважение.

- Обижаете вы своих родных и близких?

Послушайте рассказ Ф. Кривина «Можно ли обижать больших?» и будьте готовы ответить на вопросы.

Бывает так, что маленькие обижают больших. Особенно тех, которые никогда не обижают маленьких.

Я сам однажды видел, что маленький мальчик обижал свою бабушку. Бабушка его просила не садиться в лужу. И чтобы отстоять свое право сидеть в луже, он грубил, капризничал, отбивался от бабушки. Ну, в общем, так ее обижал, что бабушке хотелось плакать.

Ты думаешь, большим никогда не хочется плакать? Они не плачут лишь потому, что они уже не маленькие, а большие. Но когда их обижают, им хочется плакать. Особенно если их обижают маленькие. Потому что большие любят маленьких. Почему-то маленькие чаще всего обижают тех больших, которые их любят. Бабушку, например. Маму или папу. Или дедушку. Хуже всего обижать тех, кто нас любит. Маленькие мы или большие, но, если мы обижаем тех, кто нас любит, значит, нас не стоит любить.

Когда ты встретишь маленького, который обижает большого, подойди к нему, объясни, растолкуй – словом, поговори с ним, как маленький с маленьким.

Задание группам:

1 группа: Обижаете ли вы своих родных и близких и может ли это стать привычкой?

2 группа: Стоит ли с детства воспитывать свой характер? Может быть, когда маленький подрастет, сам все поймет?

3 группа: Постарайтесь ответить на вопрос заголовка – можно ли обижать больших?

4 группа: Маленькие имеют право обижать взрослых? (работа в группах)

Толерантность – это уважительное отношение друг к другу.

Ребята, давайте еще раз повторим, толерантность – это (слово прикрепляю к солнышку) доброта, дружба, уважение, вежливость и терпимость.

- Посовещайтесь и выберите, какие 2 качества личности вашей группе ближе.

- Хотя вы учитесь в одном классе, но даже качества выбрали разные.

- Как называется наш классный час? - Мы - разные, но мы - вместе!

Цветок толерантности.

- Я вам принесла необычные цветы. Называются цветы толерантности, но по дороге они рассыпались Помогите мне их собрать? (Раздаю карточки по группам со словами – сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение, терпимость, а они выбирают те слова, которые подходят к цветку, и откладывают в сторону те, которые лишние. Дети приклеивают к лепесткам таблички с толерантными словами, в серединке цветка уже написано слово толерантность.)

- Что общего в этих словах? (они толерантны).

- Обменяйтесь цветами, проверьте, все ли слова на лепестках можно назвать толерантными?

- Поменяйтесь цветами, проверьте, все ли слова соответствуют цветку толерантности?

- А оставшиеся слова, почему не подходят? (эти слова не толерантные). Далее вывешивают на доску цветы толерантности (по одному представителю от каждой команды помогают у доски, а команды по очереди называют нужное слово)

- Наши цветы такие красивые и разноцветные.

Посмотрите, какую красивую картину толерантности, мы с вами изобразили.

V. Подведение итогов.

Встаньте в круг.

«Клубочек» - игра.

Учитель берет клубок в руки.

Передавая этот клубок, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне понравилось, как ты…». Первым произносит фразу учитель, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у учителя. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к учителю, нить замыкается.

Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям?

А слышать о себе приятные слова?

Кл. руководитель:

В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом.

Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам. Мы стоим в кругу, сделаем так, чтобы этот круг стал кругом толерантности. Положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга. Напомните друг другу, как звучит тема нашего классного часа! «Мы разные, но мы вместе». Очень хочется, чтобы эти слова для нас стали девизом.

VI. Рефлексия.

На нашей картине не хватает вас таких разных, непохожих, но живущих дружно в нашем классе.

Посмотрите на доску. (Открываю доску с обратной стороны). На вас смотрят разные смайлики. Выберите и прикрепите на доску тот, который соответствует вашему основному качеству личности. (Остаются с обратной стороны лишние).

В заключении хотелось, чтобы вы послушали, а кто знает, подпойте песню о дружбе.

Звучит песня «Ты, да я, да мы с тобой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Презентация к классному часу"Толерантность" 2 класс

Самоанализ открытого классного часа Классный руководитель: Эгго А.Л. Тема « Что такое толерантность?» Форма проведения: « круглый стол» с сюжетно - ролевыми задачами, проблемными вопросами. Класс 2 «А...

Классный час "Толерантность – путь к миру".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...

классный час "Толерантность - путь к миру"

Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности;развитие устной речи учащихся....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.  Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать....

Классный час "Толерантность - путь к миру"

Разработка классного часа в 4 классе...