«Игра- как средство становления духовно- нравственной личности»
статья (1 класс)

Ларионова Елена Петровна

Хочу предложить вашему пользованию несколько игр на сплочение коллектива. И поделиться теоретическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_na_publikatsiyu.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

УДК000.00

Ларионова Елена Петровна

Ларионова Александра Рамзановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»

«Игра- как средство становления духовно- нравственной личности»

  1. Теоретическо-демонстрационная часть.

           В последнее время педагоги и родители все чаще с опаской отмечают, что многие учащиеся испытывают серьезные трудности в общении со своими сверстниками, это, как правило, выражается в том, что они не умеют находить подход к спутнику по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой работы, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному
ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседниками друг друга.

         Ребенок изо всех сил старается завоевать свое место в обществе иногда при помощи крика, драки и грубости. Для него на первом месте стоит позиция «Я». Как же ему помочь увидеть, понять, что делать что-то вместе лучше, чем одному, дружить лучше, чем ссориться.

        Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог хорошего психического здоровья человека.
        Основа сплоченности любого коллектива, в том числе и детского, - это эмоциональная близость, партнерство, духовная связь. Чтобы объединить детей, всячески стимулируйте у них так называемый «дух единства». Придумывайте для детей игры, которые не потребуют определенного количества участников. Таким образом, вы сможете одновременно организовать сразу всех своих учащихся. Групповые игры (особенно командные) объединят детей общей целью – победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры учащиеся еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями.

          Климат называют благоприятным, если в коллективе царит доброжелательность, заботы о каждом, доверие и требовательность. Если учащиеся готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
         Так как духовно- нравственное становление личности влияет на эмоциональный фон, то я считаю, что нужно большее внимание уделять работе по сплочению коллектива. Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, которые я использовала и буду использовать.

  1. Практическая часть.

Клубочек.

Мы с вами прекрасно понимаем, как иногда болезненно может проходить адаптация ребенка к новому коллективу и новым людям. И помочь ему может игра «Волшебный клубочек».

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.) Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Если ребенку тяжело сформулировать вопрос, конечно помогает учитель. Таким образом, в конце клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие участников в одно целое, определяют, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге, становятся дружнее.

Вот мы с вами познакомились и посмотрите, как легко и приятно это прошло. Заметьте, нас крепко держит нить, поэтому наш коллектив будет крепким, дружным.

Игра «Пять добрых слов»

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку. 

       Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из “пальчиков” полученного чужого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

Все ладошки прикрепляем к кругу и получается солнышко. Это наш класс-каждый чувствует себя членом коллектива.

Игра «Дождь».

       Ведущий произносит текст, а круг играющих повторяет движения.

«Вспомните, как идет дождь. Сначала легкая и почти незаметная падает первая капля (легкий хлопок в ладоши).

Затем падают 2 легких капельки (два негромких хлопка).

Более уверенно бьют в землю три капли (три резких хлопка).

Громко предупреждают о дожде пять капель. (5 громких хлопков).

И, наконец, приходит ливень (Все громко хлопают).

Но ливень не вечен, и вот от него остаются всего лишь пять капель (Пять хлопков)

Словно догоняя подруг, бьют в землю три капли (три негромких хлопка). Почти никем не замеченная падает последняя капля (тихий хлопок).

И, наконец, появляется солнышко. (Потянуться вверх).

В ходе следующей игры учитель получит возможность понять с кем не хотят общаться дети, кто испытывает трудности.

Игра «Птичьи стайки»

Сейчас каждый превращается в маленькую одинокую птичку. Вы- птички начинаете летать под музыку. при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в небольшие стаи, число птиц вашей стаи я назову».

Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из стай, выбывают из игры. Затем, другое количество птиц в стаях и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.

    Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

   Следующая игра (завершающая) «Все на борт».

Оборудование: любая обозначенная площадка (газета, лист бумаги).

   Задача участников: поместиться всей командой на площадке средней величины. Помогая, всем участникам команды удержаться вместе, не упасть. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

        Здесь вам представлено всего несколько игр, которые способствуют сплочению детского коллектива. Представлены ниже еще игры, я думаю они будут полезны для работы.

      В заключении  занятия предлагаю заглянуть на «почту». Вам нужно написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом. Письмо может быть адресовано любому участнику нашего мероприятия.

Игры на сплочение

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по моему сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь сосчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голосаскажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.

       Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».

Обсуждение:

Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано?

Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»?

Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Упражнение «ЛАВАТА»

Играющие: все присутствующие.

Цель игры: снимать у детей тактильное напряжение.

Суть игры: Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, трата-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.)

Упражнение «Мозговой штурм» разработка «Законов дружного коллектива»

Цель: развитие навыков выражения своего мнения, групповой сплоченности.

Инструкция: дети садятся в круг. Ведущий говорит: «Ребята, я вам буду говорить начало закона, а вы продолжите этот закон. Говорим по очереди».

ЗАКОНЫ ДРУЖНОГО КОЛЛЕКТИВА

1.Закон пунктуальности(не опаздывайте!)

2.Закон улыбки(улыбайтесь всем вокруг, будьте в хорошем настроении)

3.Закон вежливости(будьте со всеми вежливыми)

4.Закон общения(говорите спокойно, не кричите, слушайте внимательно, не перебивайте собеседника)

5.Закон активности (будьте всегда активными)

6.Закон уважения (относитесь так к людям, как бы вы хотели, чтобы относились к вам)

7.Закон аккуратности(следите за своим внешним видом, соблюдайте правила личной гигиены)

8.Закон ответственности (будьте ответственными за свои поступки и обещания)

9.Закон бережливости (берегите своё и школьное имущество)

10.Закон милосердия (помогайте друг другу, не обижайте никого, будьте добрыми)

Список литературы.

1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.

2.Анциферова А. А. Нравственное воспитание детей в бытовой игре. Автореф. канд. дис. М., 1967.           

 3.Асеев В. Г. Мотивация поведения  и формирование личности. М., 1976. 

4.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.   

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии. 1966, № 6. 

7.Шмаков, С.А. Игры – шутки, игры – минутки / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1993.

8.Щуркова, Н.Е. Классное руководство: игровые методики: методическое пособие /

9. Н.Е. Щуркова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности.

Сообщение на тему "Становление духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях проектной деятельности". Как результат представлена технологическая карта урока, где подводился итог работ...

«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».

Педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений обучающихся. основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешнойсоциализации в ...

Тема Самообразования «Волонтерство как средство становления духовно-нравственных качеств личности воспитанников детского дома».

Волонтерская деятельность по оказанию помощи бездомным животным формирует такие нравственные качества как милосердие, гуманность, готовность прийти на помощь. Относясь к животным с добротой и со...

Игра- как средство становления духовно- нравственной личности.

Приведены примеры игр с классным коллективом для создания благоприятного климата, на сближение коллектива....

Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...