Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».
методическая разработка

Щербакова Ирина Николаевна

Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проблемная ситуация или проблемный вопрос.

Проблемная ситуация –это состояние умственного затруднения, вызванного в определённой учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний  и  способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_shcherbakova_irina_nikolaevna_ho-06.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс, Щербакова Ирина Николаевна, HO-06                                                                                                        

                                                                                                          Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать , писать учили:

«Даёт корова молоко»

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны?

Сегодня каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается. В любой ситуации надо оставаться человеком. Дети должны понять, если человек бездушен и жесток, если он несёт окружающим людям боль, сострадание – он неприятен, отвратителен.

Уважаемые коллеги, послушайте притчу о двух волка.

Сейчас я задала проблемный вопрос и тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проблемная ситуация или проблемный вопрос.

Проблемная ситуация –это состояние умственного затруднения, вызванного в определённой учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний  и  способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.

Проблемный вопросы помогают эмоционально и интеллектуально понять смысл текста, дают толчок к его анализу, учат думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, заострять внимание на ключевых моментах произведения.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. А для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию проблемного обучения.

Основу каждого занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит детей делать выбор, работать с ценностями.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, что старик ответил своему внуку?

Есть ли ещё точки зрения? Безусловно, вы правильно передали одну и ту же точку зрения, но только разными словами. Пока мы с вами идём в правильном направлении, и по-другому быть не может. Действительно побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-А, по-вашему, мнению, о каких волках шла речь в этой притче?

-Подумайте, как определить, что такое Добро и Зло?

Добро-

Зло-

Итак, мы дали определение добра и зла.

Давайте с вами обратимся к сказке-пьесе Евгения Шварца «Дракон».

-Как вы думаете, почему Шварц так назвал эту сказку?

-Дракон в вашем понимании это кто?

- Да, ваши ответы сводятся к одному, что дракон – это что-то страшное.

-Каждый из вас был маленьким и, наверное, вы где-то тоже впервые встретились с драконом, где?

-Совершенно верно. В сказках. Вспомните, а как заканчивается сказка Е.Шварца?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть финал фильма Марка Захарова «Убить дракона» поставленного по сказке Е.Шварца «Дракон». Обратите внимание , а как заканчивается фильм.

Итак, а сейчас перед вами проблемные вопросы , попробуйте дать на них ответы:

1.Почему Ланселот вернулся в город?

2.Как вы понимаете слова Ланцелота «убить дракона в самом себе»

3.Как вы думаете, почему дети в конце фильма идут рядом с драконом?

4. Что символизирует «дракон», пущенный в воздух?

Давайте подведём итог, пьеса сказка Шварца – в ней добро побеждает зло(т.е. необходимо было победить дракона прежде всего в самом себе),а в фильме – «всё уходит вдаль» - жизнь на этом не останавливается, она продолжается дальше в другом мире у каждого из нас.

Мы, наверное, согласимся с тем, что цель образования 21 века – это помочь человеку сформировать образ мира, в котором духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

И как говорил Дмитрий Лихачёв «21 век должен стать веком гуманитарной культуры или его не будет совсем»

В заключение мастер-класса мне хотелось бы предложить вам посмотреть и послушать притчу, которая подойдёт для людей разного возраста.

Спасибо за внимание, за работу и за рай в нашей душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные ситуации как средство формирования УУД

В статье рассматриваются основные способы создания проблемных ситуаций на уроках и педагогические  условия, при которых формируются УУД...

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Исследовательская деятельность – средство формирования духовно-нравственных ценностей младшего школьника

В ходе реализации ФГОС НОО одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника...

Формирование духовно- нравственных, патриотических качеств у детей в условиях дополнительного образования.

Статья о работе СП ГБОУ СОШ "Оц" с.Богатое  Центра внешкольной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения....

«Средства формирования духовно-нравственных качеств личности в системе дополнительного образования детей».

Педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений обучающихся. основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешнойсоциализации в ...

Мастер-класс «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Эта про...

Формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы

Сегодня, одним из приоритетных направлений шклы, является формирование нравственно-этических качеств личности посредством детской художественной литературы....