Классный проект "Военная тайна"
методическая разработка (2 класс)

Еременко Алёна Михайловна

Классный проект "Военная тайна" для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_proekt_voennaya_tayna.doc763.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный проект

 «Военная тайна»

для младших школьников.

2 класс.

Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать

жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память

к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне.

Н. Верб

Цель проекта:

Воспитание патриотизма на примере литературных героев военных книг.

Задачи проекта:

  1. Узнать о жизни детей в военное время.
  2. Воспитывать патриотические чувства на примере других детей.
  3. Формировать патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  4. Воспитывать отрицательное отношение к трусости, хитрости.
  5. Формировать навык смыслового чтения у учащихся начальной школы.

Процесс чтения книг имеет большой воспитательный потенциал. Читая книги о войне, ребёнок знакомится с событиями, происходящими в военное время, героями и антигероями военного времени, учится различать добро и зло, сопереживает тем, кто не может себя защитить, учится делать нравственный выбор. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это сложный длительный процесс, которому помогает пример литературного героя – ребёнка.

Информация о проекте

Название проекта

«Военная тайна»

Цитата

Народ – герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца.

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца!

Н.А. Некрасов

Краткая аннотация

Проект направлен на формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны.

Предметная область

Литературное чтение

Межпредметные связи

Окружающий мир, ИЗО, технология

Возраст участников

6-8 лет

Продолжительность проекта

8 недель

Основа проекта

Образовательные стандарты

Учебно-исследовательский проект «Военная тайна» может быть реализован в рамках ФГОС в предметной области «Литературное чтение».  Проект направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных умений учащихся.

Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века: коммуникативные умения, творчество и любознательность, критическое и системное мышление, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Планируемые результаты

Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

- развивать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

- оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Предметные:

- анализировать самостоятельно прочитанный рассказ, развивать умение ориентироваться  в содержании прочитанного произведения.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Чему учит книга?

Проблемные вопросы

1. Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?

2. Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

  1. Могли ли дети быть героями войны?
  2. Как увековечена память о детях войны?

Учебные вопросы

1. Как помогает план текста понять замысел автора?

2. Почему важно понимать главную мысль текста?

3. Кто герои произведения Аркадия Гайдара?

4. Какие хорошие поступки они совершают?

План оценивания

До проекта

Стартовая презентация

Таблица З-И-У

В ходе проекта

Таблица продвижения команд

Таблица продвижения участников команды

По окончании проекта

Таблица З-И-У

Итоговая анкета координаторов команд

Итоговая анкета участников команд

Таблица продвижения команд

Описание методов оценивания

Стартовая презентация        нацелена на формирование представления у учащихся материала в интересной форме, организацию коллективной учебной формы.

Таблица З-И-У предлагается участникам для первичного знакомства с темой проекта. Таблица позволяет устанавливать личные связи с изученным материалом до начала работы над проектом. Таблица заполняется в ходе всего проекта.

Анализ таблицы в конце проекта позволит координатору определить эффективность участия детей.

Таблица продвижения команд. В ходе проекта участники ведут записи, где фиксируют этапы работы, там же хранятся все заполненные баллы самооценивания.

Таблица продвижения участников проекта. В ходе проекта каждый участник имеет возможность отмечать своё участие в проекте, свой вклад в общий успех команды.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

- Навыки работы с информацией (понимание, обобщение, изложение своими словами).

- Умение работать на компьютере.

-Умение вести поиск информации из различных источников.

Ход проекта

Подготовительный этап

1.Знакомство с произведением Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».

2.Формирование команды.

3.Размещение в классном уголке плана проекта.

1 этап «Штаб художников»

1. Составление плана произведения Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».

2. Оформление из иллюстраций частей плана выставки – диафильма.

3. Самооценка по листу самоконтроля.

2 этап «Землянка фоторепортёров»

1. Составление литературных героев сказки из пазлов.

2. Характеристика героев. Составление синквейна.

3. Самооценка по листу самоконтроля.

3 этап «Окоп исследователей»

1. Знакомство с понятием «Основная мысль текста».

2. Определение основной мысли сказки.

3. Самооценка по листу самоконтроля.

4 этап «Ров впечатлений»

1. Знакомство с рекомендациями по написанию отзыва.

2. Написание отзыва о произведении «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».

3. Самооценка по листу самоконтроля.

5 этап «Убежище актёров»

1. Выбор отрывка произведения, распределение ролей и инсценирование сценки.

2. Съёмка видеоролика.

3. Самооценка по листу самоконтроля.

6 этап «Траншея мастеров»

1. Изготовление будёновки по схеме.

2. Съёмка общей фотографии.

3. Самооценка по листу самоконтроля.

Продукты проектной деятельности участников

  1. Оформление из иллюстраций частей плана выставки – диафильма
  2. Коллекция синквейнов о литературных героях.
  3. Коллекция отзывов о произведении.
  4. Коллекция будёновок из бумаги.
  5. Коллекция фотографий, видеоролик.

Форма проведения

Проект проходит в виде путешествия вместе с героем сказки А. Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове»

Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта

Оборудование

Фотоаппарат, компьютер, принтер.

Программное обеспечение

Электронные таблицы, программы обработки изображений, программы создания презентаций, текстовые редакторы, Web браузер

Web сервисы

Googl документы, форма, таблицы, презентация, рисунок

Примечания авторов проекта

Проблемы, которые могут возникнуть при работе: нестабильный интернет.

Решение: увеличить время работы на этапах.

Проектная деятельность привлекает детей не только возможностью участвовать в совместной деятельности, но и возможностью оценивать свою деятельность и деятельность других участников проекта. Оценивание деятельности в проекте происходит на всех этапах:

1. До проекта участники знакомятся со стартовой презентацией, которая нацелена на формирование представления материала проекта в интересной форме, организацию коллективной учебной формы. Для первичного знакомства с темой проекта участникам предлагается ТАБЛИЦА З-И-У. Таблица позволяет устанавливать личные связи с изученным материалом до начала работы над проектом. Таблица заполняется в ходе всего проекта. Анализ таблицы в конце проекта позволит координатору команды определить эффективность участия детей.

2. В ходе проекта участники ведут записи в таблице продвижения команд, где фиксируют этапы работы, размышления, наблюдения, там же хранятся все заполненные бланки оценивания, схемы, рисунки, ссылки на источники информации. Каждый участник имеет возможность отмечать своё участие в проекте, свой вклад в общий успех команды в таблице личного участия.

3. По окончании проекта координатор команды и каждый участник заполняют итоговые анкеты. Также подводятся итоги по таблице личного участия, выявляются самые активные участники проекта, и лидеры, набравшие больше баллов за проектные задания. Активные участники получают сертификаты участников, а набравшие больше баллов, получают дипломы победителей.

Основное содержание проекта:

Проект проходит в виде путешествия вместе с героем сказки Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».

Подготовительный этап.

         Добрый день, дорогие друзья!  Меня зовут Мальчиш - Кибальчиш. Хотите ли вы вместе  со мной отправиться в путешествие и  открыть Военную тайну?

Что нужно сделать, чтобы отправиться в путешествие:

  1. Познакомиться с произведением Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».
  2. Разместить в классном уголке план проекта, распечатать таблицу личного участия, где каждый участник команды в ходе проекта будет отмечать свой вклад в выполнение заданий проекта.

Надеюсь, что работая вместе над проектом, мы откроем для себя много интересного и полезного.

1 этап:

«Штаб Художников».

Здравствуйте, друзья! Вот однажды – дело к вечеру – выхожу я на крыльцо. Смотрю – небо ясное, ветер тёплый, солнце к ночи за Черные Горы садится. И всё бы хорошо, да что-то нехорошо. А какие события произошли дальше? Чтобы это узнать, вам нужно сделать  следующее:

  1. Составить план произведения Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»
  2. Проиллюстрировать основные части плана и подписать их.
  3. В классе из частей плана оформить выставку-диафильм.
  4. В начале  выставки оформить титульный лист: инициалы, фамилия автора, название сказки. На последнем листе указать, кто работал над созданием диафильма.
  5. Проверить себя по листу контроля, занести балл самооценки в таблицу продвижения команд.

С нетерпением жду вашей работы!

Лист контроля

создания выставки – диафильма

 (1 этап)

да

нет

1 балл – да

0 баллов - нет

1

Мы проверили текст, размещенный на кадрах диафильма, на грамотность

2

Количество кадров в нашем диафильме не превышает 10 (без титульного и последнего кадров)

3

На титульном кадре мы указали название произведения и его автора

4

Все иллюстрации, использованные при подготовке диафильма, выполнены участниками нашей команды

5

На последнем кадре мы указали, кто подготовил диафильм

Итого:

2 этап:

«Землянка фоторепортёров».

Дорогие, друзья! Мы с вами очутились в Фотостудии. В этой фотостудии можно создать фоторобот любого литературного героя.

Помогите мне создать фоторобот  литературных героев и охарактеризовать их.

Как это сделать?

1. Собрать из пазлов литературных героев сказки и приклеить их на лист.

2. Охарактеризовать этих  героев своими словами или словами из текста.

3. Проверить по листу самоконтроля правильность составления фоторобота героя и занести балл самооценки в таблицу продвижения команд.

Бланк самоконтроля работы “Фоторобот героя”

Критерии

Да

Баллы

1

Персонаж из пазлов собран правильно.

2

Дана верная характеристика героям

3

Орфографических ошибок нет.

Итог

3 этап:

«Окоп Исследователей».

Добрый день, друзья! Глянул я на улицу: пустая улица. Не хлопают ставни, не скрипят ворота – некому вставать. И отцы ушли, и братья ушли – никого не осталось.

Только вижу, что вышел из ворот один старый дед во сто лет. Хотел дед винтовку поднять, да такой он старый, что не поднимет. Хотел дед саблю нацепить, да такой он слабый, что не нацепит. Сел тогда дед  на завалинку, опустил голову и  заплакал…

Чтобы успокоить деда, проведём исследование сказки. Наша задача – определить основную мысль сказки. Для этого необходимо сделать следующее:

Познакомиться со статьёй  «Основная мысль текста».

Определить основную мысль сказки.

Оформить название сказки и основную мысль на листе формата А4.

Оценить себя по листу самоконтроля, занести балл самооценки в таблицу продвижения команд.

Лист контроля

определения основной мысли сказки

        да

нет

1 балл – да

0 баллов – нет

11

Командой записано название сказки

22

Командой записана основная мысль

33

Мы согласны с основной мыслью данной сказки

Итого:

4 этап:

«Ров Впечатлений».

Добрый день, друзья! Вот сидят буржуины  и думают: что же это такое им сделать?

Давайте помешаем буржуинам, а для этого выполним следующее задание.

Познакомьтесь со статьей «Рекомендации по написанию отзыва».

Напишите отзыв о произведении «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».

Проверьте отзыв по листу контроля, выставьте баллы в таблицу продвижения команд.

Лист самоконтроля написания отзыва

Максимальное количество баллов - 6

Критерии

2 балла

1 балл

0 баллов

Содержание

- Указаны автор и название произведения.

- Указаны место и время событий, которые описывает автор.

- Даны краткие характеристики главных героев.

- Наличие личного мнения о произведении

- Наличие вывода (общая оценка книги)

- Наличие рекомендации (кому прочитать ту книгу).

Нарушена последовательность при составлении отзыва или отсутствует один из пунктов плана.

Отсутствует 2 и более пунктов плана отзыва.

Грамотность

Текст написан без орфографических и пунктуационных ошибок.

В тексте допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки.

Текст содержит более 2-х орфографических или пунктуационных ошибок.

Объём

от 9 до 15 предложений

более 15 предложений

менее 9 предложений

5 этап:

«Убежище актёров».

Добрый день, друзья!

    Вдруг как взорвались зажжённые ящики! И так грохнуло, будто бы тысячи громов в одном месте ударили и тысячи молний из одной тучи сверкнули….

Что же ждёт нас на этом этапе?

Необходимо сделать следующее:

1. Выбрать любой отрывок из сказки и инсценировать небольшую сценку, продолжительностью  не более трёх минут.

2. Распределить роли между участниками команды.

3. Снять видеоролик и отправить по адресу alena_eremen@mail.ru 

4. Проверить работу по листу самоконтроля, выставить баллы в таблицу продвижения команд.

Лист контроля инсценировки сказки

да

нет

1 балл – да

0 баллов - нет

1

Отрывок сценки взят из произведения   «Сказка о военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове».

2

Продолжительность ролика не более трёх минут

Итого:

6 этап:

«Траншея Мастеров».

Добрый день, друзья!

Нахмурился тогда Главный Буржуин и говорит:

- Сделайте же, буржуины, этому скрытному Мальчишу – Кибальчишу самую страшную муку, какая только есть на свете, и выпытайте от него Военную Тайну, потому что не будет нам ни житья, ни покоя без этой важной Тайны.

Чтобы не дать буржуинам раскрыть Военную Тайну, необходимо сделать следующее:

1. Сделать будёновку по инструкции.

2. Сфотографироваться всем вместе в буденовках и отправить фотографию по адресу alena_eremen@mail.ru

3. Оценить работу по листу самоконтроля, выставить баллы в таблицу продвижения команд.

Будёновка.

Для этого нужен лист бумаги зеленого цвета размером 50 на 60 сантиметров.

Звездочку из красной бумаги надо вырезать заранее по шаблону, понадобится также клей для приклеивания звезды на буденовку.

В процессе изготовления буденовки из бумаги будем руководствоваться фото-схемой, расположенной ниже.

  • расположим лист бумаги перед собой короткой стороной вверху;
  • сгибаем сверху углы листа, чтобы они соединились посередине;
  • получившийся уголок отгибаем вниз;
  • как следует прогладим все получившиеся сгибы и перевернем шапку обратной стороной на лицо;
  • опять отогнем уголки на середину;
  • нижнюю полосу разделим пополам и согнем вверх два раза как показано на рисунке;
  • на готовую буденовку приклеим звезду.

как сделать буденовку из бумаги

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1965343-kak-sdelat-budenovku-svoimi-rukami-iz-bumagi-ili-gazety.html 

Лист контроля изготовления будёновки

да

нет

1 балл – да

0 баллов - нет

1

Будёновка изготовлена из бумаги

2

При изготовлении будёновки использована бумага зеленого и красного цвета

3

Работа выполнена аккуратно

4

Есть общая фотография всех участников проекта

Итого:

Ресурсы:

1. Педагогические – учителя начальных классов, владеющие методикой работы с книгой и методикой проектной деятельности.

2. Технические – компьютер, принтер.

3. Материальные – книги о детях, участвующих в военных действиях, которые необходимо прочитать участникам проекта: «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадий Гайдар.

Целевая аудитория: ученики 1-х классов

Сроки реализации проекта: 8 недель

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  1. Формирование личностных качеств: патриотизма, храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину;
  2. Тесное взаимодействие учителя и учеников в ходе выполнения проектных заданий и продуктов;
  3. Формирование знаний о том, что в трудное военное время для страны дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.
  4. Вовлечение детей в процесс чтения книг, что очень важно для «нечитающего» поколения.

Значимостью проекта является то, что данный материал можно использовать в урочной деятельности (на уроках чтения), во внеурочной деятельности.

Литература:

  1. Кучкуда, Е.Б. Проект – одна из форм организации внеклассной работы по чтению // Начальная школа.- 2013.- №1. – С.38-43
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д., Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана – Граф, 2004.
  3. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, №8-9, с. 151-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Классный час по русскому языку "Тайны слов"

Познакомить учащихся с правилами работы со словарем....

Мастер-класс Классный час "Тайна мирного дома"

Коллективно-творческое дело для детей и их родителей проводится на День Знаний 1 сентября....

Классный час "Тайна моего Я"

Разработка из серии классных часов, направленных на формирование  нравственной культуры личности, через осознание человеческой личности с позиции ее самоценности....

Классный час "Тайны школьного портфеля"

В этой папке содержится информация о том, как появились школьно-письменные пренадлежности....

Классный час "Тайна мирного домика"

Цель: формировать у детей понятия о дружбе;           воспитывать чувство сплочённости в коллективе....