Сказочная гжель.
план-конспект

Рыжкова Светлана Викторовна

Познакомить детей с искусством Гжельских мастеров

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сказочная гжель.

Цели урока:

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Сегодня  я приглашаю вас  на занятие  кружка «Народное  творчество».

  В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать,  да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил причудливый чайник

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной.   Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят… А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.  

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор   И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умельцы живут на Руси.

           История гжельской росписи по историческим документам началась еще в 1-й половине XIV века

           История появления Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары.

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

 В этой негромкой российской природе

 Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

 Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Рядом с осинками в синих косынках

 Синие гроздья на синих рябинках,

Синие зори и синие птицы,

С этой красою ничто не сравнится.

 Звонкими волнами кружатся краски,

 Чтобы блестели анютины глазки.

Льется узор под рукой мастерицы,  

Чтобы нигде он не смог повториться.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

 Сегодня мы будем мастерами и каждый распишет свою игрушку.

 Есть у меня   бычки,   но только они белые, не раскрашенные.  Готовы помочь  мне расписать их? Но одно условие бычок должен получиться гжельским

Самый излюбленный узор -   гжельская роза        

С помощью карандаша  рисуем набросок, затем крупной кистью рисуем лепестки дугообразной формы, с помощью воды делаем переход от светлого к тёмному, округляем лепестки.

  В гжельской  росписи   используется  тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета.  

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

 

 

- Кроме роз используются завитки, дуги, сеточки, травинки, точки.

 

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.          

(В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка.   Я  стараюсь похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.)

   У вас получились очень красивые работы.  Так и хочется сказать:

Ну, игрушка, просто диво,

Загляденье, как красиво!

И не зря ведь говорится:

«Дело мастера боится»!

  - Понравились ли вам  ваши игрушки? Чем?  

От них веет теплом, добротой, поднимается настроение и  хочется улыбнуться  

- Как вы думаете, в чем же секрет их такого влияния на человека?

(В используемых цветах, узоре и орнаменте и, конечно же,  в любви, с которой эти игрушки были сделаны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ

Разработка классного часа, посвященная одному из видов русского народного промысла, как Гжель. В ходе беседы, сопровождающейся презентацией учащиеся знакомятся с новой росписью, краткой историей. В хо...

Тема «Сказочная Гжель»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. Формирование эстетических чувств и развитие художественно- творческих способностей ребенка через приобщ...

Сказочная гжель

Урок по ИЗО для 3-4 класса из раздела "Народные промыслы России"...

Сказочная Гжель

Презентация по изобразительному искусству создана с помощью приёма "Карусель"...

Открытое занятие по теме: "Сказочная гжель"

Занятие по художественно-эстетическому направлению (народный Гжельский промысел)...

Конспект урока и презентация "Сказочная Гжель" (изобразительное искусство)

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства "Сказочная Гжель"...

Конспект урока изобразительного искусства «Сказочная Гжель»

Цели урока: 1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. 2. Формировать...