Народные промыслы "Торжокские золотошвеи" (3 класс)
классный час (3 класс)

Виктория Андреевна Румянцева

Цель: познакомить учащихся с творчеством торжокских мастеров;

Задача: стимулировать развитие интереса к творчеству и декоративно-прикладному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly._torzhokskie_zolotoshvei.docx15.05 КБ

Предварительный просмотр:

Народные промыслы «Торжокские золотошвеи»

Цель: познакомить учащихся с творчеством торжокских мастеров;

Задача: стимулировать развитие интереса к творчеству и декоративно-прикладному искусству

Ход занятия

Золотошвейное производство получило своё название с 13 века в городе Торжке. Торжок – это один из древнейших русских городов, имеющий статус «исторического города». Торжок – город в Тверской области. Расположен на реке Тверца. Изначально золотошвейное производство было чисто мужское занятие и здесь говорили: «Не умеешь шить золотом, куй молотом». Вышивать золотой нитью оказывается не просто, это занятие нелёгкое и кропотливое. Поэтому, чтобы украсить вышивку золотой нитью, её пришивают мелкими стежками на лицевой стороне. Золотом украшали атлас, бархат, кожу, шёлк.

Золотым шитьём были украшены и предметы домашнего обихода: полотенца, платки, скатерти и предметы конского убранства. В узорах шитья изображались птицы, сцены соколиной охоты, растительные мотивы. 

В более ранние времена вышивали настоящей, золотой нитью. Потом стали эффект золота имитировать (воспроизводить с возможной точностью, подделываясь под кого-либо), а шитьё стало называться не «золотое», а «золотное». 

Торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, подушки и различные детали праздничного народного костюма. Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы.

Смотрела крепостная мастерица

На вышитую Родину свою…

То ль серебро,

То ль золото искрится,

То ли струятся слёзы по шитью…

Так сказал Андрей Дементьев о торжокских золотошвеях.

Не каждая могла стать золотошвейных дел мастерицей. Все русские мастерицы были поистине художницами, потому что душа русского человека всегда стремилась к красоте, а «красота – способ существования русского человека».

Золотошвейные изделия пользовались спросом не только в России, но и за рубежом. Они ценились иностранными путешественниками как местная оригинальность (не похожий на других). Во второй половине XIX из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на неё упал.

Чтобы сохранить золошвейное производство, не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской был создан музей.

В Торжке выполнены мундиры (военная или гражданская парадная верхняя одежда с золотым или серебряным шитьём) и костюмы к фильмам: «Анна Каренина», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Война и мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Народные приметы. 2 класс

Тема: Предложение. Народные приметы.Цели: ...

Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Данный материал предназначен для проведения обобщающего  урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...

Внеклассное чтение "Устное народное творчество" 1 класс

Урок внеклассного чтения в 1 классе. Первое знакомство с устным народным творчеством. Цель урока: обогащать мир чувств, эмоций детей, развитие творческого потенциала. Достижение цели урока происходит...

"Снегурочка" (русская народная сказка), 2 класс

На данном уроке учащиеся знакомятся с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой), наблюдают за целостностью художественного образа в разных видах искусства (сказка...

Проектная деятельность "Ярмарка народных промыслов"3 класс

Проектная деятельность по технологии после изучения темы"Народные промыслы России".Ученики, работая в группах,  представили свои  презентации , таблицы "Гжель", "Золотая Хохлома", "Дымковска...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....