Внеклассное чтение "Устное народное творчество" 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Петрова Юлиана Геннадьевна

Урок внеклассного чтения в 1 классе. Первое знакомство с устным народным творчеством.

Цель урока: обогащать мир чувств, эмоций детей, развитие творческого потенциала. Достижение цели урока происходит за счёт погружения в тему. На уроке  ребята "переносятся " в деревенскую избу крестьянина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn.cht_._ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение.

Тема:

 «Устное народное творчество. Фольклор»

1 класс

Оборудование:

У учителя: - карточки с названием жанров;                        

 - кукла в люльке;

 - грамм. Запись (русских  народных сказок.)

- иллюстрации из русской  народной жизни.

У учащихся: выписано

-1 кол. – потешная песня, 3 загадки.

-2 кол. – 3 поговорки, скороговорка.

 - 3 кол. – 2 потешки, 2 пословицы.

Цели:

 Образовательные:

- познакомить со словом  “ фольклор”

  - Познакомить с разными видами  Русского народного творчества.

Воспитательные:

  1. учить слушать грамзапись.
  2. Воспитывать любовь к чтению.
  3. Развивающие:
  4. Развивать речь учащихся.
  5. Прививать любовь к народному творчеству.

План урока:

 1 Организационный момент.                                              

 2 Введение в тему.                                                        

 3 Основная часть

А) колыбельная песня

Б) потешки

В) загадки

Г) пословицы, поговорки

Д) докучные сказки

  4 Слушание русской народной сказки          (аудиозапись)

  5 Итог урока. Рефлексия                                                                    

Ход урока:

2 Введение в тему.

- Сегодня тема нашего урока “ Фольклор”.

- Кто знает, что обозначает это слово? (Это народное творчество, т.е.  то, что сочинил народ.)

- Сегодня мы с вами будем говорить только об устном народном творчестве

- А кто скажет, почему оно названо народное “устное” творчество? (Много лет назад, когда писать ещё не умели, и песни, и сказки передавались из уст в уста.)

- Верно, сказки передавались от матери к сыну, от деда к внукам.

- А какие жанры русского народного творчества вы знаете?

- А для чего народ всё это сочинял?

3 Основная часть

- Закрыли все глазки. Давайте представим, что мы перенеслись на много-много лет назад. Мы попали в семью бедных людей. Мы в семье крестьянина.

        Открыли глазки. Мы в его избе. На столе горит свеча, висит колыбелька … - Какой ещё мы можем увидеть избу крестьянина?

- Висит колыбелька, мать сидит рядом и качает своего малыша.

- А кто знает, от чего произошло слово “колыбелька”?

Колыбелька > колебать, т.е. качать.

Эту колыбельку подвешивали к потолку и мать раскачивала ребёнка.

- Мать качает своё дитя, а он не спит, плачет.

- Как вы думаете, что она сделает? (споёт колыбельную песню).

- А о чём мать будет петь своему ребёнку?

( о природе, о том чтобы ребёнок вырос сильным и смелым. Страшные песни (не ложись на бочок …)).

- Кто знает колыбельную песню? (Ученик поёт).

- Спела мать песню ребенку, и он заснул. Теперь мать может заняться своими делами. Много у неё работы – что она будет делать?

- И тоже она напевает песню, чтобы работать было веселее.

- А про что она будет петь теперь?

(слушаем аудиозапись).

- И вот наш ребёнок подрос. Мы его кормим, а он не ест.

- Что мать будет делать? (она будет развлекать его, потешать).

- В фольклоре это называется потешки.

- Вам тоже, наверное, говорили: “ Ложечку за маму, ложечку за папу …”.

- Кто ещё знает потешки? (читает учитель).

- Ребёнок растёт, проходят годы, мать хочет, чтобы он вырос умным, смелым, догадливым.

- Какой жанр устного народного творчества поможет?

                Загадки, пословицы, поговорки.

-Прочитайте свои.

(Дети объясняют чему научится ребёнок какой-либо пословицей.)

- А теперь загадаем ему загадки. (3-4 штуки)

- И вот ребёнок просит рассказать нас сказку. Мы ему рассказывали, рассказывали.

- Какие русские народные сказки вы знаете?

- И устали рассказывать, а он всё просит. – Что же будем делать?

- Расскажем ему докучную сказку.

- Послушайте.

- Кто из вас знает докучную сказку? (2-3 человека).

- Но всё равно ребёнок не угомонился, давайте расскажем ему сказку.

4 Слушание русской народной сказки          

(Учитель ставит аудиозапись).

3) – Что обозначает слово “Фольклор”?

- Почему называется русское народное устное творчество?

- Какие жанры входят в устное народное творчество?

5 Итог урока. Рефлексия

        - Вы выписали на листочках жанры фольклора. Давайте соберём их в книжку. И будет у нас книга русского народного творчества.

- Как мы её назовём?

6) Организационный конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 4 классе "Золотая россыпь народной мудрости"

Пословицы и поговорки - мудрые народные изречения, которые народ накапливал десятилетиями.  На уроке ученики вспомнили пословицы, поработали над их смыслом, нашли аналогичные русским пословицам п...

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы - творческий труд народов России. В гостях у русских умельцев".

Внеклассное мероприятие посвящено народным промыслам - Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушкам. Проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства. При подготовке к вне...

Разработка и презентация к уроку по внеклассному чтению 2 - 4 класс "Устное народное творчество"

Материал содержит разработку и презентацию к  уроку внеклассного чтения для 2 - 4 классов. В игровой форме материал позволит обобщить знания учащихся о видах  устного народного творчества. Э...

Презентация внеклассного занятия в третьем классе по теме: «Этнос: нации и народности»

Презентация     внеклассного занятия в третьем классе по теме: «Этнос: нации и народности»...

Конспект внеклассного занятия в третьем классе по теме: «Этнос: нации и народности "

Цель:-Познакомить учащихся на кружке «Поликультурный город мастеров»с понятием этнос, познакомить с традициями разных народов. - Сформировать умение анализировать традиции других народов...

Разработка внеклассного мероприятия в 1 классе "Народные традиции и обряды.Масленица."

Данное внеклассное мероприятие проводилось 27 февраля 2020г. В 1 классе детей познакомила с народными традициями и обрядами на масленицу. Они узнали о каждом дне данного праздника и чем заниманились в...

Методическая разработка по внеклассному чтению в 1 классе. Русская народная сказка "Лисица, заяц и петух"

Методическая разработка  по литературному чтению в 1кл. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»...