Методическая разработка по внеклассному чтению в 1 классе. Русская народная сказка "Лисица, заяц и петух"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Федорова Каролина Андреевна

Методическая разработка  по литературному чтению в 1кл. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению, 1 класс.

 Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

Тема: Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Выполнено: Федоровой К.А.

Цель:

  • познакомить школьников с русской народной сказкой;
  • учить детей выразительному чтению;
  •  учить давать характеристику героям сказки.

Задачи:

Предметные:

  • Умение анализировать поступки героев;
  • Умение выражать свое отношение к героям;
  • Умение ориентироваться в содержании произведения;
  • Умение сопоставления иллюстрации с текстом произведения;
  • Умение участвовать в обсуждении прочитанного.

Метапредметные:

  • Умение работать с текстом;
  • Умение строить рассуждения;
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • Развитие монологической и диалогической речи;
  • Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
  • Формирование навыка выразительного чтения.

Личностные:

  • Умение высказывать свое отношение к произведению.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1класс, проектор, компьютер, презентация.

Ход урока

I этап. Организационный момент

Раз – встать на носочки – подтянуться,

Два – опуститься – улыбнуться,

Три – ритм мой повтори.

II этап. Актуализация знаний

У: С какими сказками мы познакомились на прошлом уроке? (Русская народная сказка «Курочка Ряба» и сказка С. Маршака «Курочка Ряба и десять утят»).

У: Чем различаются эти две сказки? («Курочка Ряба» - это народная сказка, а «Курочка Ряба и десять утят» - авторская сказка).

У: Что мы знаем о народной сказке? (Авторы народных сказок неизвестны. У народной сказки не один автор? а много).

У: Что мы знаем об авторской сказке? (Это сказки, которые придумали писатели для детей.).

III этап. Сообщение темы урока (презентация, слайд 1 – 3)

У: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуете отгадать.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной  – …
(Лиса)

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги. (Заяц)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт.
(Петух)

(на экране загадка и картинка - отгадка)

У: Молодцы, вы отгадали все загадки. Как вы думаете, о ком будет сказка? Как она называется? (Ответы детей).

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса, заяц и питух». (слайд 4)

IV этап. Первичное знакомство со сказкой

Учитель читает сказку/прослушивание аудиосказки, у детей учебники закрыты.

У: Кто из героев понравился?  Почему, чем понравился? (Ответы детей).

У: В какой момент вы больше всего волновались? (Ответы детей).

У: А какие герои еще живут в этой сказке? (Ответы детей).

У: Почему не все герои перечислены в заглавии сказки? (Ответы детей).

У: Можно было бы назвать сказку «Лиса и заяц»? Почему? (Ответы детей).

У: Чем сказка отличается от стихотворения, рассказа? (Ответы детей).

У: Сейчас мы познакомимся со сказочными приметами и постараемся их увидеть в сказке, когда будем ее читать.

У: Давайте разберем приметы сказок и узнаем? что же такое зачин, победа добра над злом и концовка сказки.

У: Зачин – это начало сказки. Например,  русская народная сказка «Маша и медведь» начинается со слов: «Жили-были дедушка да бабушка».

У: Победа добра над злом. В сказке Ш. Перро «Красная шапочка» добро побеждает над злом.

У: Концовка сказки – это последние слова сказки, чем кончилась история. Например сказка «Три поросенка» заканчивается такими словами: «С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей». (слайд 5, 6)

V эта. Физкультминутка

«Зайчик»

Зайчик быстро скачет в поле –
Очень весело на воле!
(Прыжки на двух ногах)
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
На поляну мы заходим, (
ходьба на месте)
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Соберем ее мы быстро!
(Имитация сбора ягод)

VI этап. Работа со сказкой.

Цель: поиск сказочных примет в сказке, анализ поступков героев, умение ориентироваться в содержании произведения.

У: Откройте учебники

Чтение сказки и разбор каждой части.

Чтение первой части сказки

У: С каких слов начинается сказки? (Жили-были лиса да заяц).

У: В какой избушке жила лиса? (Лиса жила в ледяной избушке).

У: В какой избушке жил заяц? (Заяц жил в лубяной избушке).

У: Кто знает, что такое ледяная избушка? (Избушка, которая сделана из льда).

Ледяная избушка – сделанная из льда.

(на экране значение слово ледяная и картинка ледяной избушки).

У: Кто знает, что такое лубяная избушка? (Ответы детей).

Лубяная избушка – сделана из кусков коры дерева, например липы.

(на экране значение слова лубяная и картинка лубяной избушки). (слайд 7)

У: Что случилось с зайчиком? (Лиса выгнала зайчика из избушки).

У: Почему это случилось? (Когда пришла весна у лисы избушка растаяла).

У: Кого зайчик встретил первым? (Собак).

У: Почему собаки не смогли выгнать лису? (Лиса напугала собак).

У: Что сказала лиса собакам? Найдите в тексте и прочитайте. («Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по заулочкам!»).

У: Что можно сказать о собаках, какие они? (Трусливые).

У: Когда лиса выгоняет собак, она говорит: «пойдут клочки по заулочкам». Давайте узнаем, что такое заулочки.

У: Заулочки – места в доме, куда трудно добраться. (слайд 8)

Чтение второй части сказки

У: Кого зайчик встретил? (Медведя).

У: Как хотел помочь медведь зайчику? (Медведь хотел выгнать лису).

У: Почему зайчик сказал, что медведь не сможет выгнать лису? Найдите в тексте и прочитайте. («Собаки гнали – не выгнали, и ты не выгонишь»).

У: Почему медведь не смог выгнать лису? (Лиса напугала медведя).

У: Что сказала лиса медведю? Найдите и прочитайте в тексте. («Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по заулочкам!»).

Чтение третей части сказки

У: Кого зайчик встретил? (Петушка).

У: Что спросил петушок у зайчика? (Почему зайчик плачешь).

У: Что рассказал зайчик петушку? Найдите и прочитайте в тексте. («Как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяна. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала).

У: Что пообещал петушок зайчику? (Выгнать лису).

У: Почему зайчик сказал, что петушок не сможет выгнать лису? Найдите в тексте и прочитайте. («Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал,  и ты не выгонишь»).

У: Как петушок выгнал лису? Найдите в тексте и прочитайте. (Подошли к избушке. Петух и запел: «Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лесу посечи. Ступай, лиса, вон!»).

У: Где стал жить зайчик? (В своей избушке).

VII этап. Продолжение работы со сказкой

Образ лисы и зайца в сказке

У: Что вы узнали о сказочных животных? (Ответы детей).

У: Какая лиса в сказке? (Ответы детей).

У: Докажите, найдите в тексте.

У: Каким мы видим зайчика в сказке? (Ответы детей).

У: В сказке победило добро над злом? (Ответы детей).

У: Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте в тексте конец сказки. (И стал зайчик опять жить в своей избушке).

VIII этап. Итог урока

-  С какой сказкой познакомились на уроке?

- Сказка авторская или народна?

- Во всех сказках добро побеждает, а зло наказывается?

- С какими новыми словами познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс. Рекомендую использовать в качестве открытого урока. Конспект урока содержит все разд...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, при...

Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»

УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель  знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»Задачи:Образовател...

Технологическая карта урока чтения во 2 классе. Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

Цель: Выявить авторское и собственное отношение к литературному герою, узнать мораль (цель) сказки....