Нравственная культура общения
методическая разработка

Махиборода Валентина Ивановна

 Воспитательное занятие «Нравственная культура общения». Воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование нравственных качеств  общения таких, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nravstvennaya_kultura.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

 КОУ «Полтавская адаптивная школа – интернат»                                                                       Составитель: Махиборода Валентина Ивановна, воспитатель первой категории.

План - конспект воспитательного  занятия

                       «Нравственная культура общения»

Цель мероприятия: воспитание нравственной культуры учащихся, осмысление и формирование нравственных качеств  общения таких, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость.

Задачи:                                                                                                                                   1)  Раскрыть понятие нравственная культура общения, формировать нравственные качества  общения: терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость.                                                                                          2) Обучить анализировать ситуации и находить ошибки в них;                                                                                                                   3) Воспитывать  нравственную культуру общения;                                                                                                           4) Развивать умение работать в группах,  умение оценивать себя и товарищей.  

Оборудование: план конспект, раздаточный материал, мультимидио.  

Ход занятия.

Организационный момент.

1 Вводная часть.

Прежде чем начать новую тему давайте с вами вспомним тему прошлого нашего занятия? (Общение вербальное и невербальное.)

Ребята как вы понимаете,  что такое общение?

 Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.                                      На прошлом занятии мы с вами познакомились с двумя  видами общения. Назовите их? (общение вербальное и невербальное).

Вербальное общение – это общение с помощью  слов, речи;  невербальное общение – выражение лица, поза тела, жесты, походка.

Слайд 2. Ступеньки роста.                                                                         Целепологание.                                                                                                                 Сегодня тема нашего занятия «Нравственная культура общения»  мы познакомимся с понятием нравственная культура общения, с основными нравственными  качествами  общения: терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость,   будем анализировать ситуации и находить ошибки в них, учиться работать группами и, оценивать знания свои и товарищей.

Мотивация.                                                                                                                      - Ребята, как вы думаете, а зачем нам нужно изучать эту тему?                              - Скажите ребята, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (чтобы быть успешным в жизни, хорошо устроится на работу, уметь хорошо общаться с людьми).                                                                                                          - Как вы думаете, полученные знания на занятии пригодятся вам в жизни? (Да)   - Когда? (При общении с людьми, при покупке продуктов в магазине, при устройстве на работу и т.д.).

Критерии оценивания

- Как нужно поработать на занятии, чтобы усвоить знания и заработать больше баллов?

• Отвечать правильно полными ответами

• Выполнить без ошибок все задания

• Быть активным на протяжении всего урока

   Напоминаю, что вы сами будете оценивать себя на занятии при помощи листа  достижений. В конце занятия подсчитаем баллы и узнаем, кто лучше всех работал на занятии.

Слайд3. Лист достижений. 

5 баллов  -  отлично, у меня всё получилось                                                                                                      4балла  -  хорошо, но не всегда правильно  (1,2 ошибки)                                                                                    3балла  -  старался, но не всё получилось  

2 Основная часть.                                                                                                         Слайд 4. Ситуация «Овощной магазин»                                                     Послушайте ребята ситуацию, которая произошла в овощном магазине, и подумайте, кто из  людей проявил нравственную культуру в общении.

      Продавщица овощного отдела кричит «Не такой лук, не такой лук! Ну и не берите!» покупательнице можно было бы « взорваться», но она вдруг сказала: Раз вы так рассердились, значит, я в чём – то виновата. Извините меня». И вдруг что – то случилось вокруг. С продавщицей. С очередью. Со всеми вместе и с каждым в отдельности.  И продавщица больше не кричала, и покупатели как бы впервые заметили друг друга.

- Кто из  людей проявил культуру в общении.                                                                             -  Как ведёт себя продавщица, очередь, когда покупательница извинилась.                             - Что могло произойти, если бы она не извинилась, а «взорвалась»? (Произошёл конфликт).   Что остановило конфликт?

Вывод: Когда человек  вежливо культурно общается, этим самым он останавливает конфликт.

Слайд 5. Определение нравственная культура общения.

        Под нравственной культурой понимается вежливое, уважительное,  доброжелательное  взаимоотношение между людьми.

Нравственная культура проявляется в том, что человек контролирует себя и свои эмоции в любых ситуациях и его поступки не нарушают прав других людей.

 Нравственная культура общения позволяет предотвратить и разрешить конфликты, возникающие в процессе общения.

Мини итог: - Что под нравственной культурой понимается?                                           - В чём проявляется нравственная культура?                                                                         - Нравственная культура общения позволяет?

Слайд 6. Упражнение «Выбор качеств».                                                                                                                                                                                                      - Выберите из текста те качества человека, которые способствуют приятному общению.

Доброта, внимание, душевность, грубость,  чуткость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность,  вежливость,  терпимость,  тактичность, отзывчивость.                                                                            

Индивидуальная работа: Сафоненко Маша, Поланто Слава. Собрать из осколков картинку человека и определить по мимике лица, какой он.

- Назовите качества,  которые способствуют приятному и хорошему общению? ( Доброжелательность,  терпимость,  вежливость, тактичность.)     - Почему вы их выбрали? (Эти качества ведут к культурному, успешному общению.  При этих качествах будет взаимоотношение уважительное, доброжелательное).

Самооценка детей по листу достижений по завершению задания.

Ребята давайте с вами посмотрим и разберём положительные качества: терпимость,  доброжелательность,  вежливость, тактичность.                                        - Задумайтесь,  все ли эти положительные  качества  достаточно развиты у вас?

Приведите пример из жизни.

( Педагог обобщает все высказывания: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.)

- Что значит быть терпимым человеком?  

Слайд 7.                                                                                                                                    «Терпимость – Умение терпимо относиться к чему-нибудь, терпеть что-нибудь.

Вывод обсуждению: терпимый человек уважает человеческое достоинство в каждом человеке, т. к. каждый человек - уникальная личность. Терпимый человек с уважением относится к окружающим, умеет найти компромисс по спорным вопросам, умеет понять и простить другого человека.

Слайд 8. Просмотр видео притчи «Всё оставляет свой след».   

Посмотрите  внимательно притчу «Всё оставляет свой след» и подумайте,  какое правило должны соблюдать люди при общении.                                                    

    Один молодой человек  часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:                                                                  - Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.                                                                                                                                      В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:                                                                                                                - Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.                                                                                                                                  Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:                 -Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

1. Какой характер был у сына? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).

2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).

3. Что сказал отец сыну, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).

Вывод. Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?            Люди должны соблюдать определённые правила в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение.  В решающий момент необходимо сдерживать себя, чтобы избежать конфликта.

Мини итог. О каком качестве мы с вами говорили? (о терпимости). Что такое терпимость?

Слайд 9. Инсценировка миниатюры «Петя Невежа»                                          Посмотрите внимательно Инсценировку миниатюры «Петя Невежа» и скажите, можно ли назвать их общение культурным?     

Лиза. Нет, нет, погоди! Не здороваешься, делаешь вид, что никого не заметил, убегаешь! Не повезло тебе, Петя…                                                                                                                                                              я  уверена, что ты бы поздоровался, если бы знал, какое тебя ждёт наказание…    Петушок, подожди! Куда же ты бежишь?                                                                                                                                              Петя (неохотно). Ну, чего тебе? (Остановился, засунул руки в карманы).                                                           Лиза. Петушок, почему ты не поздоровался с нашей учительницей?                                                                                               Петя. (смотрит под ноги). Как это «не поздоровался? Я её и в глаза не видел.                                                            Лиза. Видел, видел, пожалуйста, не оправдывайся, заметила, как ты удирал.                                                                                                      Петя. Не суй нос не в своё дело. Как бы у тебя все бантики не полетели.                                                                            Лиза. (Разозлившись, выпаливает, как пулемёт). Не груби! Я вот умею здороваться. Мама мне всегда говорит: « Лизонька, язык у тебя не отсохнет, если ты каждому скажешь «Добрый день», если поклонишься, так тебя тоже не убудет. А главное, ведь сейчас конец четверти, скоро отметки будут выводить…                                                                                                                                                                 Петя.  (Презрительно). Так она и попалась на твоё сюсюканье! Держи карман шире!                                                                                                                           Лиза. Попадётся или не попадётся, всё равно! А папа говорит, что он у себя в учреждении со всеми вежлив, чтобы ни с кем не испортить отношений. Когда к нам по четвергам приходит моя тётя и мамина приятельница, мама каждой говорит: «Ах, какой сюрприз! Ах, как я рада. Проходите, проходите…»                                                                                                                                                                           Петя.  (У которого вот – вот лопнет терпение). Перестань трещать, я …                                                                                                    Лиза. Не перебивай! Невежа невоспитанный! Вынь руки из карманов, когда говоришь с дамой!                                                                                                             Петя. Это с тобой – то? Так ты не размахивай руками у меня перед носом. Глаза ещё выткнешь!                                                                                                      Лиза. Нахал! Я всё равно про тебя учительнице расскажу! Будешь знать.

- Можно ли назвать их общение культурным?                                                                  - Какие ошибки допустили Лиза и Петя при общении друг с другом?   (перебивали друг друга, обзывала Лиза Петю,  не вежливо обращались друг к другу)                                                                                        

Вывод. Культура общения включает – культурное  поведение, вежливую  речь, доброе уважительное отношение к человеку.                                                   

Давайте с вами прочитаем  слова известного писателя А.П. Чехова, как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди?                                                                                                               «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы»

Мини итог. -  Как же должны вести себя люди общаясь друг с другом?

Слайд 10. Физминутка  для глаз и упражнения обще развивающие.

  Слайд 11. Стих Общения слова.

- Послушайте внимательно стихотворение и скажите,  о чём говорится в стихотворении? 

Нужны в общении слова.                                                                                                                                                                       И, ты об этом знаешь.                                                                                                                                                                                И их направленность важна,                                                                                                                                                                               К кому их обращаешь.

Мысли выразят слова,                                                                                                                                                               Речь их подкрепляет.                                                                                                                                                                     Чем привлекут они тебя,                                                                                                                                                                    А может, напугают?

Нескрываемая лесть                                                                                                                                                                 Её ты осуждаешь?                                                                                                                                                                                      В глаза как важно посмотреть,                                                                                                                                                  В них многое узнаешь.

Слова и омут, и алмаз                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Возносят... разрушают?                                                                                                                                        Произнесённые  не раз,                                                                                                                                                                     На нашу жизнь влияют.

Мини итог. О чём говорится в стихотворении?  (Слова бывают разные, одни слова человека возносят, другие наоборот разрушают).

     Мы иногда не придаем должного значения словам  особенно сказанные в минуту раздражения, усталости, на перемене в школе, дома маме… Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Неслучайно об этом говорится в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От одного слова - да на век ссора»…  грубость и резкость отрицательно влияет не только на других, но и на тебя самого.

Слайд 12. Упражнение «Найди ошибку».                                                               Дети делятся на три группы, каждой группе предлагается ситуация, в которой нужно  найти  ошибку в общении, повлекшую к возникновению конфликта.     В конце задания каждый ученик оценивает свою работу  по листу достижения.                                                                                                          

1 группа.  Папа подарил Вове на день рождение новые марки. Вова показал их своему приятелю Косте и радостно сообщил:                                                                                                                                                                               - Смотри, какие мне марки папа подарил! Редкие, красивые! Тебе нравится?                                                                - Да у меня таких,  навалом! – засмеялся Костя. – И ничего особенного в них нет! А отец твой, по-моему, совсем в марках не разбирается! В общем, ерундовые марки! Давай я лучше тебе, свои покажу?                                                                                                                                                                                               Но Вова не захотел, и потом еще три дня с Костей не разговаривал.                                                              

- Как вы думаете,  ребята, почему? (отвечают дети). Как вы расцениваете поступок Кости?

- В чём он неправ? А как бы поступили вы? 

Вывод.  Важно научится чувствовать, что нужно другому человеку, что для него обидно, в чем он нуждается больше всего. От того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.

2 группа. Ситуация « В троллейбусе едет юноша. Его внимание привлекла только что появившаяся женщина не первой молодости. Она оперлась на спинку сидения, занятого школьницами. Молодой человек решил незамедлительно навести порядок: «Девочки, вы что ослепли, не видите, что рядом стоит женщина, которая годится вам в бабушки? Уступите ей место!» Юные пассажирки поспешили к выходу. Но их скамья так и осталась пустовать. «Спасибо, внучек» -, с иронией произнесла женщина, за которую вступился молодой человек. Её лицо заметно погрустнело. Юноша недоумевал: «Что это с ней?»

Так что же это с ней?

- Как вы расцениваете поступок юноши?

- В чём он неправ?  (Ответ: молодой человек проявил бестактность, назвав её бабушкой. Кроме того, он был груб со школьницами).                                                      - А как бы поступили вы?

- Как вы выйдете из этих двух ситуаций? Найдите контакт с раздражённым человеком.

3 группа. Нарядная, оживлённая женщина в сопровождении морского офицера входит в трамвай; увидев её рядом, поднимается девочка. – Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты… Спасибо… Не надо…

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым место уступаю. Оживление на лице женщины гаснет.

- Как вы расцениваете поступок девочки?

- В чём она неправа? А как бы поступили вы?                                                                                                                                               Слайд 13.  

Обратимся к словарю.  Такт – умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках.

Вывод. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных качествах. Одно из них Тактичность.  Тактичность и вежливость – не  одно и тоже. В этой ситуации присутствует вежливость, а тактичность увы отсутствует.

Слайд 14. Правила общения с людьми:                                                                                 -  Ребята, какие  правила надо  соблюдать при общении?

  •  Ко всем относись с уважением;
  •  Будь вежливым со всеми;
  • Слушай собеседника, не перебивая его;
  •  Проявляй искренний интерес к людям;
  •  Не допускай грубых и ироничных высказываний;
  •  Говори доброжелательным тоном;
  •  Будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;
  •  Если ты поступил неправильно – извинись.

  С самого детства надо осваивать науку общения, овладевать умением вести себя так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно.

Слайд 15. Совет  детям при общении.

Попробуйте в общении:                                                                                                         Не наступать, а уступать;                                                                                                                        Не захватить, а отдать;                                                                                                          Не кулак показать, а руку протянуть;                                                                                     Не кричать, а внимательно выслушать

3.Итог.                                                                                                                                 Слайд 17.  Ступенька роста.                                                                                                                         - Ребята назовите  тему нашего занятия?                                                                                    - Чему мы учились на занятии?                                                                                                   - О каких основных нравственных качествах  общения мы с вами говорили? (терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость).                                                  - Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (чтобы быть успешным в жизни, хорошо устроится на работу, уметь хорошо общаться с людьми).                                                                                                                         - Как вы думаете, полученные знания на занятии пригодятся  в жизни? (Да)        - Когда? (При общении с людьми, при устройстве на работу и т.д.)

Оценка работы детей по листу достижения.                                                                 Ребята давайте  подсчитаем баллы и узнаем, кто лучше всех работал на занятии.

Оценка каждого ученика воспитателем.

Вот и заканчивается наша встреча. Сегодня мы с вами попытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять, как найти общий язык друг с другом. Конечно, сразу научиться искусству общения нельзя. Человек учится этому всю жизнь, и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным. Благодарю всех за активное участие. Надеюсь, что классный час оставил след в душе каждого.

              Используемая литература и  интернет-источники.

  1. Этикет повседневного и делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе/Авт. – сост. И.Н.Кузнецова. – М. :АСТ;Мн. :Харвест,
  2.  Классные часы 7класс / Автор – сост. А.В. Давыдова. – М.:ВАКО, 2014.
  3. Классные часы 5 – 7 – х классах / Н.Ф. Дик. Ростов – на – Дону «Феникс» 2005.
  4. http://prit4i.ru/pritcha-o-gvozdyah/
  5. http://uchebnikionline.com/menedgment/kultura

 КОУ  Омской области «Полтавская адаптивная школа – интернат»

   

Нравственная культура общения

(открытое занятие  для детей 13 – 14 лет)

Составитель: воспитатель первой категории

В. И. Махиборода

             

                                                                          2015  год

                                                             

на участие в областном конкурсе методических разработок и программ по проблемам образования детей особой заботы

1.НОМИНАЦИЯ_ методическая разработка воспитательного проекта

  2.НАЗВАНИЕ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ    проект « Горжусь своими земляками».

3. АВТОР:

Фамилия_Махиборода

Имя Валентина

Отчество_Ивановна

4.ОУ (полное наименование)  КОУ  «Полтавская  коррекционная  школа – интернат VIII вида»_______________________________________________

  1.  ДОЛЖНОСТЬ    Воспитатель
  2.  АДРЕС  Р П. Полтавка, ул Новая 3.  ТЕЛЕФОН  (38163-21777)
  3. ЛИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН КОНКУРСАНТА (моб.)   895033052 76
  4.  АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ    valya.makhiboroda.67 MV1967  
  5. Согласен с обработкой персональных данных

_____________________________________/____В. И.Махиборода

                                         Подпись                                          расшифровка

Пакет конкурсной документации

получил(а)____________/______________

(личная подпись) расшифровка

Дата регистрации_____________________

Регистрационный номер

№_________________________________

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Экспериментальная работа по нравственному воспитанию». «Культура общения»

Культура общения– это обязательный элемент общей культуры человека.Культурный, образованный человек – это человек не только много знающий иумеющий, но, прежде всего, творческий.Культура – это система ...

Анализ экспериментальной работы по нравственному воспитанию личности Тема: «Культура общения»

Основополагающая цель третьего года обучения детей по теме: «Культура общения» - это развитие внутренней духовной культуры учащихся, духовное становление личности («Душа обязана трудиться»). В процесс...

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Рабочая программа По курсу ОРКСЭ (ДНКР Духовно-нравственная культура России) для 4-х классов по учебнику Кураева А.В "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а та...

Статья "«Значение программы «Этикет и культура общения в духовно-нравственном воспитании личности россиянина - ступени к формированию российской гражданской идентичности»

В статье раскрыта важность духовно-нравственного воспитания личности россиянина, ступени к формированию российской гражданской идентичности и показана актуальность и значимость в достижении этого допо...