проекты в начальной школе
статья

проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ip_2_nikolaeva_anastasia_gotov.docx36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Компоненты проекта

Описание исследовательского проекта

1

ФИО участника

Николаева Анастасия Александровна

2

Тема проекта

«Влияние звука на эмоциональное состояние человека»

3

Актуальность проекта

Человек каждую секунду своей жизни окружен всевозможными звуками. Слух является неотъемлемой частью полноценного восприятия картины мира. Звучит все. Мы слышим звуки природы, звуки машин, звуки городского шума. Но не все звуки подвластны человеческому слуху. Например, ультразвуковые волны человек не воспринимает. Однако звуки, которые неспособен уловить человеческий слух, тем не менее, влияют на его организм. Человек, находящийся в современном мире слышит также огромное количество звуков разных по силе громкости.

Шум влияет на нервную систему человека, нарушает нормальную жизнедеятельность организма. По данным исследования оказалось, что после школьных учебных занятий 47% учащихся постоянно чувствуют усталость,
25,5% раздражительны, 27,5% испытывают головную боль.

 В настоящее время уже известно, что различная частота звука имеет определенное влияние на организм человека. Проанализировав эти данные, у учащихся  4  класса возник вопрос о том, как можно выявить положительное или отрицательное влияние звука на состояние человека.

4

Проблема исследования

Как звуки влияют на эмоциональное состояние человека?

5

Объект исследования

Звук

6

Цель проекта

Выявление влияния окружающих звуков на эмоциональное состояние человека.

7

Задачи проекта

  • изучить учебную литературу по исследуемой проблеме;
  • выявить положительное и отрицательное влияние звуков на эмоциональное состояние человека;
  • провести опыты, наблюдения;
  • обобщить полученную информацию и сделать выводы.

8

Гипотеза исследования

Если изучить литературу и провести анализ проведенных опытов о влиянии различных звуков на человека, то это позволит более точно установить взаимосвязь между уровнем звука и эмоциональным состоянием человека.

9

Методы исследования

Теоретические методы:

  • изучение литературы по проблеме исследования;
  • обобщение, вывод.

Эмпирические методы:

  • наблюдение;
  • проведение опытов;
  • сравнение, сопоставление;
  • обобщение.

10

Тип проекта

Краткосрочный (1 неделя)

11

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап:

1)сформулировать учебную проблему с учащимися;

2)познакомиться и отобрать учебную литературу по заданной проблеме.Предполагаемый результат: наличие у учащихся понимания, какую проблему они будут исследовать; подготовленная литература для ее использования в проектной деятельности.

Поисково-информационный этап:

1) анализ учебной литературы; анализ ключевых понятий по проблеме исследования: уровень звука, децибелы;

2) подбор опытов.

Предполагаемый результат: уточнены ключевые понятия; проведена подготовка определенных опытов с учетом особенностей объекта исследования.

Опытно-экспериментальный этап:

Опыт №1

Цель: выявление особенностей воздействия различных звуков природы на эмоциональное состояние человека.

Оборудование:

  • лаб-диск;
  • компьютер.

Учитель включает учащимся мелодию (звуки природы). С помощью специального устройства лаб-диска он совместно с учащимися измеряет громкость звука в децибелах. После проведения рефлексии большинство учащихся чувствуют себя спокойно и комфортно.

Вывод: меньшее количество децибелов звуков природы благоприятно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

Опыт № 2

Цель: выявление особенностей воздействия громкой музыки на эмоциональное состояние учащихся.

Оборудование:

  • лаб-диск;
  • компьютер.

Учитель совместно с учащимися слушают громкую музыку (более 110 дцб). С помощью лаб-диска учащиеся измеряют громкость звука. При проведении опроса выяснилось, что у 85% учащихся проявлялся дискомфорт, раздражительность, усталость.

Вывод: слишком громкие звуки (шумы) отрицательно влияют на эмоциональное состояние учащихся: появляется раздражительность, усталость.

Опыт №3

Цель: выявление особенностей воздействия классической музыки на эмоциональное состояние учащихся.

Оборудование:

- лаб-диск;

- компьютер.

Учащимся предлагается в соответствии с инструкцией учителя послушать классическую музыку. После 10 минут прослушивания этой музыки им предлагается описать свое эмоциональное состояние. По результатам исследования выяснилось, что большее количество учащихся при прослушивании данной музыки испытывали спокойное эмоциональное состояние. Музыка приятна для восприятия и было отмечено, что такую музыку хорошо слушать после уроков.

Вывод: по результатам исследования выяснилось, что классическая музыка наиболее благоприятна для восприятия учащимися и поддержки их положительного эмоционального состояния.

Результаты опытно-экспериментального этапа:

№ опыта

Содержание

Вывод

Опыт № 1

Учащиеся слушают мелодию (звуки природы)

меньшее количество децибелов звуков природы благоприятно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

Опыт № 2

Учащиеся слушают громкую музыку

слишком громкие звуки (шумы) отрицательно влияют на эмоциональное состояние учащихся

Опыт № 3

Учащиеся слушают классическую музыку

классическая музыка наиболее благоприятна для восприятия учащимися и поддержки их положительного эмоционального состояния.

Исходя из результатов проведенных опытов можно сделать вывод, что эмоциональное состояние человека во многом зависит от вида музыки и воспроизводимой громкости звука. При звучании громкой музыки (80 дц) у учащихся отметили изменения в эмоциональном состоянии. Более положительно они отнеслись к музыке со звуками природы. Такая музыка их успокаивала расслабляла, способствовала комфортному состоянию.

Завершающий этап:

Составление памятки на тему: «Влияние звука на эмоциональное состояние человека».

12

Оборудование для проведения исследования

Лаб-диск, компьютер.

13

Продукт проекта

ПАМЯТКА

«ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

В структуре памятки два блока:

1. Сведения о безопасном и небезопасном уровнях звуков

2. Как правильно учитывать различное воздействие звуков на организм человека

Звук – это физическое явление. Звук представляет собой невидимые упругие волны, распространяющиеся в твердой, жидкой и газообразной среде.

Шум – это беспорядочные колебания физических объектов в природе. Это неблагозвучная совокупность звуков. В современной науке различают звуковые, радио и электрические шумы. Средний и самый безопасный для нашего здоровья уровень шума – 55–70 дБ.

 Средний и самый безопасный для нашего здоровья уровень шума – 55–70 дБ. Влияние звука и шума на человека с большей интенсивностью может оказаться пагубным.

Уровень опасно громкого шума начинается с 70 дБ. Звук с интенсивностью более 130 дБ вызывает физическую боль, а 150 дБ и выше могут стать для человека смертельными. 

Ухо человека воспринимает частоту от 16 Гц до 20000 Гц (или 20 кГц, где «к»– кило). Герц – единица измерения частоты. Звук с частотой колебаний ниже 16 Гц не слышен человеческому уху и называется инфразвуком от лат. Infra - ниже. Такой частотой обладают почти все человеческие органы.

1. Сведения о безопасном и небезопасном уровнях звуков

Безопасный уровень шума:

 10 дБ – шепот;

20–30 дБ – естественный шумовой фон в помещении;

50 дБ – разговор спокойным тоном;

70 дБ – уровень шума на оживленной улице.

Небезопасный уровень шума:

80 дБ – работа двигателя грузовика;

90 дБ – шум поезда в метро;

110 дБ в среднем – звучание аппаратуры на концертах и дискотеках.

2. Как правильно учитывать различное воздействие звуков на организм человека

Человеку для своей полноценной жизнедеятельности важно учитывать различное воздействие звуков на его организм

  1. Уровень звука (80 дБ) вызывают изменения кровотока в кожных покровах, возбуждает нервную систему и снижается  уровень слуха, что со временем может привести к тугоухости.
  2. Разговаривать друг с другом необходимо спокойно, так как разговор на повышенных тонах (50 – 60 дБ) снижает не только внимание и реакцию человека, но и ухудшает зрение.
  3. Уровень звука 80 ДБ – допустимая граница терпимого шумового воздействия на организм человека.
  4. Абсолютная тишина также неблагоприятно влияет на состояние, т.к.  снижается работоспособность. Звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
  5. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
  6. Громкая и шумная современная музыка  притупляет слух, вызывает нервные заболевания.
  7. Успокаивающим эффектом обладает классическая музыка. Музыка Моцарта обладает целебными и терапевтическими свойствами. При прослушивании музыки активизируется  вся область коры головного мозга, а от музыки других авторов всего один или несколько отделов головного мозга.
  8. Благотворным влиянием обладают звуки природы. Они находятся в таком частотном диапазоне, который наиболее соответствует человеческой природе. Пение птиц бодрит, поднимает настроение, а шум дождя успокаивает, расслабляет.
  9. Слушать музыку можно только через двуканальные наушники, их можно использовать в течение 1 часа в день.
  10.  Нельзя пользоваться  наушниками в слишком шумных местах, например  в автобусе.
  11.  Необходимо учитывать то, что влияние звуков музыки на человека проявляется в ускорении мозговой активности, что благоприятно сказывается на наших познавательных способностях.
  12.   Музыку можно использовать при  изучении иностранных языков.
  13. С помощью музыки можно нормализовать давление, улучшить работу сердца и центральной нервной системы, иногда даже восстановить поврежденные участки мозга.

14

Перспектива проекта

Памятка как один из видов проектной продукции  может быть использована:

  • на уроках «Окружающий мир» в начальных классах;
  • на итоговом родительском  собрании «Наши успехи», где учащиеся продемонстрируют результаты своей проектной деятельности;
  • на Всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»;
  • на методическом объединении учителей начальных классов  (обмен профессиональным опытом по организации проектной деятельности  в 4 классе).

15

Используемые источники

1.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

2.Научные опыты для детей / Пер. с англ. А.О.Ковалевой. – М.: Эксмо, 2015.-96с.

3.Интернет-ресурсы http://constructorus.ru/zdorovie/vliyanie-muzyki-na-cheloveka.html

4.Интернет-ресурсы http://www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id=569 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как о...

Исследовательский проект учащихся начальной школы для комлекса детский сад - начальная школа

Коллективная исследовательская работа выполнена учащимися 2 класса "А"  НОУ  ВПО Тольяттинская академия управления в 2012-2013 уч. году, представлена для воспитанников и учащихся комплекса д...

Проект в начальной школе "Какой формы бывают листья" (работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 Общая характеристика листьев растений1.2 Функции листьев, их роль в жизнедеятельности растений1.3 Строение и виды листовой пластины1.4 Формы пластины листа2. Практиче...

Проект в начальной школе "Очищающие свойства кока-колы" (презентация+работа+паспорт проекта)

Введение1. Теоретическая часть1.1 История создания кока-колы1.2 «Классический» состав кока-колы и ее возможный вред2. Практическая часть2.1 Проведение эксперимента и наблюдениеВыводыСписок использован...

Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс

Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....

Проект "Зазеркалье"для Всероссийской олимпиады "Мой первый учитель". Руководитель проекта-учитель начальной школы Платунова Мария Александровна

     Актуальность и новизна проекта: заключается в интеграции предметов художественно-эстетического, патриотического, экологического цикла и физического развития на уровне метапр...