Воспитательное занятие - практикум «Что такое милосердие?» 2 класс
план-конспект занятия (2 класс)

Галимова Гузель Шамилевна

Конспект воспитательного занятия разработан для 2 класса.  Советую использовать как материал для классного часа,  занятия по внеурочной деятельности или воспитательного занятия во время продленного дня.  Заняти- практикум. Используется технология обучения в сотрудничестве (работа в парах). 

Цель данного занятия раскрытие понятия милосердия; воспитание доброго отношения к окружающим, умения прийти на помощь, совершать добрые поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат №67 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Воспитательное занятие - практикум

«Что такое милосердие»

                                                      Занятие   подготовила  воспитатель:

Галимова Гузель Шамилевна                                                    

г. Санкт-Петербург

2020 г.

Воспитательное занятие - практикум «Что такое милосердие»

Цели и задачи:

  • познакомить с понятием «милосердие»;
  • воспитать стремление помочь окружающим;
  • развивать умение уважать другие точки зрения, быть терпимым, толерантным к чужому мнению;
  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Материалы и оборудование: разработка мероприятия, мультимедийный проектор,  музыкальнон произведение

Ход мероприятия.

I.Организационный момент

(Звучит музыка)

Вводная беседа.

-Здравствуйте, ребята. Начнем занятие с того встанем в круг и возьмемся за руки. Улыбнитесь сначала соседу слева, затем справа. А теперь сомкните свои ладошки и потрите их друг о друга. Ощущаете тепло? Возьмитесь за руки и передайте частицу своего тепла, доброты друг другу. Садитесь.

-Обратите внимание на стихотворение на доске:

Жизнь нуждается в милосердии

В милосердии мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании

Наши души как топоры...

Слишком многих мы раним,

Позабыв, что слова остры.

А.Дементьев

- К чему призывает автор, этого стихотворения? (к милосердию)

- Сегодня на занятии, постараемся найти ответ на вопрос Что такое МИЛОСЕРДИЕ?

II.Основная часть.

1. Беседа.

- Послушайте стихотворение.

1 чтец:

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

2 чтец:

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно, поважней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта! -  вместе хором

Милосердие:

- это доброта и уважение
- любовь к людям
- сострадание к людям
- стремление приносить пользу и радость.

- Как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Корень слова Милосердия

- Назовите его (Здесь два корня  мил и серд)

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  

 - Назовите слова с корнем «мил» (милый)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй ,ласковой, нежной)

-Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встречи, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

 - Ребята, назовите еще слово с корнем  «мил»   (милость)

 - Что думаете о значении этого слова?

        ( Помощь, любовь, жалость, добро)  

 - Где и как вы проявляете доброту?

Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.

- Если мы любим человека, мы готовы простить ему все -  любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.  

- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: Милый, милость, помиловать

-Теперь подберем родственные слова с корнем «серд»  (Сердце)

- Вот оно какое наше сердце – послушайте, как оно бьётся.

 - Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева».  Осколки ледяного зеркала попали в сердце Каю, отчего он и сделался злым и жестоким.  Поступки у него тоже были злые и жестокие  - это холодное сердце.

- Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

Сердце болит –

Душа болит-      

( Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)

Антон Павлович Чехов, обращаясь к молодым, писал: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

 « Доброе сердце – это сады,

«Добрые слова – это корни,

«Добрые мысли  – это цветы,

«Добрые дела – это плоды.»

- Итак, родственные слова к слову «сердце»: сердечная боль, сердечный человек

- Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?

- Доброта, жалость, помощь, прощение.

- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)

- Встречались ли вам милосердные люди?

- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре (на доске) С.И.Ожегова

Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия

- Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)

(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

2.Практикум.

1) ИГРА  (Звучит тихая музыка)

  - Давайте попробуем растопить ледяное сердце, и наполним его добром

                 (Добро всегда побеждает зло)

-На сердечках, лежащих на ваших столах, напишите слова, объясняющие значения слова- «Милосердие»

Прикрепите эти сердечки к доске. (На доске мелом выведен контур сердца, и по этому контуру учащиеся прикрепляют сердечки.)

- Получилось большое горячее, доброе  сердце.

 «Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди.

- учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям.

 «Нет, не делайте запасов из любви и доброты. И на черный день грядущий не копите милосердья…» - писал поэт Б.Окуджава.

2)Работа в группах

-В начале занятия вы разделись на 3 группы. Каждой группе дается ситуация.

- Обсудите её в группе: - Как бы вы поступили  на месте мальчиков?

 *Ситуации:

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
  2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу.  Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
  3. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

*Вопросы: (Обсуждение в группах)       
1. Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему? Если «да», то где можно проявить акт милосердия? Приведите  примеры.
2. Нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам…? Обосновать. Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия к таким людям? Обосновать.
3. Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? Почему? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Обосновать.

*Изобразите «Милосердие»  в виде рисунка.

III. Заключение.

 -Давайте подведем итог занятия, сделаем вывод.

Вывод:
 Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать.

  - Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.  Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. Я дарю каждому из вас сердечко с пожеланиями. И прошу не забывать о милосердии, совершайте хорошие, добрые поступки.

Звучит  песня «Дорога добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие-практикум по тема: «Берегите зубы» 4 класс

На занятии была поставлена цель:  научить учащихся отличать понятия вредного и полезного для зубов, для своего здоровья и следующие задачи:Обучающие:      познакомить...

Воспитательное занятие Что такое хорошо и что такое плохо?

Воспитательное занятие предназначено для младших классов .Цели: раскрыть понятия  "хорошо" и" плохо";воспитывать положительные черты характера....

Педагогическая мастерская. Занятие – практикум по формированию выразительного чтения на внеурочных занятиях «Мир книг».

На занятии коллеги знакомятся с некоторыми видами работы над выразительным чтением в начальных классах на внеурочной деятельности...

Воспитательное занятие "Что такое доброта?"

Воспитательное занятие для обучающихся начальной школы. Ход занятия: история и традиции празднования Дня доброты, обсуждение притчи о доброте, тематические игры и упражнения....

Занятие практикум "Золотое сердечко". Социокультурные истоки. 1 класс

quot;Золотое сердечко" - занятие практикум по предмету "Социокультурные истоки" 1 класс. Направленное на формирование представлений о понятиях «золотое сердечко»,...