Технологическая карта воспитательного занятия "Арктика - территория развития" 4 класс
план-конспект урока

Бондарева Наталья Андреевна

Технологическая карта описывает воспитательное занятие «Арктика – территория развития» для учащихся 4 класса, направленное на формирование представлений об Арктике, её ресурсах и проблемах, а также на развитие экологического мышления и гражданской ответственности. Занятие включает в себя интерактивные игры, групповую работу и презентацию результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_zanyatie_arktika_-_territoriya_razvitiya.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подпись учителя_________

Подпись методиста_______

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КЛАССНОГО ЧАСА

Дата:

Ф.И.О. студента: Бондарева Наталья Андреевна

Класс: 4 А

Учитель: Горожанкина И.Н.

Тема: «Арктика - территория развития»

Направление внеурочной деятельности: общекультурное

Форма проведения занятия: интерактивная беседа

Цель: развитие представлений обучающихся об Арктике, ее истории, жизни людей; формирование понимания стратегического значения Арктики для развития страны и укрепления позиций России на международной арене; воспитание чувства ответственности за сохранение уникальной природной среды Арктики.

Задачи:

Дидактические:

- формировать представление обучающихся о географическом, природном, климатическом своеобразии Арктики; о многообразии мира и образа жизни людей

Развивающие:

- развить у обучающихся навыки получения информации из видеоматериала, логическое мышление, умение решать нестандартные задачи

Воспитательные:

- способствовать сплочённости коллектива и формированию уважительного отношения к другим

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность учителя, используемые технологии

Форма организации деятельности обучающихся

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная,

П-парная,

Г-групповая)

Планируемые результаты

Примечания

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

I. Подготовительный этап

Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Андреевна, я студентка Каменского педагогического колледжа и сегодня разговоры о важном проведу у вас я.

Итак, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие на территорию, примыкающую к Северному полюсу. Обсудите в парах, как вы думаете куда именно мы отправимся? (В Арктику)

28 февраля отмечается день Арктики. Как вы думаете, почему этой территории выделен целый день в календаре? (Привлечь внимание к этому уникальному региону, истории его освоения, значению для развития России, научным исследованиям и культурному наследию народов) Вы большие молодцы! Арктика – это действительно очень уникальное место нашей планеты, имеющее большое значение для России. Опираясь на ваши ответы, давайте попробуем сформулировать цель занятия. (Цель: узнать об Арктике, её истории и её жителях, а также её значении для России.) Что бы вы хотели узнать об Арктике на сегодняшнем занятии? (Где расположена зона Арктики на карте, о растительном и животном мире этой зоны, чем занимается население, о полярном сиянии)

П

Ф

Появление мотивации к деятельности

Нацеливание на успешную деятельность

Первичное представление о географическом положении Арктики

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

1 слайд

II. Основной этап

Пять государств: Россия, США, Норвегия, Канада и Дания имеют свои арктические территории, но российская часть Арктики – самая большая, то есть наша страна – лидер в этом регионе. Посмотрите, какая значительная часть территории России приходится на арктическую зону.

А сейчас приготовьте пальчики. Я немного расскажу об удивительной Арктике, а вы постарайтесь запомнить как можно больше фактов. Арктика – уникальное место нашей планеты. Льды занимают там очень большую площадь и летом, и зимой. С самолета они кажутся устойчивыми, но на самом деле находятся в непрерывном движении. Льдины то сходятся, то расходятся, напирают друг на друга с грохотом и треском. В Арктике обитает множество уникальных животных: белые медведи, северные олени, моржи, тюлени, усатые киты. С сентября по апрель в Арктике можно наблюдать одно из самых красивых на земле явлений – северное сияние. Сколько фактов вы насчитали? (5: льды занимают большую площадь, льды находятся в непрерывном движении, льдины сталкиваясь трещат и грохочут, уникальные животные, с сентября по апрель можно наблюдать северное сияние) Несмотря на суровые климатические условия, земли Арктики издревле привлекали путешественников и исследователей. Что же привлекало людей в этих суровых краях? (Запасы полезных ископаемых, доставка груза, развитие науки) Дополнение ответов при необходимости. Вы абсолютно правы! Много экспедиций по льду к Северному полюсу возвращалось, не достигнув цели, многие погибали. Корабли, попадавшие в ловушку льда, терпели крушения. Но сегодня есть такие суда, которым не страшен лёд. Как они называются? (Ледоколы) Правильно, это ледоколы. Они отличаются особой яйцевидной формой корпуса. Благодаря такой форме лед не сможет раздавить судно. Для работы первых ледоколов использовалась энергия пара. В XX веке благодаря ледокольному флоту активно велась прокладка Северного морского пути.

Важными событиями в освоении Северного морского пути стали экспедиции Отто Юльевича Шмидта. В 1932 году на ледоколе «Александр Сибиряков» отправилась из Архангельска до Берингова пролива, а в 1933 году отправилась из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин», но судно попало в ледовый плен на 5 месяцев и в итоге затонуло. К счастью, участники экспедиции успели эвакуироваться. Возвращавшихся из экспедиций полярников встречали, как героев. Как вы думаете, почему? (Их работа в Арктике во льдах считалась серьёзным испытанием)

Исследователям Арктики, в 1934 году был посвящен

специальный номер журнала «Мурзилка».

Физ. Минутка

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

Я по Северу бродил.

Встретил там песца, тюленя,

Горностая и оленя,

Белого медведя встретил

И моржа я там заметил,

И кита увидел в море,

Даже чаек на просторе.

Всем подарки я дарил,

Всяк меня благодарил!

За столетия изучения Арктики исследователи и ученые приобрели огромный опыт и пришли к выводу, что необходим такой ледокол, который сможет пробиться сквозь самые мощные арктические льды. И такой ледокол в итоге создали, но

для него нужны мощные двигатели. Как же обеспечить такой мощный ледокол топливом? (атомной энергией) Вы правы. На помощь пришла атомная энергия. Благодаря атомным ледоколам возможность побывать на Северном полюсе появилась и у школьников. Ежегодно проходит научно-просветительский проект

«Ледокол знаний». Давайте посмотрим интервью, которое взял

российский актер Марк Эйдельштейн у капитана атомного ледокола «50 лет Победы» Руслана Сасова. Как вы думаете, почему Руслан Владимирович гордится своей работой? (Гордится своей работой, потому что атомный ледокольный флот — гордость России. Такие суда есть только у нашей страны) Какие качества Руслан Владимирович считает

необходимыми для капитана? (Ответственность, железная воля, выдержка и смелость)

Атомный ледокольный флот – гордость России. Атомные ледоколы есть только у нашей страны. Сколько сейчас в мире атомных ледоколов? (8) Да, 8 гигантов высотой в несколько этажей.

Посмотрите на слайд. Что производит на вас самое большое впечатление? Комментарий к слайду. (Ответы обучающихся)

С тех пор наука и технологии шагнули далеко вперед. Атомоходы стали еще больше и мощнее.

Арктика сурова, но не безлюдна. На территории Арктики и в приарктической зоне живут люди. Как вы думаете, как живут там люди? Что надевают, что едят? (Тёплую одежду, рыбу) Чем занимаются? (Разводят оленей, ловят рыбу) Посмотрите на фотографии, они помогут вам ответить на вопросы.

Те, кто занимается оленеводством ведут кочевой образ жизни. Как вы это понимаете? (Много переезжают с одного места в другое) Это значит, что семьи оленеводов со своими стадами не живут в одном и том же месте, а переезжают, причем круглый год.

Дети кочуют вместе с родителями. Как вы думаете, может ли школа переезжать раз в несколько дней? (Да/нет) Оказывается, да. Дети учатся в кочевой школе. Уроки им дает учитель, который кочует вместе с оленеводами. Обсудите в группах, как проходит день школьника в кочевых школах?

Ф

Г

Представления обучающихся

о географическом, природном, климатическом

своеобразии Арктики, обогащение лексического запаса обучающихся новыми словами, первичные

представления об атомных ледоколах и их роли

в освоении Арктики, осознание необходимости получения знаний и их роли в современном мире

Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, делать и формулировать выводы, подкреплять их доказательствами

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Видеоинтервью с капитаном атомного ледокола «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» Русланом

Владимировичем Сасовым

6 слайд

5 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

III. Заключительный этап

Давайте узнаем еще несколько удивительных фактов об Арктике и повторим то, о чем говорили сегодня.

Интерактивная игра «Арктика: правда или вымысел» (Даётся какое-то утверждение об Арктике и нужно определить правда это или же нет)

Мы все должны понимать, что Арктика – это уникальная территория, и она играет огромную роль в жизни нашей страны.

Сейчас я раздам вам снежинки, а вы в зависимости от своих впечатлений раскрасите их в зелёный – занятие понравилось, жёлтый – на занятии мне чего-то не хватило, красный – занятие не понравилось. Всем спасибо за урок, вы все большие молодцы! До свидания!

РЕЗЕРВ

Сейчас я буду загадывать загадки про Арктику, а вы ребята попробуете их разгадать. Готовы? (Да) Тогда начнём!

1. Раскинулся шатёр,

Горит ярко, как костёр, Разноцветными огнями

Над холодными полями (северное сияние)

2. В ледовитом океане,

На краю родной земли,

Они плывут в тумане

Как будто корабли. (айсберги)

3. Мех белый серебристый, Хвостдлинный и пушистый,

Птиц и грызунов ловец,

На лису похож (песец)

4. Живёт он среди вечных льдов,

Ласты есть, но нет клыков.

Для него вкуснее нет

Много рыбы на обед.

Наелся и лежит весь день

На льдине северный (тюлень).

5. В шубе белой меховой,

Словно в валенках зимой,

Любит холод и метель,

Любит снежную постель (белый медведь).

6. Наточив свои клыки,

Спят у моря толстяки.

Лишь усатый часовой

Крутит важно головой (морж)

7. Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывёт к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (ледокол)

8. Через море-океан

Плывёт чудо-великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту. (усатый кит)

9. В эти тёмные полгода с освещеньем беда. В сумраке живёт природа за полярным кругом (полярная ночь)

10. Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит (полярный день)

Ф

Осознание сопричастности к прошлому, настоящему

и будущему своей страны и родного края; первоначальные

представления о человеке как члене общества, о правах и ответственность

Планировать действия по решению

учебной задачи для получения результата; корректировать

свои учебные действия для преодоления ошибок

Делать и формулировать выводы, подкреплять их доказательствами,

Выражать эмоции в соответствии с целями

и условиями общения в знакомой среде; проявлять

уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и

аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое

высказывание в соответствии с поставленной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологической карты воспитательного мероприятия «Новое о светофорах» с использованием ЦОР

Технологическая карта воспитательного мероприятия по ПДД для детей 1-2 классов с использованием ЦОР....

Технологическая карта воспитательного занятия "Удивительный город-герой Санкт-Петербург"

Данная разработка помогает учителю спланировать группы результатов-личностные,познавательные, регулятивные,коммуникативные при проведеннии воспитательного занятия...

Технологическая карта воспитательного мероприятия на тему: "В гостях у Старичка-Лесовичка" (1 класс)

Тема: «В гостях у Старичка-Лесовичка».Возраст детей: 7-8 лет.Цель: организация деятельности по углублению знания детей о разнообразии растительного мира....

Технологическая карта воспитательного занятия "Калейдоскоп моих прав и обязанностей" 3 класс

Технологическая карта описывает воспитательное занятие «Калейдоскоп моих прав и обязанностей» для учащихся 3 класса, направленное на формирование у детей понимания своих прав и обязанносте...