Технологическая карта воспитательного занятия Тема: «Россия – Родина моя» 3 класс
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Киселева Ольга Игоревна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_rossiya_rodina_moya_3_klass.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31» города Смоленска

Технологическая карта воспитательного занятия

Тема:  «Россия – Родина моя»

3 класс

Составила: учитель начальных классов

Киселева О.И.

Цель: формировать понятие о любви к Родине как одной из главных нравственных ценностей.

Задачи

Обучающие:

формировать понятие родины, как места, где человек родился, и страны, где он живёт;

- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию;

- закрепить знания детей о государственных символах России;

Развивающие:

- развивать мышление, коммуникативные качества личности;

- развивать познавательный интерес к изучению истории, культуры, природы родного края;

- развивать самостоятельность, ответственность;

- развивать навыки познавательной, творческой деятельности.

Воспитательные:

-  воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма;

-  воспитывать  любовь к родителям, близким.

Оборудование: презентация «Россия – Родина моя»,  плакаты.

Музыка: аудиозапись песни «С чего начинается Родина», аудиозапись Гимна России.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «духовный мир человека», «нравственные ценности».

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.

Р. Навык саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления,  аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Формирование у детей образа родной страны  как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей; воспитание в детях радости и гордости за то, что мы родились и живем в России.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формирование УУД

Организационный момент

Цель этапа - эмоциональный настрой учащихся

Здравствуйте, ребята, давайте позовем хорошее настроение. Для этого посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

Ребята послушайте отрывок из песни “С чего начинается родина?”

Дети улыбаются друг другу, слушают песню.

Личностные компетенции: эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Постановка цели занятия

Цель этапа - организовать формулирование темы урока учащимися

- Ребята, что вы чувствовали, когда слушали эту песню, просматривали иллюстративный материал?

- О чем прозвучавшая песня?

- Как вы думаете, о чем  мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы с вами посвятим наше мероприятие России - нашей Родине. Поговорим о том, почему мы Россию называем Родиной, почему мы её любим, почему мы ее должны любить и беречь. Слайд 1

Ответы детей

Личностные:

мотивация учебной деятельности
Регулятивные:

самостоятельное формулирование темы занятия. 

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

Основной

Цель этапа – актаулизация знаний учащихся; открытие новых знаний

Презентация

Конкурс пословиц и поговорок

Учитель: Эпиграфами к нашему мероприятию станут слова великого русского писателя И.С.Тургенева: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись" и слова древнеримского философа Сенеки о том, что "Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя". Слайд № 2

Россия – наша Родина.  Почему мы зовём её  Отечеством?

 

Почему мы называем её Родиной?

Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети.  Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.

У каждого государства, у каждого народа есть свой образ идеального Отечества, идеальной Родины. Он помогает каждому человеку, каждому народу делать свой выбор в трудных случаях жизни. Он помогает нам решать, как нужно поступать в тех или иных случаях. Так, например, англичане называют свою Родину добрая старая Англия, французы - милая Франция, а мы, русские - Матушка Россия.

Слайд № 3.

Учитель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

 За ясные зори, умытые росами,

 За русское поле с колосьями рослыми.

 За реки разливные в пламени синем

 Тебя по-славянски назвали Россия.

 С. Комратова

 Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Русь, Родина, Россия - какие красивые, широкие и загадочные слова.

У каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Так и у нас, у людей, есть своя Родина, свои корни.

Что такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет; дом, где он родился; березку у дома; место, где жили его предки? Наверно, все это и есть Родина.

Учитель: Каждый человек, произнося такое теплое, доброе название, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ.

Ребята, а какой вы видите свою Родину? За что вы ее любите?

Как мы должны относиться к нашей родине?

Правильно, охранять, беречь, любить. Что же значит – любить родину? Посмотрите на доску: здесь сказано о том, какие поступки можно совершать по отношению к своему родному краю. Прочитайте, подумайте, какие из этих поступков указывают на то, что человек не любит свою родину.

Беречь природу

Рвать, портить государственный флаг и герб        

Знать историю края

Не интересоваться историей своего рода, страны

Разумно использовать природные богатства,

Ломать заборы, разбрасывать мусор,

Уважительно относиться к людям,

Грубить окружающим,

Сохранять традиции предков

Бездумно расточать полезные ископаемые

Благоустраивать место жительства        

Безжалостно истреблять животных и растения

 Ребята называют, какие поступки указывают на то, что человек не любит свою родину, а учитель удаляет листочки с названиями этих поступков с доски.

А теперь давайте вслух прочитаем, что значит любить родину.

Беречь природу

Знать историю края

 Разумно использовать природные богатства        

Уважительно относиться к людям,

 Сохранять традиции предков

 Благоустраивать место жительства        

-Ребята, а вы знаете, что означает слово "Родина"?

- Правильно, (Слайд № 4) Родина - это место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос (нация).

Откуда же произошло само слово "Родина"? ( Слайд №5) Слово это произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо древнего рода. Само слово "род" обозначает древнейшего бога славян Рода. Слов с корнем "род" много (Слайд №6):

родить - произвести на свет потомство;

родители - отец и мать, у которых рождаются дети;

родня - родственники;

- родословная - перечень поколений одного рода.

Люди гордятся своей родословной, изучают.

У каждого из нас есть большая родня - наши предки, которые и защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия! (Слайд №7, 8). Беспредельная любовь к Родине, к народу, к человеку - вот что рождало подвиги, вот что превращало хрупких мальчишек и девчонок в сказочных богатырей. Они любили Россию, поэтому победили врагов страны. Они завещали нам беречь и защищать Родину. Давайте, ребята, мы прислушаемся к их словам и будем беречь нашу Родину - Россию.

- А сейчас конкурс пословиц и поговорок. Пословицы - это тоже наше наследие, это мудрость народная. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь. Вспомним пословицы о Родине! (Слайды № 9,10,11,12,13) Я начинаю, а вы заканчиваете.

Родимая сторона - мать: а чужая ….

Жить - Родине... .

Береги землю родимую, как...

Родина-мать, умей...

Родина - всем :……. .

- Наша Родина всегда гордилась своими церквями, храмами. Белокаменные, старинные в обрамлении зелени они кажутся жемчужинами на зеленом бархате. Церкви были разные: однокупольные, пятикупольные или со множеством глав. Храмовое многоголовье - вот еще одна гордость России! Слайд № 14.

- Церкви в России ставили на высоком, открытом месте, чтобы они были отовсюду видны. Звон колоколов должен быть слышен как можно дальше.

- Наше государство называется Россия, Российская Федерация.

- Ребята, а знаете ли вы, чем одно государство отличается от другого?

- Правильно, государства различаются языками, на которых разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением. А какие основные символы государства?

Вы правильно ответили, основные символы это - герб, флаг, гимн.

На гербе нашего государства изображен двуглавый золотой орел. Слайд № 15

Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия,  символ власти, могущества, мудрости. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III - великий князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь - это герб Российской Федерации. Внутри российского герба - герб Москвы. На нем, на красном фоне, изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

Герб это - эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Слайд № 16. Трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами - Российский флаг. Появился впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это Государственный флаг Российской Федерации.

Что же символизируют цвета Российского флага? Есть разные версии. По одной это - единство земли, моря и неба. По другой - содружество трех славянских народов. По третьей - белый цвет символизирует веру, чистоту, синий - небо, благородство, верность, красный - героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый - это вера, синий - надежда, красный -любовь.

Слайд № 17 Третий символ нашего государства - Гимн Российской Федерации. Слова гимна сочинил С. В. Михалков, музыка А. В. Александрова. Гимн был утвержден президентом 30 декабря 2000 года. В новый век Россия вступила с новым гимном, давайте его послушаем, но не забывайте, что гимн нужно слушать стоя.

(Звучит гимн (один куплет))

Учитель: Россия - эта великая, могучая, красивая держава. Она всю свою многовековую историю терпела и нашествия, и войны, и погромы, и пожары, и страдания. Но она выходила из всех испытаний обновленной, словно птица Феникс из пламени.

Россия великая и красивая страна. Такой страны нет больше в мире. Нет в других странах красивой русской зимы, красавиц берез, птиц, которые поют сладостные песни, больших лесов, бескрайних полей: Всё это - наша с вами Родина, это Россия.Слайды № 18,19,20

Ответы детей

.

Потому что здесь жили наши отцы и деды

Потому что мы здесь родились

Ответы детей

Любить, охранять, беречь и так далее.

Ответы учащихся

Заканчивают пословицы

Мачеха

Служить

Мать любимую

За нее постоять

Матерям мать

Ответы детей.

Ответы детей.

Познавательные:

прием информации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.  

Регулятивная:

Учиться высказывать своё предположение (версию).

 Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договоренностей и

согласование общего решения.

Личностные:  формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: прием информации.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Коммуникативные:  умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний

Личностные:  формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; активно участвовать в общем диалоге, организованном учителем

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную цель и задачу

Познавательные:

 – владеть общими способами решения конкретных задач; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: прием информации (осознанное построение речевых высказываний, высказывания своего собственного мнения),

умение ориентироваться в своей системе знаний,  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, способствовать развитию учащихся  навыков творческой  работы.

Личностные: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,  использование речевых средств

 Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.

 Коммуникативные:

строить речевые высказывания в рамках учебной деятельности, использовать речевые средства,

развивать умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Физминутка

Цель этапа - здоровьесбережение

Как живешь?

- Вот так!  (Показать большой палец)

- Как идешь?

- Вот так!  ( Ходьба на месте)

- Как бежишь?

- Вот так!  ( Бег на месте)

- Ночью спишь?

- Вот так!  ( Руки «лодочкой» под щеки)

- Как берешь?

- Вот так!

- Как даешь?

- Вот так!

- Как шалишь!

- Вот так!  ( Надуть щеки и стукнуть по ним)

- Как грозишь?

- Вот так!

Делают упражнения совместно с учителем.

Продолжение занятия

Цель этапа – актаулизация знаний учащихся; открытие новых знаний

Дом счастья

Викторина

Кто знает, какие  народы проживают в России?

Учитель:  А чем народы отличаются друг от друга?

Они могут отличаться внешностью. У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.

Россия древняя страна. У нее богатая история. Народная память хранит имена удивительных, талантливых людей, прославивших свою страну. Давайте вспомним имена великих россиян. Посмотрите на экран – кого вы видите на этих картинах?  (на экран проецируются портреты, ученики называют имена: Петр I, М. Ломоносов, А.Суворов, М Кутузов, А.Пушкин, Л. Толстой,   Ю.Гагарин )

Слайды 21-27

Все мы с вами родом из огромной страны, имя которой - Россия. Но у каждого из нас есть малая Родина - место, где мы родились, и большая Родина - Отечество. Нашей малой Родиной является город Смоленск.

Слайд № 28

Здесь вы родились, живете, здесь живут ваши родители и друзья. Посмотрите на экран. Какие достопримечательности вы видите на фотографиях? (Собор, Крепостная стена, памятник войне 1812 года, памятник Твардовский и Теркин, памятник М.И. Глинке). Слайды 29-33

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом – где он родился. Родина начинается на пороге нашего дома.

Давайте построим свой дом счастья. Мы будем строить свой дом по кирпичику.

Вот мы и построили дом, в котором каждый может быть счастлив!

Ребята, как называют человека, который любит свою родину и совершает полезные дела во имя её процветания?

Да, такого человека называют патриотом, а чувство любви к родине – патриотизмом

Слайд 34

А хотите узнать, вы – патриоты своей Родины? Для этого мы проведём с вами викторину на знание настоящего, истории и традиций нашей Родины. Дайте её полное название

Слайд 35

Викторина.

  1. Кто сейчас является президентом нашей Родины
  2. Назовите столицу нашей Родины?
  3. Как называются граждане России?
  4. На каком языке говорят россияне?
  5. Кто выбирал президента?
  6. Какие государственные символы вы знаете?
  7. Кто автор слов Российского гимна?
  8. Как зовут космонавта, который первым полетел в космос?
  9. В каких  частях света расположена Россия?
  10. Назовите города, которые вы знаете. (Какие крупные реки протекают по территории нашей Родины? (Волга, Днепр, Лена, Енисей и т.д.)

  1. Какие главные праздники отмечают в нашей стране?

  1. Русский праздник проводов зимы – это?
  2. Как звали трех былинных богатырей?

  1. Какое дерево считают символом России?
  2. Какими природными богатствами славится наша Россия?

  1. (Какие животные живут на территории России

Молодцы! Я рада, что вы так много знаете о нашей России, то есть о нашей с вами родине.

Каждый человек, живущий в Росси должен знать её историю и родной язык, беречь и любить её природу. Любите Родину, берегите её, и, если надо будет, помогите ей.

Дети называют национальности: русские, ханты, татары, чуваши, ненцы, таджики и т.п.

. 

Каждый ученик выходит и прикрепляет карточку со словами: любовь, дружба, красота, тепло, нежность, доброта, ласка, ответственность, справедливость, радость,здоровье,трудолюбие, уют, доверие, веселье, простота, смелость , честность, взаимопонимание, требовательность, уважение.

Патриот

Ответы детей

Путин В.В.

г. Москва

Россияне

На русском

Народ

Герб, флаг, гимн

С. Михалков

Юрий Гагарин

Европа, Азия

Москва, Санкт-Петербург, Самара, Пенза, Волгоград, Вологда, Казань, Екатеринбург и т.д.)

Новый Год, День Защитников отечества, 8 марта, День Победы,  День Рождения России (12 июня)

Масленица

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

Березу

Золото, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, каменный и бурый уголь, нефть, газ, лес

Медведи, волки, лисы, зайцы, белки, лоси, кабаны

Познавательные:

Находить ответы на вопросы.

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли. 

Личностные:  формирование понятия «духовная культура», формирование  у детей образа родной страны  как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями.

Познавательные: прием информации

Регулятивные:

уметь работать коллективно.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные:

Формирование умения работать в коллективе

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Заключительный

(рефлексия)

Вот и подошло к концу наше занятие.

Вспомните, о чём мы сегодня говорили.

6. Домашнее задание

Нарисовать рисунки на тему “Моя Родина - Россия” и украсить ими классный уголок.

Слайд 29

Дети анализируют итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные)

Личностные:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку совместной деятельности. 

Регулятивные:

Учится делать выводы в результате совместной работы.

Список использованной литературы

  1.  Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
  2. Пчелов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. М., 2002.
  3. Романовский В.К. Символы российской государственности. М.2002.
  4. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.